Имидж доу как средство повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Измерение конкурентоспособности и снижение рисков дополнительных образовательных услуг в дошкольной образовательной организации Имидж доу как средство повышения конкуре

На деятельность МБДОУ «Детский сад» № 86 большое влияние оказывают внешняя и внутренняя среда.

Внешняя среда МБДОУ «Детский сад» № 86:

Близость учебных заведений (школы);

Библиотека;

Драматический театр;

Историко-художественный музей;

Музыкальная школа;

Музей книжной культуры.

Связь дошкольного учреждения с театром, библиотекой, музыкальной школой и музеями помогает приобщать дошкольников к истории и культуре общества. Совместная работа дошкольного учреждения и школ обеспечивает качественную подготовку детей к обучению к школе.

Управление в дошкольном учреждении осуществляется на основе принципов единоначалия и самоуправления. Общее руководство учреждением осуществляет Педагогическим Советом, в состав которого входят все педагоги. Он решает вопросы своей деятельности на заседаниях, которые проводятся не реже 1 раза в 2 месяца.

Непосредственное руководство учреждением осуществляет заведующий рисунок 1. Штат МБДОУ составляет 32 человек. Структура по категориям работников представлена следующими данными:

Управленческий персонал - 3 человека

Педагоги - 17 человек

Технический персонал - 12 человек.

Рисунок 1 - Организационная структура МБДОУ «Детский сад № 48 Солнечный Зайчик»

В МБДОУ работают кадровые педагоги рисунок 2: заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, шесть воспитателей - имеют высшую категорию (45%); заведующий, шесть воспитателей аттестованы на первую категорию (35%); соответствие категории у четырех педагогов (20%).


Рисунок 2 - Аттестация персонала МБДОУ «Детский сад № 48 Солнечный Зайчик»

Наибольшее число работников имеют высшее образование. Это схематично показано на рисунке 3. Данные, приведенные на рисунке 3 свидетельствуют о том, что в МБДОУ «Детский сад № 48 Солнечный Зайчик» персонал имеет достаточный уровень образованности. Наибольшее количество работников (62 %) имеют высшее образования, и лишь 39 % персонала - среднее специальное. Работников, не имеющих никакого образования, в учреждении не имеется.


Рисунок 3 - Структура персонала по уровню образования

Таблица 4 - Возрастной состав сотрудников

Данные, приведенные в таблице 4 показывают, что в учреждении наибольшее число сотрудников - от 35 до 45 лет, эта возрастная группа имеет наибольший удельный вест в данной структуре - 35,6 %.

На втором месте по возрастной структуре персонала - работники свыше 45 лет. С небольшим отрывом - всего в 2,4 % третье место занимает возрастная группа сотрудников от 25 до 35 лет. Наименьший удельный вес в возрастной структуре занимают сотрудники до 25 лет. В зависимости от общего стажа работы и стажа работы сотрудники распределены следующим образом:

Данные, приведенные в таблице 5 показывают, что наибольший удельный вес в данной структуре персонала занимают сотрудники со стажем от 5 до 10 лет (32,4 %), На втором месте в данной структуре персонала работники со стажем от 10 до 20 лет (25,6 %).

Третье место занимают работники со стажем от 20 до 30 лет (15,1 %). Работники со стажем от 2 года до 5 лет имеют небольшую долю - всего 12,5 %. Совсем не опытные и молодые специалисты занимают в данной структуре небольшую долю - всего 8 %. Наименьшая доля у группы работников со стажем свыше 30 лет. Их доля составила 6,4 %.

Таблица 5 - Стаж работы сотрудников

В целом, исходя из проведенного анализа, можно сказать, что в МБДОУ «Детский сад № 48 Солнечный Зайчик» сложился сплоченный коллектив, средний возраст которого составляет 40 лет, имеющий стаж от 10 до 20 лет.

Пятифакторная модель Портера таблица 6. Товаром выступают дошкольные образовательные услуги. Потребители - семьи города со средним и высоким уровнем дохода.

1. Угроза вторжения новых участников (открытие детских садов).

Входные барьеры:

Получение лицензии. Данная отрасль является одной из тех отраслей, где получение лицензии является большой проблемой, затратной проблемой. Для того чтобы получить лицензию на предоставление дошкольных образовательных услуг необходимо собрать следующие документы: устав организации, подтверждающий постановку в налоговые органы; договор на аренду помещения или договор собственника; заключение СЭС и пожарников о том, что в помещении соблюдены правила, необходимые для ведения образовательной деятельности; образовательная программа; документ, подтверждающий наличие материально-технической базы и учебно-методической литературы; сведения о составе педагогического коллектива, численности детей.

Высокая мера ответственности. Всю ответственность за жизнь и здоровье детей несет детский сад, поэтому систему безопасности необходимо продумать до мелочей.

Привлечение высококвалифицированного персонала. Найти опытных педагогов, владеющих разными продвинутыми методиками воспитания и образования, да еще с рекомендациями непросто. Даже в случае, если выделили такого педагога, для привлечения его на работу необходимо обеспечить его достойной заработной платой, обеспечить не денежное стимулирование. Кроме воспитателей и методистов садику нужны повара, нянечки, преподаватели музыки и физического воспитания, охранники.

Поддержка администрацией города. Сегодня администрация заинтересована в создании и реконструкции детских садов, и предлагает программу помощи для открытия детских садов на основе муниципального заказа.

2. Власть поставщиков.

Арендодатель - государство. Заключение договора с государством обеспечивает стабильность функционирования учреждения.

Количество поставщиков. Небольшое количество ВУЗов специализирующихся на предоставлении квалифицированных педагогов.

3. Власть потребителей.

Количество потребителей. Большое количество потребителей обеспечивает высокий уровень спроса на дошкольные образовательные услуги. Из-за нехватки мест в детских садах при появлении нового, потребители стремятся приложить все усилия, чтобы их ребенок попал туда.

Однородность предоставляемых услуг. Однородность предоставляемых услуг не скажется отрицательно ни на одном детском учреждении, т.к. сегодня спрос в разы превышает предложение.

4. Товары заменители.

Домашние садики. Дело в том, что помимо легальных детских садиков, официально зарегистрированных по всем правила, существую домашние садики, которые никак не фигурируют в статистике, по той причине, что работают полулегально. Данный вид бизнеса существует достаточно давно и пользуется спросом, т.к. в детских садах нет мест для всех желающих, детей отдаю в детские сады - квартиры. Данный вид бизнеса будет существовать и в дальнейшем, т.к. потребители обеспечивают спрос на дошкольные образовательные услуги.

Няни. Пригласить няню - такое могут позволить себе не многие родители, т.к. как правило, оплата идет почасовая, но при этом все время и внимание уделяется одному ребенку.

5. Конкуренция в отрасли. При рассмотрении только однородных детских садов можно отметить, что конкуренция в отрасли отсутствует.

Единственный конкурент «Детский сад № 57» оздоровительного вида (соответствующей специфики) давно функционирует в представленной отрасли и зарекомендовал себя на рыке.

Если рассматривать не только однородные, но и другие детские сады, можно сказать что уровень конкуренции не будет очень высоким. Борьба за потребителя - клиента отсутствует, клиенты сами находят нужный для них детский сад.

Таблица 6 - Влияние факторов на конкурентоспособность компании в отрасли

Взвешенная оценка

1. Вторжение новых игроков

Лицензирование

Капитальные вложения

Высокая мера ответственности

Квалифицированный персонал

Политика государства

Реакция существующих игроков

2. Власть поставщиков

Арендодатель - государство

Количество поставщиков

3. Власть потребителей

Количество потребителей

Однородность продукции

4. Товары - заменители

Домашние детские сады

Конкуренция в отрасли

Однородные детские сады

Другие детские сады

Доминирующим фактором, оказывающим наибольшее влияние, на конкурентоспособность компаний являются наличие товаров - заменителей, взвешенная оценка которого составляет -0,9. Фактор «вторжение новых игроков в отрасль» положительно влияет на конкурентоспособность, оказывает препятствия для входа новых игроков и предоставляет возможности для развития уже существующих.

SWOT - анализ деятельности учреждения

S - Сильные стороны

1. Профессиональная компетентность работников обеспечивает рост общего профессионального уровня педагогов, кроме того, обеспечивает отсутствие кадровой нестабильности. Всесторонняя компетентность является важной составляющей во всестороннем развитии каждого ребенка.

2. Небольшое количество детей в группе обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

3. Организация общественных мероприятий: праздников, выставок, конкурсов.

4. Дополнительные услуги.

W - Слабые стороны.

1. Нестабильная поддержка государства в области финансирования.

2. Высокая мера ответственности.

O - Возможности.

1. Инновационный процесс в системе дошкольного образования повысит конкурентоспособность компании.

2. Диверсификация. Возможность открытия в детском саду большее количество платных дополнительных услуг.

3. Отсутствие сильной конкуренции в отрасли.

4. Высокий спрос на дошкольные образовательные услуги.

Таблица 7 - SWOT анализ деятельности учреждения

СиВ - Основным механизмом деятельности развивающегося дошкольного учреждения является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в работе дошкольного учреждения.

Основным направлением инновационной деятельности является реализация образовательной программы. Используя нововведения, в нашем детском саду работают не только воспитатели, а в первую очередь воспитатели - педагоги. Именно на инновационные процессы в дошкольных образовательных услугах необходимо сделать основной акцент в дальнейшем развитии компании. Используя такую возможность, как диверсификация, появится возможность, опираясь на дополнительные услуги. Это принесет дополнительный доход. Такая сильная сторона как профессиональная компетентность персонала, что обеспечивает практически индивидуальный подход к каждому ребенку, и фактор отсутствия сильной конкуренции позволят занять одну из лидирующих позиций на рынке, и создадут определенные барьеры для конкурентов.

СиУ - Такие сильные стороны как профессиональная компетентность персонала, использование инновационных процессов, небольшое количество детей в группах, организация общественных мероприятий, дополнительный перечень услуг позволят отстоять свою долю рынка при появлении новых конкурентов.

СлВ - Такая возможность как диверсификация, а именно открытие различных кружков на базе детского сада позволит извлечь большую прибыль. Инновационные процессы позволят занять лидирующие позиции на рынке.

СлУ - Отрасль дошкольных образовательных услуг предполагает высокую меру ответственности, государство регулирует деятельность каждых компаний в этой отрасли.

SWOT-анализ указывает на направления развития деятельности компании, которые необходимо развивать для укрепления слабых сторон и уменьшению воздействия угроз:

1. Основным направлением необходимо выделить инновационную деятельность образовательной программы, разработка и внедрение системы повышения квалификации персонала.

2. Дифференциация. Именно открытие кружков, секций позволит стабилизировать финансовое положение компании, в силу того, что это обеспечит дополнительный приток финансов.

3. Активная маркетинговая политика. Получение грантов. Доход от аренды неиспользуемых хозяйственных помещений.

SWOT - анализ позволил выделить стратегические задачи, стоящие перед детским садом: предоставление равных стартовых возможностей всем детям дошкольного возраста; создание образовательной среды, соответствующей социальным запросам; осуществление своей деятельности на основе законодательства РФ.

Матрица Томпсона - Стрикленда. Для анализа конкурентоспособности компании с использованием матрицы Томпсона - Стрикленда мы выделили основных конкурентов на сегодняшний день: детский сад № 57 оздоровительного вида (соответствующей направленности).

Хотелось бы уточнить каждый ключевой фактор успеха для детского сада:

1. Доверие потребителей (имидж).

2. Взаимодействие с администрацией. Администрация города предоставляет возможность занять определенную долю в отрасли дошкольных образовательных услуг, обеспечивая поддержку.

3. Дополнительные услуги. Помимо стандартных образовательных услуг, детский сад предлагает дополнительные услуги.

4. Месторасположение. Выгодное расположение в центре города.

Таблица 8 - Матрица Томпсона - Стрикленда

Проведя анализ таблицы, можем сделать вывод, что детский сад 57 влиятелен на рынке, но это объясняется отсутствием конкурентов. Детский сад 48 не отстает от своего основного конкурента, и идет в ногу с ним в отрасли, и, учитывая весовые коэффициенты можно сделать вывод, что перспективы у детского сада 48 есть.

Данный вид услуг находится на стадии роста, для того, чтобы максимально продлить этап роста, учреждение может прибегнуть к следующим стратегиям:

1. Расширить спектр предоставляемых дополнительных услуг.

2. Диверсификация позволит компании получать дополнительный доход (участие в грантовых программах предприятий города, сдача в аренду неиспользуемых хозяйственных зданий).

Проведя анализ конкурентной среды, выделив целевой сегмент, можем выделить предполагаемую емкость рынка, спрос на дошкольные образовательные услуги позволяет заполнить все производственные мощности на момент функционирования детского сада.

Цели и задачи Формы работы Методы и приемы решения проблем Ответственные Сроки выполнения
Расширение ассортимента образовательных услуг. Изучение спроса на образовательные услуги: Разработка анкет для родителей, анкетирование, анализ анкет Совместная деятельность заведующей, методиста, воспитателей. Заведующая, методист
1.1 1.2 Организация индивидуального обучения детей по индивидуальным программ. Разработка новой услуги.
Организация индивидуального обучения по индивидуальным программам. 1.Подготовка и согласование с юристом форм контрактов на оказание платных услуг.
2. Подготовка и обучение специалистов для оказания дополнительных платных образовательных услуг Направление на курсы. Методист, воспитатели
3.Разработка и согласование с родителями программ обучения.
4.Подготовка расписания индивидуальных занятий. Заведующая, методист
5.Разработка методики сбора и сохранения информации об уровне усвоения программы каждым ребенком.
1.3 Разработка и проведение рекламной компании для продвижения новой услуги 1.Разработка и оформление информационного стенда. Совместная деятельность методиста и воспитателей. Сообщение руководителя ДОУ. Знакомство с материалами рекламного стенда. Раздача индивидуальных сообщений. Представление новых программ индивидуального обучения детей. Воспитатель
2.Разработка индивидуального информационного сообщения. Заведующая, методист
3.Проведение родительского собрания на тему: «Новые дополнительные образовательные услуги в ДОУ» Воспитатели

Проверочный тест

(Выберите из предложенных только один, наиболее точный, вариант ответа)

1. Сегментация рынка – это: а) Разделение множества потенциальных покупателей на рыночные сегменты с целью предложения им различных услуг, направленных на удовлетворение потребностей; б) Определение места организации (сегмента) на рынке; в) Изучение деятельности конкурентов, действующих на рынке; г) Определение соотношения между спросом и предложением на рынке А Б В Г
2. Преимуществом тонкой (концентрированной) сегментацией является: а) Возможность создания престижного товара (услуги); б) Возможность удовлетворения различных групп потребителей; в) Низкая степень риска организации; г) Предоставление множества услуг определённому рыночному сегменту А Б В Г
3. Важнейшими условиями успешного сегментирования являются (укажите лишнее ): а) Однородность сегмента; б) Доступность сегмента; в) Измеримость сегмента; г) Незначительные, минимальные различия между выделенными сегментами А Б В Г
4. Обеспечение услуге не вызывающего сомнений, четко отличного от других, желательного места на рынке и в сознании целевых потребителей осуществляется в результате: а) Сегментирования; б) Позиционирования; в) Рекламирования; г) Ценообразования А Б В Г
5. В основе сегментации по отношению потребителей к услуге. Мотивам ее приобретения лежит следующий критерий: а) Поведенческий; б) Психологический; в) Социально-экономический; г) демографический А Б В Г



Деловая игра «Выставка дошкольных образовательных учреждений»

Назначение игры: развитие умений будущих руководителей ДОУ организовывать продвижение образовательных услуг на рынке.

Контингент играющих: студенты, возможно включение в игру руководителей-практиков.

Замысел игры : в игре моделируется деятельность руководителей ДОУ различных видов по продвижению образовательных услуг на рынке в ходе взаимодействия с родителями, выбирающими ДОУ для собственных детей.

Игровой комплекс представляет собой встречу на выставке представителей ДОУ и родителей.

Предварительная работа : участники игры делятся на 3 подгруппы по 4 человека («представители трех дошкольных образовательных учреждений») и 1 подгруппу из 6 человек («родители»). «Представители ДОУ» определяют специфику ДОУ, приоритетное направление работы (художественно-эстетическое, оздоровительное, коррекционное и т.д.) и разрабатывают комплекс продвижения образовательных услуг, включающих ключевое мероприятие – участие в выставке детских садов района. «Родители» создают различные образы («деловая мама», «дотошная бабушка», «богатая мама», «мама-наседка», «папа-активист» и т.д.). определяют особенности запросов каждого из этих образов.

Ход игры:

Вводная часть: участники игры объединяются по подгруппам, ведущий уточняет задание.

Группа родителей : игровая цель – на основе запросов осуществить выбор ДОУ для ребенка и обосновать его. В ходе игры продемонстрировать поведение различных типов родителей.

Группа представителей ДОУ : игровая цель – презентовать образовательное учреждение на выставке с целью привлечения наибольшего количества родителей, убедить их сделать выбор в пользу своего детского сада.

Первый этап: участники работают в подгруппах, готовятся к участию в выставке. Оформляют материалы (стенды. Плакаты. Буклеты и т.д.) и помещение. В котором она будет проходить. Следует обратить внимание участников игры на согласованность их действий, четкое распределение обязанностей. Например. В группах представителей ДОУ кто-то является «генератором идей» - предлагает концепцию рекламной компании, разрабатывает рекламные обращения; кто-то определяет техническую организацию выставки (рисует плакаты, готовит стенды, видеоматериалы о работе сада) и т.д. В группе родителей необходимо вначале определить общие требования к ДОУ (например. Наличие платных и бесплатных услуг в нем, доступность информации, интересующей родителей, четко определенная специфика сада, его отличие от других). После чего участники подгруппы родителей прописывают образ каждого родителя, определяют его харак­терные черты и, исходя из этого, прогнозируют поведение на рынке.

Второй этап: инсценируется взаимодействие представителей ДОУ и родителей в ходе выбора ими сада для ребенка.

Заключительная часть: анализ результатов и подведение ито­гов игры. Родители обосновывают свой выбор ДОУ, анализируют организа­цию маркетинговой коммуникации различных садов.

Представители ДОУ определяют типажи, выбранные «родителями», ана­лизируют их реальность, естественность поведения, трудности, испытан­ные во взаимодействии.

Далее все участники игры обсуждают организацию рекламных кампа­ний ДОУ, определяют наиболее эффективные приемы продвижения обра­зовательных услуг. Анализируют, что было труднее всего, а что легче в ходе подготовки и в процессе игры.

При подведении итогов игры участники должны прийти к выводу об эф­фективности участия каждого детского сада в выставке.

Критерии анализа и оценки результатов игры:

Концептуальность, наличие единой линии рекламной кампании ДОУ;

Соответствие выбранных средств продвижения задачам рекламной кампании;

Использование разнообразных средств продвижения услуг на рынке (реклама, стимулирование сбыта и др.);

Оригинальность, творчество в презентации ДОУ;

Эффективность внутригруппового взаимодействия игроков (распреде­ление обязанностей между участниками подгруппы, совместное принятие решений, активность участия, согласованность действий);

Принятие игровой роли, четкое определение ее содержания;

Проявление творчества, артистичности участников игры.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие конкурентоспособности товара. Содержание маркетинговой деятельности на предприятии по повышению конкурентоспособности продукции. Подходы и методики оценки уровня конкурентоспособности продукции. Направления повышения конкурентоспособности товара.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2010

    Понятие, факторы и стратегии конкурентоспособности. Основные маркетинговые методы оценки и повышения конкурентоспособности компании. Состояние конкуренции на рынке строительных услуг. Рекламная политика как инструмент повышения конкурентоспособности.

    дипломная работа , добавлен 22.01.2015

    Взаимосвязь маркетинга и конкурентоспособности образовательного учреждения. Повышение конкурентоспособности ФГОУ СПО "Оренбургский государственный колледж" посредством совершенствования маркетинговой деятельности учреждения профессионального образования.

    дипломная работа , добавлен 16.07.2015

    Методы оценки конкурентоспособности предприятия. Оптимальное удовлетворение потребностей потребителей как способ повышения конкурентоспособности продукции. Анализ маркетинговой деятельности и эффективность предложений по повышению конкурентоспособности.

    курсовая работа , добавлен 08.08.2011

    Понятие конкурентоспособности продукции в маркетинге. Параметры конкурентоспособности товара. Методология оценки конкурентоспособности товара. Разработка программы по конкурентоспособности товара. Наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2006

    дипломная работа , добавлен 23.05.2012

    Объективная необходимость обеспечения конкурентоспособности банка в условиях рыночной экономики. Управление маркетингом как фактор повышения рентабельности. Исследование уровня конкурентоспособности услуг АО "Нурбанк" и разработка путей ее повышения.

    дипломная работа , добавлен 26.02.2011

    Понятие конкурентоспособности товара. Исследование конкурентоспособности продуктов и эффективности маркетинговой деятельности. Конкурентоспособность и качество, их место в стратегии маркетинга. Вицы конкуренции и оценка состояния конкурентной среды.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2004

Аналитическая деятельность руководителя

Использование маркетинга в сфере образования началось в России с середины 90-х гг. ХХ в. На сегодняшний день отмечается интенсивное развитие маркетинга системы ДО, которое обусловлено изменением нормативно-правовой базы системы ДО, демографической ситуацией в стране. Поэтому большинство руководителей стремятся к активному использованию маркетинговых мероприятий с целью привлечения родителей и обеспечения конкурентоспособности ДОУ.

Маркетинг – ведущая функция управления, определяющая рыночную и производственную стратегии предприятия, учреждения, и основанная на знании потребительского спроса (С.Г.Абрамова, В.И.Андреева, И.Т.Балабанов, С.А.Езопова, А.П.Пригожин, Н.П.Литвинова, В.И.Пилипенко, В.В. Шереметова).

Маркетинг – это:

Система организации деятельности предприятия, фирмы, организации, корпорации по разработке, производству и сбыту услуг, товаров на основе изучения запросов потребителей с целью получения высокой прибыли

Тщательное и всестороннее изучение рынка, активное воздействие на рынок, формирование потребностей и покупательских предпочтений, обеспечение связи между разработчиком и потребителем, оказание помощи в нахождении друг друга – основная цель любой маркетинговой деятельности

Вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена информацией, услугами, товаром

Процесс, цель. Которого становится обеспечение наиболее полного удовлетворения потребностей и спроса покупателя

В науке об управлении обозначен комплекс активного маркетинга:

Прочность – четкая система маркетинговых исследований и маркетинг инфляции

Сегментирование образовательного рынка и политика ценообразования

Розничная (единичная) и оптовая (комплексная) торговля образовательными услугами, товарами

Система привлечения высококвалифицированных специалистов, их отбор, обучение персонала

Стимулирование сбыта, пропаганда как способ формирования спроса, продвижения на рынок образовательных услуг, товаров

Цель маркетинговой деятельности ДОУоказание населению качественных образовательных услуг, направленных на удовлетворение потребностей как клиентов, так и сотрудников ДОУ (по С.А.Езоповой).

Основные задачи маркетинговой деятельности ДОУ:

1. изучение и анализ образовательного рынка и конкурентных учреждений

2. выявление потенциальных возможностей ДОУ на образовательном рынке и образовательных потребностей

3. определение потенциальных факторов маркетинговой среды ДОУ

4. проектирование образа услуг и товаров, качественных характеристик для удовлетворения существующего родительского спроса

5. планирование стратегии управления маркетинговой деятельности по продвижению и сбыту образовательных услуг

6. разработка и применение системы мер быстрого реагирования на потребительский спрос и ценообразование на создание инновационного продукта

Принципы маркетинговой деятельности ДОУ:

1. оказание услуг, соответствующих потребительскому спросу

2. удовлетворение потребностей сотрудников ДОУ

3. ориентация на достижение качественного результата работы ДОУ

4. обеспечение конкурентоспособности ДОУ на рынке образовательных услуг на основе гибкой стратегии управления

5. создание и поддержание благоприятного имиджа ДОУ, информирование реальных и потенциальных потребностей об образовательных услугах, стимулирование спроса на них

Функции маркетинга в ДОУ (по С.А.Езоповой):

1. исследовательская – изучение макро- и микросреды ДОУ, рынка образовательных услуг, спроса потребностей, целевого рынка

2. организационная – разработка политики предложения услуг и ценовой политики (определение реестра услуг, установление цены, управление качеством и конкурентоспособностью услуг)

3. коммуникативная – организация условий продвижение услуг на рынке образовательных услуг, установления взаимоотношений с окружением ДОУ

4. инновационная – научно-исследовательская деятельность по созданию и оказанию услуг-новинок, инноваций, модификации имеющихся услуг

Менеджмент – совокупность методов, форм и средств управления производством, позволяющая использовать его наиболее эффективно.

Менеджмент в системе образовании в работах некоторых современных авторов выступает как:

Целенаправленный, системно организованный процесс воздействий на его структурные компоненты и связи между ними, обеспечивающий их целостность и эффективную реализацию функций, его оптимальное развитие;

Научно-организованное управление со своеобразной иерархией: первый уровень - управление деятельностью педагогического коллектива, второй - управление деятельностью учащихся;

Комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития.

Вся проанализированная литература, связанная с управлением образованием, может быть условно разделена на три направления:

первое - управление процессом образования (у некоторых авторов - обучения, воспитания, или формирования личности);

второе - управление образовательными организациями;

третье направление - управление системами (программами, проектами) образования.

Менеджмент в сфере образования – это специфическая отрасль управленческих наук, вобравшая в себя истоки педагогики, психологии, социологии управления, менеджмента и маркетинга. Образовательный менеджмент имеет свою специфику и присущие только ему закономерности. Профессиональные знания по менеджменту обусловливают осознание управленцами, связанными с образованием, трех различных инструментов управления:

Организации, иерархии управления, основное средство здесь - воздействие на человека сверху с помощью мотивации, планирования, организации, контроля, стимулирования и пр.;

Культуры управления, т.е. вырабатываемых и признаваемых обществом, организацией, группой людей ценностей, социальных норм и установок, особенностей поведения;

Рынка, рыночных отношений, т.е. отношений, основанных на равновесии интересов продавца и покупателя.

Общемировая тенденция роста образовательных систем обусловливает развитие теоретических концепций, связанных с изучением образовательного рынка как отраслевого и образовательной услуги как экономического блага.

Единого определения термина «образовательные услуги» в настоящее время не существует, однако в отечественной экономической литературе различают несколько подходов к определению образовательных услуг (табл. 1).

Образовательная услуга - это:
1) учебно-педагогическая деятельность;
2) предоставление образовательным учреждением возможности получения образования, повышающего стоимость рабочей силы потребителя и улучшающего его конкурентоспособность на рынке труда;
3) система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства;
4) в частном случае подготовка специалиста определенной квалификации для организации-потребителя.

Образовательными услугами, предлагаемыми на рынке в качестве товара, могут быть:

Образовательный товар – в условиях рыночных отношений образовательная услуга приобретает товарную форму, образуется рынок образовательных услуг, на котором формируется спрос и предложение, а, следовательно, и цена – единица образовательной услуги.

Товаром могут быть изделия, подготовленные детьми, родителями, педагогами, и услуги, которые ДОУ предлагает целевому рынку.

В современном менеджменте выделяют 5 концепций управления маркетингом:

1. постоянное совершенствование образовательных услуг (товаров), доступность их потребителю

2. совершенствование образовательных услуг (товара) за счет повышения их качества

3. интенсификация коммерческих усилий – стимулирование потребителя к покупке комплексного пакета образовательных услуг

4. выявление с помощью проведения маркетинговых исследований нужд и запросов потребителей

5. социально-этический маркетинг

При организации аналитической деятельности, направленной на повышение конкурентоспособности ДОУ, руководитель должен решать следующие задачи и соблюдать следующие принципы управления маркетингом:

1. познакомиться с эволюцией маркетинга как науки, с социально-экономической сущностью и содержанием, основными принципами маркетинга

2. изучить концепции управления маркетингом

3. проанализировать процесс осуществления управления маркетингом

4. рассмотреть варианты розничной и оптовой торговли образовательными товарами (услугами)

6. создать в организации систему сбыта образовательных товаров (услуг)

7. использовать накопленный материал по разработке, установлению цен на образовательные товары (услуги) в других учреждениях, организациях.

В менеджменте выделены общие принципы маркетинга:

1. нацеленность – ориентация конечных результатов учреждения, организации на реальные требования и пожелания потребителей

2. всестороннее изучение состояния и динамики потребительского спроса на данный товар (услугу), использование руководителем ДОУ полученной информации в процессе разработки и принятия научно-управленческих и хозяйственных решений

3. максимальное приспособление учреждения, организации к требованиям рынка образовательных услуг с целью повышения эффективности их функционирования

4. воздействие на образовательный рынок, потребительский спрос с помощью всех доступных средств в целях формирования его в необходимых для учреждения направлениях

5. развитие и поощрение в организации творческого подхода к решению возникших в результате проведения маркетинговых исследований проблем (по совершенствованию и повышения качества образовательной продукции и услуг)

6. обеспечение целевого управления процессом: научные разработки – организация – реализация – мониторинг

7. своевременный выход на рынок новых образовательных услуг и высококачественной продукции (образовательных услуг, товаров)

8. разделение рынка на относительно однородные группы потребителей (сегментация рынка) и ориентация на те сегменты рынка, на которых учреждение, организация обладает наилучшими потенциальными возможностями, выпуск продукции (оказание услуги) с учетом особенностей отдельных сегментов рынка, характеризующихся определенным типом потребителей и их потребностями

9. предоставление на образовательный рынок товаров (услуг) наивысшего качества и надежности

10. постоянное повышение качества образовательной продукции (услуг) в конкурентной борьбе

11. ориентация маркетинга на перспективу, постановка конкретных задач по завоеванию рынка образовательных услуг, расширению объема предоставляемых услуг, особенно на перспективных секторах образовательного рынка.

Качество образовательной услуги (товар) – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности руководителя по разработке стратегии наполнения рынка образовательными услугами, организации деятельности по созданию образовательных услуг (товаров), по обеспечению маркетинговой деятельности.

Показателями качества образовательного товара могут выступить следующие показатели:

Соответствие стандартам учебных планов и образовательных программ

Использование количественных показателей оценки качества при тестировании

Наличие новых направлений в развитии учреждения

Оценка качества учебно-методических материалов не только по отзывам специалистов, но и по успехам их реализации

Оценка материально-технической базы как среды, обеспечивающей качество образования

Параметры оценки качества образовательной услуги (товара):

Технический уровень – материализация в услуге, продукции научно-технических достижений науки и практики

Эстетический уровень – комплекс свойств, связанных с эстетическими ощущениями и взглядами

Эксплуатационный уровень – техническая сторона использования услуг, продукции.

В маркетинговой деятельности под продукцией понимается результат деятельности, который может быть представлен товарами, услугами. Продукцией деятельности ДОУ могут выступить товаром – детские поделки, методические пособия, услугами – программы и технологии развития ребенка.

Этапы маркетинговой деятельности в ДОУ (по С.А.Езоповой):

1. Анализ рыночных возможностей ДОУ:

Создание системы маркетинговой информации. Проведение маркетинговых исследований, направленных на изучение маркетинговой среды ДОУ

2. Отбор целевых рынков ДОУ:

Сегментирование рынка образовательных услуг, выбор целевых сегментов, на которые будет ориентироваться ДОУ, и позиционирование услуг на рынке.

3. Создание комплекса маркетинга ДОУ:

Формирование портфеля услуг ДОУ (политика предложенных услуг, ассортиментная политика)

Определение цен на услуги ДОУ (ценовая политика)

Организация продвижения образовательных услуг на рынке (сбытовая, коммуникативная политика)

4. Управление маркетинговой деятельностью в ДОУ:

Планирование маркетинга, организация деятельности маркетинговой службы ДОУ, контроль.

На образовательном рынке в условиях маркетинговой деятельности различают два вида рынков:

Рынок продавца – ситуация власти продавца за счет выброса на образовательный рынок дефицитного товара (авторских программ, технологий)

Ситуация рынка покупателя – рынок, насыщенный образовательными услугами, на котором большую власть имеют покупатели как заказчики и потребители образовательных услуг, активными «деятелями рынка» выступают продавцы, от которых требуется поиск авторов-создателей образовательных товаров и услуг, издательства, готового тиражировать продукцию, способность анализировать необходимость «выброса» того или иного товара, образовательной услуги.

Руководителю необходимо уметь хорошо ориентироваться и быть компетентным в видах конкуренции:

Функциональная конкуренция – 1 услугу можно удовлетворить различными средствами;

Видовая конкуренция – одни и те же услуги осуществляются разными организациями;

Предметная конкуренция – разные организации выставляют на рынок аналогичные товары;

Ценовая конкуренция – снижение цены на товар;

Скрытая ценовая конкуренция – товар (услуга) более высокого качества продается по такой же цене, как и у конкурирующей организации.

Незаконные методы конкуренции направлены на выпуск продукции-имитатора с более низким качеством.

Правила конкурентной борьбы:

1. будьте уверены, что ваш соперник вполне в курсе данного товара (услуги)

2. избегайте действий, которые могли бы «рассердить» соперника

3.убедите соперника, что ваши эмоции и действия соответствуют вашему положению, ситуации и подсказаны логикой рассуждения.

Коммерческий успех работы ДОУ зависит от факторов:

1. глубокого и всестороннего изучения форм, типов и видов рынков

2. изучения рынка и его характерных особенностей, потребностей и возможностей

Способы стимулирования сбыта продукции:

1. заключение договоров с потребителями на условиях взаимозачета

2. поставка товаров и услуг в различные организации

3. распространение товаров, услуг доступными средствами рекламы

1. информационная

2. увещевательная

3. напоминающая

Качество товара (образовательной услуги) – определение свойств и качеств продукции, конкурентоспособной на рынке образовательных услуг, создание условий для качественной работы сотрудников и качественной деятельности учреждения, обеспечивающих качество продукта, формирование конкурентоспособного имиджа ДОУ и выпускаемой продукции.

Управление процессами обеспечения эффективных условий для достижения качества товара (услуги) длителен и может быть представлен следующими этапами:

1. Разработка модели управления процессом обеспечения качества образовательных услуг и товаров

2. разработка программы маркетинговой деятельности

3. разработка бизнес-плана

4. создание программы подготовки педагогического коллектива к созданию и внедрению новых инновационных образовательных услуг

5. разработка параметров контроля маркетинговой деятельности по продвижению образовательных услуг (товара) на образовательном рынке.

Таким образом, современному руководителю ДОУ необходимо осваивать управленческие компетенции, которые позволят решать основные экономические, социальные и образовательные задачи: обеспечить ДОУ экономическую самостоятельность и конкурентоспособность, приток финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему ДО, инвестиционную привлекательность учреждения.


Имидж ДОУ, как средство повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не
оказывала бы влияние, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира…
Тот, кому удается создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…
Е.И.Тихеева
У каждого дошкольного учреждения своё лицо. Немаловажно, какой детский сад выберут родители для своего ребёнка, и совсем небезразлично быть более привлекательным учреждением для потенциальных работников. На сегодняшний день, важно помнить, что образовательным учреждениям предъявляются все новые требования и немаловажную роль играет репутация, имидж дошкольного учреждения. Для создания положительного имиджа важно всё от порога дошкольного учреждения до отношения руководителя и воспитателей к родителям и их детям. Что же такое имидж детского сада?

Имидж – явление не новое, но актуальное и его результат определяют все члены коллектива. Поэтому каждый сотрудник понимает и разделяет ответственность за свою работу отдельных составляющих имиджа, находящихся в его компетенции. Имидж ДОУ - эмоционально окрашенный образ образовательного учреждения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определённой направленности на конкретные группы социума. Еще лет пять назад сочетание слов “имидж детского сада” звучало по меньшей мере необычно. А сейчас все больше руководителей дошкольных образовательных учреждений задумываются над целенаправленной работой в этом направлении. Тема является актуальной на сегодняшний день для многих учреждений. С каждым годом возрастает конкуренция между дошкольными образовательными учреждениями не только нашего района, но и микрорайона, расположенными, как правило, на незначительном по удаленности расстоянии друг от друга. В настоящее время многие детские сады вынуждены задуматься о том, в чем же их преимущество по сравнению с другими. А у родителей появилась возможность выбирать то учреждение, которое удовлетворяет все его потребности. В данных обстоятельствах создание положительного имиджа детского сада представляется необходимым элементом повышения его конкурентноспособности.
Конкретно для нашего учреждения, имидж, репутация - очень важны. Работая в инновационном режиме, наш детский сад постепенно сформировал свой фирменный стиль дошкольного учреждения. Каждый работник рассматривается как «лицо» учреждения, по которому судят о ДОУ в целом. Каждый член коллектива имеет свой профессиональный имидж, и в то же время всех – и руководителей, и педагогов, и младший обслуживающий персонал – объединяет общий имидж: внешний вид, культура общения, интеллект, приветливая улыбка, привлекательность манер поведения, гордость за своё учреждение и воспитанников. Именно от имиджа работника (в частности, профессионализма руководителя ДОУ, личного авторитета, его стиля руководства, обаяния) во многом зависит желание сотрудничать с ним или учреждением.
Я считаю, что главным субъектом формирования имиджа являются именно руководитель и сформированный им педагогический коллектив, а также в силу обратной связи - различные социальные группы, заинтересованные в предоставлении воспитательных услуг. К этим группам относятся дети и их родители; работники конкурентных учреждений, работники органов управления образованием и муниципальных органов власти, местные жители. Основная причина, почему следует уделять большое внимание имиджу руководителя, состоит в том, что именно с ним персонифицируют учреждение, как сотрудники, так и его клиенты. Следовательно, очень много в восприятии окружающими организации зависит от руководителя.
Так как же мы понимаем имидж заведующего ДОУ? В словаре Даля слово «заведовать» расписывается следующим образом. «Заведовать (чем), знать (что), то есть управлять, держать в ведомстве своем, сродни слову водить – указывать путь, или предводительствовать будучи начальником. Управлять – править, давая ход, направление, распорядиться, быть хозяином, распорядителем чего». Заведующий определяется в понятии людей как «лицо» ДОУ.
Современный руководитель ДОУ должен обладать высоким профессионализмом, компетентностью, организаторскими качествами, работоспособностью, политической культурой, высокой нравственностью, личным авторитетом, стремиться к демократическому стилю руководства. (Высокая репутация руководителя требует индивидуального стиля руководства.) Руководитель должен находить общий язык с молодыми и пожилыми, детьми и родителям, работниками разных профессий, людьми разного образования, семейного положения, квалификации, говорить просто, правильно, доступно, уметь не только говорить, но и слушать. Важная составляющая имиджа руководителя - самопрезентация. Имеют значение особый блеск в глазах, улыбка, своеобразная интонация голоса, привлекательность манеры поведения. Особое внимание уделяется улыбке, которая передает массу положительных эмоций. Главное, чтобы имидж руководителя был привлекательным для самых широких слоев населения.
Основная причина, почему следует уделять большое внимание имиджу руководителя, состоит в том, что именно с ним персонифицируют учреждение, как сотрудники, так и его клиенты. Следовательно, очень много в восприятии окружающими организации зависит от руководителя.
Все перечисленные компоненты имиджа руководителя подходят и к педагогу. К его личности всегда предъявлялись высокие требования, так как именно он создает культуру последующих поколений, воспитывает детей и родителей, воспитывает и учит своим поведением, отношением к людям, внешним видом.
Дети – словно нежные бутоны. Им нужен садовник с добрым лицом. Только нравственно возвышенный и в совершенстве владеющий искусством «настройки душ». Как показывают исследования учёного-медика В.Ф.Базарного, болезни ребёнка во многом обусловлены агрессивностью поведения педагогов. Имидж педагога должен создавать иллюзию мажора, скрывая при этом немощность и др. Этому полезно учиться. Неважное здоровье, плохое настроение, свой внутренний дискомфорт надо уметь скрывать от внешнего взгляда, быть всегда в «форме».
Следует помнить совет Л.Н.Толстого: стараться не раздражаться, достигать собственного умиротворения, ибо в спокойном состоянии дело улаживается само собой. Влюблённость в детей – главное условие педагогической деятельности. Влюблённый в детей и увлечённой своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адаптивны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен. Он для ребёнка как духовный пастырь, надёжный старший друг, доверительный собеседник. Его образ надолго, а нередко и навсегда остаётся в их памяти, как вечный пример для подражания. В содружестве с таким педагогом нуждается каждая семья. Они призваны быть консультантами родителей, совместно сними вести историю индивидуального становления каждого ребёнка.
«Много тысяч лет тому назад увидел БОГ, что множатся пороки людей и решил им помочь. Создал он Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?». Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий воду – от Бога. И только четвёртый, Высокий Дух изрёк: «Вложи в каждого человека жажду познания и дай им учителя». Послал Бог на землю учителей Моисея, Иисуса Христа, Будду, Мухаммеда. А потом собрал светлых ангелов и наказал им быть учителями для детей. С тех незапамятных на земле рождаются ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Это – учителя!». Воспитатель – первый, после мамы, учитель, который встречается детям на жизненном пути. И от того, насколько он способен отдавать своё сердце детям, зависит радостное проживание детства ребёнком, вся его дальнейшая жизнь. В большинстве своём педагоги - люди особенные: бессеребренники, не жаждущие от судьбы ни почестей, ни наград. А как же желание быть значимым, уважаемым, востребованным? А для этого им необходимо быть в центре событий, знать и понимать многое, оставаться неуспокоенным, неравнодушным, стремиться к самосовершенствованию. Воспитатель – это «бегатель», «прыгатель», «вечный двигатель», потому что дети хотят быть здоровыми. Воспитатель – это певец, музыкант, фокусник, потому что дети любят слушать и разыгрывать сказки, колыбельные песни перед сном. Воспитатель – это экскурсовод, исследователь, экспериментатор, энциклопедист, потому что дети с удовольствием гуляют, наблюдают, экспериментируют и любят задавать вопросы. Воспитатель – это архитектор, конструктор, художник, скульптор, потому что дети всегда готовы созидать.
Как у руководителя, у педагога, так и у каждого детского сада есть свое «лицо». Индивидуальность нашего детского сада проявляется:
В сложившемся стабильном, творческом педагогическом коллективе единомышленников. Большая часть педагогов учреждения работает именно в нашем детском саду более 10 лет, 50% педагогов имеют высшею квалификационную категорию.
В создании комфортных условий, оригинальной развивающей среде детского сада. Наш детский сад - это «Сад цветов»: каждая возрастная группа названа своим цветком. Это: «Ландыш», «Незабудка», «Роза», «Мак», «Ромашка», «Астра», «Гвоздика», «Нарцисс», «Тюльпан», «Пион» «Василёк»». В каждой возрастной группе выработан свой стиль оформления интерьера, где учитываются основные характеристики для создания развивающей предметно – пространственной среды:
- комфортность и безопасность обстановки;
- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
- обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;
- обеспечение возможностей для исследования.
Визитной карточкой нашего детского сада является информационный стенд в виде цветка.
Наш садик замечательный,
Цветочков в нем не счесть:
Нарцисс и гвоздика,
Астра и пион,
Ромашка и незабудка,
Тюльпан и мак красуются,
А ландыш как хорош!
В букете сада нашего
И розочку найдешь.
В традициях детского сада, среди которых:
Празднование Дня Матери;
Празднование Масленицы с блинами, хороводами и с сжиганием чучела.
Проведение субботников по уборке территории учреждения совместно с родителями, итогом которых является не только чистота и порядок, но и совместное чаепитие на сведем воздухе;
Проведение дней Открытых дверей для родителей будущих воспитанников детского сада;
Проведение тематических недель: Космической недели, Книжкиной недели, Недели – сказки из лукошка, Недели - любимый мультфильм и др;
Выпуск газеты совместно с родителями “Мой любимый район”, «Любимый город – чистый город»;
Проведение спортивных праздников, Малых зимних и летних олимпиад на территории ДОУ;
Оформление интерьера детского сада детскими творческими работами.
Летопись детского сада, книга отзывов для родителей и гостей ДОУ;
Уважительном отношение к каждому гостю.
Итоги деятельности ДОУ освещаются в местной печати, концертах воспитанников детского сада, не только в музыкальном зале учреждения, но и на различных других сценах (гала концерт победителей музыкального районного конкурса «Золотой ключик», выступление на фестивале здоровья «Для яркого будущего страны»). Проводятся анкетирование родителей, консультирование, родительские собрания. Ведётся активная работа с близлежащими школами, библиотекой, учреждениями здравоохранения, дворцом детского и юношеского творчества. В кабинете заведующего учреждения находится Почётное место достижений ДОУ (дипломы, грамоты, благодарственные письма).
По истечении 15 лет деятельности в должности руководителя ДОУ для меня ясно, что для создания положительного корпоративного имиджа необходимо следующее: желание видеть своё учреждение очень нужным и привлекательным, умение сплотить коллектив (не только педагогический, а в целом). Детский сад должен стать не только для ребенка, но и для всего коллектива детского сада, родителей – территорией радости.


Приложенные файлы

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!