Конкурсы как PR-технология формирования положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения. Портал образования Из чего складывается имидж дошкольной образовательной организации

Имидж образовательного учреждения подразумевает сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый соотношением между различными сторонами его деятельности и транслируемый во внешнюю среду [Почепцов Г.Г., 2001, с.86].

С понятием имиджа так же связана репутация образовательного учреждения, которая складывается из нескольких составляющих и удерживается в массовом сознании на долгое время. Отличие имиджа от репутации заключается в том, что репутация является итогом создания имиджа.

Выделяют постоянные и переменные слагаемые положительного имиджа образовательного учреждения.

К числу постоянных имиджа относятся:

  • 1. Четкое определение педагогическим коллективом миссии и концепции образовательного учреждения;
  • 2. Доброжелательная атмосфера в учительском и детском коллективах;
  • 3. Педагогическая, социальная и управленческая компетентность сотрудников;
  • 4. Руководитель должен быть: профессионалом своего дела, явным лидером, яркой личностью, обладать неформальным авторитетом, иметь способность вдохновлять коллектив на достижение высокой цели;
  • 5. Эффективная организационная культура образовательного учреждения, включающая разделяемые всеми нормы, ценности, определенную философию управления, весь спектр взглядов, отношений, определяющих специфику поведения коллектива в целом;
  • 6. Качество образовательных услуг;
  • 7. Наличие и функционирование детских общественных организаций;
  • 8. Связи образовательного учреждения с различными социальными институтами, высшими учебными заведениями и т.д.;
  • 9. Вклад образовательного учреждения в развитие образованности и подготовке воспитанников к школе, моральное воспитание, раскрытие творческих способностей, формирование здорового образа жизни;
  • 10. Забота администрации об оказании своевременной актуальной психологической помощи отдельным участникам образовательного процесса (ученикам, молодым специалистам, родителям и пр.);
  • 11. Наличие яркой внешней символики [Лазаренко И. Р., 2009, с. 11].

К числу переменных имиджа можно отнести:

  • 1. Содержание миссии и приоритеты образовательного учреждения;
  • 2. Виды образовательных услуг;
  • 3. Материальную базу образовательного учреждения.

Следовательно, при работе над созданием устойчивого позитивного имиджа образовательного учреждения необходимо первостепенное значение придавать неизменным и постоянным компонентам. С позиции управления образовательным учреждением выявленные составляющие можно сгруппировать в следующие блоки:

  • 1. В общеобразовательном учреждении должна быть комфортность (оптимизм и доброжелательность в коллективе, своевременная психологическая помощь отдельным участникам образовательного процесса и пр.);
  • 2. Качество образовательных услуг (учебное заведение должно сделать вклад в развитие образовательной подготовки учащихся, их воспитанности, психического здоровья, творческих способностей, формирование здорового образа жизни; ясное видение целей образования и воспитания, сформулированное в миссии образовательного учреждения; связи школы с различными социальными институтами и т.д.);
  • 3. Стиль образовательного учреждения должен восприниматься позитивно (эффективная организационная культура школы; наличие и функционирование детских общественных организаций и т.д.);
  • 4. Положительный образ руководителя и персонала образовательного учреждения (педагогическая, социальная и управленческая компетентность сотрудников);
  • 5. Яркая внешняя атрибутика (наличие внешней символики, ритуалов и пр.) [Лазаренко И. Р., 2009, с. 13].

Имидж общеобразовательного учреждения всегда направлен на стимулирование положительных эмоций и их проецирование, на те услуги, которые оказывает образовательное учреждение. Имидж является средством воздействия на общественное мнение. Так как результат обучения зачастую отдален во времени и может не осознаваться самим обучающимся, то необходимо учитывать такие особенности имиджа, как универсальность и уникальность. Универсальность может выражаться, прежде всего, как в унификации научных подходов, понятий, принципов и факторов, так и в стандартизации требований, показателей качества, использовании технологий и методов обучения. В данном случае уникальность проявляется в выборе образовательных учреждений востребованных на рынке труда и повышающих конкурентоспособность специалиста [Панасюк А.Ю., 2004].

Под формированием имиджа образовательного учреждения понимают процесс, в ходе которого создается спланированный образ на основе имеющихся ресурсов.

Существуют следующие основные этапы формирования имиджа:

  • 1. Анализ внешней среды; определение целевой группы, к которой будет обращен имидж;
  • 2. Анализ внутренних ресурсов; определение задач и их классификация (содержательные, организационно-результативные и т.д.);
  • 3. Мотивация участников проекта;
  • 4. Ролевое распределение;
  • 5. Выявление соотношения между составляющими имиджа: научный, образовательный, общественный, имидж на рынке труда и т.д.;
  • 6. Определение принципов формирования имиджа;
  • 7. Разработка технологии формирования составляющей имиджа;
  • 8. Анализ соответствия полученного имиджа с предполагаемым результатом.

Образ имиджа образовательного учреждения, как положительный, может быть сформирован лишь, если будут предоставлены качественные. Но это условие, являясь необходимым, не является достаточным.

Технология формирования положительного имиджа должна включать организацию продвижения информации (формы, каналы, периодичность, дозировку), систему обратной связи (диагностика промежуточных результатов, корректировка, прогностическая оценка) [Рабинович Л.А., 2001 с. 25].

Каков же механизм формирования положительного имиджа и какие способы его создания? Имидж, который усваивается общественностью об образовательном учреждении и его руководителе, значительно влияет на приток родителей, на получение высоких наград, на развитие социального партнерства.

Конечным результатом, таким образом, является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения. А конкурентоспособность достигается сформированным отношением.

Анализ нескольких технологий формирования положительного имиджа, созданных различными авторами, дает основание считать, что алгоритм по созданию положительного имиджа образовательного учреждения может включать:

  • 1. Выявление у социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг, сложившихся представлений о нем;
  • 2. Выявление актуальных предпочтений и ожиданий аудитории;
  • 3. Конструирование имиджа образовательного учреждения, разработку стратегии формирования имиджа образовательного учреждения;
  • 4. Непосредственное формирование имиджа образовательного учреждения;
  • 5. Контроль промежуточных результатов, корректировку;
  • 6. Мониторинг сформированного имиджа образовательного учреждения.

Чтобы образовательное учреждение было привлекательным, имело свой уже сложившийся неповторимый или образ, оно должно иметь:

  • 1. Четкие определенные приоритеты, собственную философию, свое видение будущего;
  • 2. Уникальную и неповторимую, особую систему ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения;
  • 3. Разнообразные и качественные образовательные услуги;
  • 4. Оригинальную систему воспитательной работы, включая наличие и функционирование детских и юношеских организаций, развитие творческих способностей, совершенствование психических функций и уровня воспитанности учащихся, формирование здорового образа жизни;
  • 5. Связи с учреждениями дополнительного образования, высшими учебными заведениями, различными социальными институтами;
  • 6. Информационный материал должен быть яркий, узнаваемый, своевременно обновляемый, предназначенный для внешнего представления;
  • 7. Систему подачи информации потребителям о своем потенциале, успехах и предлагаемых образовательных услугах.

Основными методами в формировании положительного имиджа образовательного учреждения являются: эффективные PR-мероприятия (дни открытых дверей, презентации и выставки образовательных услуг, публикации в СМИ и т.д.), благоустройство здания, повышение педагогической культуры коллектива и всего персонала [Почепцов Г. Г., 2001, с. 102].

Сформированный положительный имидж образовательного учреждения позволит решить ряд задач:

  • 1. Повысить привлекательность ДОУ, в первую очередь, для родителей, воспитанников и персонала;
  • 2. Повысить эффективность мероприятий по информированию родителей относительно новых образовательных услуг;
  • 3. Облегчить процесс введения новых образовательных услуг;
  • 4. Повысить уровень организационной культуры;
  • 5. Способствовать улучшению социально-психологического микроклимата в коллективе [Лазаренко И. Р., 2009, с. 19].

В результате выработанный благоприятный имидж образовательного учреждения может стать своеобразным мерилом степени развития всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива и методической работы.

Детский сад - это открытая социально-педагогическая система, которая активно взаимодействует с родителями воспитанников. Проблема, связанная с её внешним представлением существовала всегда, в современных социокультурных условиях она проявляется более отчетливо. Это связано со следующими причинами:

  • 1. Процесс становления и развития разных видов ДОУ, имеющих различные направления деятельности, стремятся к максимальному раскрытию личности ребенка, но работающих по разным программам дошкольного образования, реализующих свои цели различными методами и средствами в неодинаковых условиях.
  • 2. Современные исследования показывают, что цели, содержание, результаты инновационных процессов, отдельных педагогических новшеств не всегда понятны родителям, а их ожидания, сформированные на основе общего представления о ДОУ у потенциальных потребителей образовательных услуг, не всегда соотносятся с тем, что они и их дети реально получают.

Поэтому возникает необходимость формирования имиджа образовательного учреждения.

Основными факторами, по формированию положительного имиджа ДОУ являются:

  • 1. Стаж и опыт работы в сфере образования;
  • 2. Известность в профессиональных кругах и среди общественности;
  • 3. Репутация руководителя ДОУ, профессионализм руководства;
  • 4. Перспективы профессионального развития образовательного учреждения;
  • 5. Востребованность выпускников школами города, уровень их достижений;
  • 6. Отношение сотрудников ДОУ к воспитанникам;
  • 7. Уровень профессионализма, известности педагогов, их требовательность;
  • 8. Мнение воспитанников и их родителей об организации образовательного процесса, уровне обучения и воспитания;
  • 9. Территориальное местонахождение, внешнее и внутренне оформление заведения;
  • 10. Профессионализм работы руководства со средствами массовой информации в продвижении своих услуг;
  • 11. Открытость и интегрированность МДОУ [Лазаренко И. Р., 2009, с. 23].

Последовательность создания имиджа:

  • 1. Определение реальных характеристик ДОУ - выделение всех его достоинств и недостатков.
  • 2. Выделение типичного круга потребителей, то есть определенного сегмента на рынке образовательных услуг.
  • 3. Выделение достоинств, важных для типичных клиентов.
  • 4. Формирование социальных характеристик ДОУ, которые привносятся самой организацией в общественное мнение. В конечном счете, это приводит к формулированию миссии детского сада.

Проблема формирования имиджа детского сада относится к области управления ДОУ и, как любое управленческое новшество, содержит мотивационно-целевой, содержательный и технологический компоненты [Панасюк А. Ю., 2004].

Мотивационно-целевой компонент включает:

  • 1. Изучение потребностей всех субъектов педагогической практике в формировании имиджа МДОУ, как внутри, так и за ее пределами;
  • 2. Психологическую готовность к участию в предстоящей работе;
  • 3. Изучение имеющегося опыта;
  • 4. Определение цели и задач данного управленческого новшества, результатов его внедрения.

Технологический компонент предполагает последовательность этапов реализации данного новшества, технологическую готовность субъектов деятельности, выработку рекомендаций по его использованию.

Построение имиджа образовательного учреждения - как эмоционально образа ДОУ, часто сознательно сформированного, обладающего целенаправленно заданными характеристиками и призванного оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума предполагает решение ряда задач:

  • 1. Опрос общественного мнения внутри детского сада с целью определения удовлетворенности дошкольным образовательным учреждением со стороны родителей, воспитанников, воспитателей;
  • 2. Передача информации, связанной с развитием инновационных процессов - процессов разработки, внедрения и использования новых педагогических методик. При этом представление инновационных процессов может выступать как характеристика жизнедеятельности ДОУ и, при сравнительном анализе, как преимущество данного ДОУ перед другими;
  • 3. Обеспечение освещения событий деятельности детского сада - установление эффективной обратной связи с внешней средой. Решение данной задачи есть реализация одного из постулатов формирования общественного мнения: «мнение больше определяется событиями», чем словами;
  • 4. Разработка информационного материала, который должен быть доступен, понятен, отражать позитивные перемены в жизни ДОУ, демонстрировать достижения, полученные в процессе перемен [Лазаренко И. Р., 2009, с. 25].

Родителям показывают исследования, анализ литературы, наблюдения, беседы с руководителями дошкольных образовательных учреждений, представителями органов управления образованием, для того чтобы значимой характеристикой современного ДОУ выступала уже сложившийся или складывающийся положительный образ, основу которого составляют:

  • 1. Миссия ДОУ, его приоритеты;
  • 2. Культура ДОУ - уникальная и неповторимая, особая система ценностей, обычаев и традиций, стилей поведения конкретного детского сада;
  • 3. Виды и качество образовательных услуг данного ДОУ;
  • 4. Связи ДОУ со школами города и различными социальными институтами, высшими учебными заведениями и т.д.;
  • 5. Вклад ДОУ в развитие и подготовку детей к школе; в развитие их воспитанности; в развитие психических функций, творческих способностей; в формирование здорового образа жизни.

Важно четко определить целевое назначение образовательного учреждения при разработке презентационных материалов, программ по созданию внутри имиджа:

  • 1. Для кого разрабатываются эти документы;
  • 2. Являются ли они частью общего по ДОУ плана;
  • 3. Выступают как одна из форм планирования;
  • 4. Носят ли внешний информационный характер;
  • 5. Какова целевая аудитория рассчитаны.

Главными компонентами имиджа дошкольного образовательного учреждения являются:

  • 1. Для воспитанников и их родителей - образы воспитателя группы, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, заведующей;
  • 2. Для родителей с высшим образованием - представление о качестве образования, стиле работы ДОУ;
  • 3. Для родителей детей с ослабленным здоровьем - комфортность детского сада среды;
  • 4. Для родителей детей, имеющих особые образовательные потребности, наличие компенсирующих групп разных направлений.

В последние годы много говорят и пишут о том, как представить уникальность образовательного заведения, особенности его жизнедеятельности. Частично это решается через разработку и документальное оформление Концепций, «Образовательных программ», «Программ развития» ДОУ. Однако они, необходимое, но не достаточное условие формирования внешнего информационного поля детского сада как открытой социально-педагогической системы для потенциальных заказчиков и потребителей образовательных услуг [Панасюк А. Ю., 2004, с. 65].

В связи с этим появляется необходимость разработки оригинальных, индивидуализированных информационных документов для каждого дошкольного образовательного учреждения.

Примером подобного рода материалов могут стать рекламные объявления, бюллетени, листовки, флаеры, информационные письма, буклеты, раскрывающие особенности направлений образовательной практики учебного заведения, атрибутивные имиджевые характеристики ДОУ: логотипы, лозунги, девизы, полиграфические константы, печатная продукция, игровой, дидактический материал, используемый в работе ДОУ и т.д. [Журавлев Д. В., 2005].

Необходимость формирования имиджа ДОУ определяется следующими причинами:

  • 1. Во-первых, сложная демографическая ситуация (особенно в малых северных городах) усиливает конкуренцию среди ДОУ одной территории в борьбе за набор детей;
  • 2. Во-вторых, сильный позитивный имидж облегчает доступ ДОУ к лучшим ресурсам из возможных: финансовым, информационным, человеческим и т.д.;
  • 3. В-третьих, имея сформированный позитивный имидж, ДОУ при прочих равных условиях становится более привлекательным для педагогов, так как предстает способным в большей степени обеспечить стабильность, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие;
  • 4. В-четвертых, устойчивый позитивный имидж дает эффект приобретения ДОУ определенной силы в том смысле, что создает залог доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе инновационным процессам.

ДОУ, как и любые другие организации, проходит в течение своей жизнедеятельности четыре этапа: формирование; утверждение на определенных позициях; инновационная деятельность; трансформация, приводящая либо к отмиранию, либо к очередному инновационному витку [Журавлев Д.В., 2005].

Очевидно, что каждому этапу должна соответствовать своя имиджевая политика, как внешняя, так и внутренняя.

Внешний положительный корпоративный имидж - согласованность всех элементов коммуникации ДОУ, передающая основную идею, вызывающая благоприятный отклик, который увеличивает степень доверия окружения. Для его создания необходимо следующее:

  • 1. Разработка (или корректировка) визуальных и деятельностных элементов внешней атрибутики для демонстрации духа общности, корпоративности, единения; формирование узнаваемого образа на рынке образовательных услуг;
  • 2. Рекламная продукция, выпускаемая ДОУ, делающая упор на уникальность предлагаемых ДОУ услуг, подчеркивающая их качество.

Вот некоторые из элементов фирменного стандарта.

  • 1. Логотип, или фирменный знак. В нем отражено название ДОУ. ОН может быть представлен в следующих вариантах:
  • 1.1 вывеска на здании;
  • 1.2 папка для деловых бумаг заведующего;
  • 1.3 фирменные бланки;
  • 1.4 календари (на одной стороне месяц, год, на другой - логотип ДОУ);
  • 1.5 чашка;
  • 1.6 воздушные шары, используемые на утренниках, вечерах развлечений, корпоративных вечеринках и т.д.;
  • 1.7 поздравительные открытки;
  • 1.8 приглашение;
  • 1.9 диплом;
  • 1.10 рекламные информационные материалы (листовки, буклеты, бюллетени).
  • 2. Летопись детского сада книга отзывов для родителей и гостей ДОУ.

З. Бейдж, или внутренняя карточка педагога, на которой указываются имя, отчество, фамилия педагога, должность.

  • 4. Газета ДОУ. Название газеты должно соответствовать названию детского сада. Чтобы родители и гости могли полнее ознакомиться с деятельностью учреждения, в газете должны быть примерно такие разделы: «Информационная справка», «Досуг в детском саду», «В гостях у Неболейки», «Ребенок познает мир» и др.
  • 5. РR - мероприятия: организация дней открытых дверей, презентаций, участие в специализированных выставках, ярмарках образования.
  • 6. Публикации о достижениях ДОУ в СМИ.
  • 7. Визуально подвижные коммуникации - манера персонала общаться с родителями, детьми, коллегами:
  • 7.1 формат корпоративных мероприятий;
  • 7.2 речь сотрудника, отвечающего на телефонный звонок;
  • 7.3 манера поведения сотрудников ДОУ в рабочей обстановке и на публике;
  • 7.4 деловой этикет, профессиональная этика;
  • 7.5 спикерское искусство;
  • 7.6 бренд педагога.
  • 8. Визуально неподвижные коммуникации:
  • 8.1 печатная символика;
  • 8.2 внешний вид персонала (одежда, прически, макияж, маникюр, аксессуары и пр.);
  • 8.3 рекламные ролики, презентационные фильмы; - корпоративный сайт;
  • 8.4 внешний вид здания, благоустроенность территории ДОУ;
  • 8.5 место расположения ДОУ.
  • 9. Фирменный цвет. Он должен сделать дошкольное учреждение узнаваемым. Все необходимые документы выполняются на бумаге именно этого цвета.

Перечисленные атрибуты формируют фирменный стиль или внешний имидж дошкольного учреждения и дают возможность занять свое место на рынке образовательных услуг.

Однако нужно понимать, что основа всего - люди, т.е. руководители ДОУ, педагоги, обслуживающий персонал. От имиджа человека во многом зависит желание сотрудничать с ним или организацией [Журавлев Д. В., 2005].

Современный руководитель ДОУ должен обладать высоким профессионализмом, компетентностью, организаторскими качествами, работоспособностью, политической культурой, высокой нравственностью, личным авторитетом, стремиться к демократическому стилю руководства. (Высокая репутация руководителя требует индивидуального стиля руководства.)

Руководитель должен находить общий язык с молодыми и пожилыми, детьми и родителям, работниками разных профессий, людьми разного образования, семейного положения, квалификации, говорить просто, правильно, доступно, уметь не только говорить, но и слушать [Журавлев Д. В., 2005].

Важная составляющая имиджа руководителя - самопрезентация. Имеют значение особый блеск в глазах, улыбка, своеобразная интонация голоса, привлекательность манеры поведения. Особое внимание уделяется улыбке, которая передает массу положительных эмоций. Главное чтобы имидж руководителя был привлекательным для самых широких слоев населения.

Все перечисленные компоненты имиджа руководителя подходят и к педагогу. К его личности всегда предъявлялись высокие требования, так как именно он создает культуру последующих поколений, воспитывает детей и родителей, воспитывает и учит своим поведением, отношением к людям, внешним видом.

Имидж педагога - это инструментарий, использующий голос, пластику, мимику, внешние данные в качестве воздействия на воспитанников и родителей. Внешняя привлекательность педагогов ДОУ важна для более быстрой адаптации ребенка к коллективу [Рабинович Л. А., 2001, с. 35].

Таким образом, для формирования привлекательного и своего неповторимого имиджа дошкольное учреждение должно иметь:

  • 1. Четко определенные приоритеты, собственную философию, свое видение будущего;
  • 2. Уникальную, неповторимую систему ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения;
  • 3. Разнообразные качественные образовательные услуги;
  • 4. Оригинальную систему учебно-воспитательной работы, развивающей творческие способности, совершенствующей психические функции, формирующей здоровый образ жизни;
  • 5. Связь с учреждениями здравоохранения, дополнительного образования, разными социальными институтами;
  • 6. Яркие, узнаваемые, своевременно обновляемые информационные материалы, предназначенные для внешнего представления;
  • 7. Систему целевой подачи информации потребителям о своем потенциале, успехах и предполагаемых образовательных услугах.

Очень важно для формирования положительного корпоративного имиджа строго соблюдать соответствие обещаний их реализации. Лучше пообещать скромные услуги, но достойно их реализовывать, чем обозначить широкий спектр, но обеспечить выполнение лишь какой-то части.

Таким образом, выбирая приоритетные направления деятельности, каждое ДОУ должно опираться на создание элементов своего фирменного стандарта (стиля), рекламу своих идей и наработок.

Каждый директор любого образовательного учреждения и его педагогический коллектив мечтают, чтобы на их учреждении лежала печать яркой индивидуальности, чтобы оно выделялась среди прочих, вызывало желание устроиться на работу или учиться именно в нем. Поэтому, одна из самых сложных задач в работе по формированию имиджа детского сада, состоит в создании системы обеспечения реализации составляющих имиджа.

Собурай Наталья Ивановна
Должность: заведующий
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 91 Фрунзенского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Имидж ДОУ как средство повышения конкурентноспособности на рынке образовательных услуг"
Дата публикации: 22.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Имидж ДОУ, как средство повышения конкурентоспособности на

рынке образовательных услуг.

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не

оказывала бы влияние, нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка

конкретного мира…

Тот, кому удается создать такую обстановку, облегчит свой труд в

высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться

собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет

совершенствоваться из самого себя, от природы…

Е.И.Тихеева

У каждого дошкольного учреждения своё лицо. Немаловажно, какой детский сад

родители

небезразлично

привлекательным учреждением для потенциальных работников. На сегодняшний

день, важно помнить, что образовательным учреждениям предъявляются все новые

требования

немаловажную

репутация,

дошкольного

учреждения.

создания

положительного

дошкольного учреждения до отношения руководителя и воспитателей к родителям

и их детям. Что же такое имидж детского сада?

Имидж – явление не новое, но актуальное и его результат определяют все члены

коллектива. Поэтому каждый сотрудник понимает и разделяет ответственность за

свою работу отдельных составляющих имиджа, находящихся в его компетенции.

Имидж ДОУ - эмоционально окрашенный образ образовательного учреждения,

сознательно

сформированный,

обладающий

целенаправленно

заданными

характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определённой

направленности на конкретные группы социума.

Еще лет пять назад сочетание слов

“имидж детского сада” звучало по меньшей мере необычно. А сейчас все больше

руководителей

дошкольных

образовательных

учреждений

задумываются

целенаправленной

направлении. Тема

является

актуальной

сегодняшний

учреждений.

возрастает

конкуренция

дошкольными

образовательными

учреждениями

микрорайона,

расположенными,

незначительном по удаленности расстоянии друг от друга. В настоящее время

многие детские сады вынуждены задуматься о том, в чем же их преимущество по

сравнению

родителей

появилась

возможность

выбирать

учреждение, которое удовлетворяет все его потребности. В данных обстоятельствах

создание

положительного

детского

представляется

необходимым

элементом повышения его конкурентноспособности.

Конкретно для нашего учреждения, имидж, репутация - очень важны. Работая

инновационном

постепенно

сформировал

фирменный стиль дошкольного учреждения. Каждый работник рассматривается

учреждения,

которому

коллектива имеет свой профессиональный имидж, и в то же время всех – и

руководителей, и педагогов, и младший обслуживающий персонал – объединяет

общий имидж: внешний вид, культура общения, интеллект, приветливая улыбка,

привлекательность

поведения,

гордость

учреждение

воспитанников. Именно от имиджа работника (в частности, профессионализма

зависит желание сотрудничать с ним или учреждением.

Я считаю, что главным субъектом формирования имиджа являются именно

руководитель и сформированный им педагогический коллектив, а также в силу

обратной

различные

социальные

заинтересованные

предоставлении

воспитательных

относятся

родители; работники конкурентных учреждений, работники органов управления

образованием

муниципальных

власти, местные

жители. Основная

причина, почему следует уделять большое внимание имиджу руководителя, состоит

в том, что именно с ним персонифицируют учреждение, как сотрудники, так и его

клиенты. Следовательно, очень много в восприятии окружающими организации

зависит от руководителя.

понимаем

заведующего

слово «заведовать» расписывается следующим образом. «Заведовать (чем), знать

управлять,

ведомстве

указывать

предводительствовать

начальником.

Управлять

править, давая ход, направление, распорядиться, быть хозяином, распорядителем

чего». Заведующий определяется в понятии людей как «лицо» ДОУ.

Современный

руководитель

обладать

профессионализмом,

компетентностью,

организаторскими

качествами,

работоспособностью, политической культурой, высокой нравственностью, личным

стремиться

демократическому

руководства.

репутация

руководителя

индивидуального

руководства.)

Руководитель должен находить общий язык с молодыми и пожилыми, детьми и

родителям,

работниками

профессий,

образования,

семейного положения, квалификации, говорить просто, правильно, доступно, уметь

не только говорить, но и слушать. Важная составляющая имиджа руководителя -

самопрезентация. Имеют значение особый блеск в глазах, улыбка, своеобразная

интонация

привлекательность

поведения.

внимание

уделяется улыбке, которая передает массу положительных эмоций. Главное, чтобы

имидж руководителя был привлекательным для самых широких слоев населения.

Основная

внимание

руководителя, состоит в том, что именно с ним персонифицируют учреждение, как

сотрудники,

Следовательно,

восприятии

окружающими организации зависит от руководителя.

Все перечисленные компоненты имиджа руководителя подходят и к педагогу. К

его личности всегда предъявлялись высокие требования, так как именно он создает

культуру последующих поколений, воспитывает детей и родителей, воспитывает и

учит своим поведением, отношением к людям, внешним видом.

Дети – словно нежные бутоны. Им нужен садовник с добрым лицом. Только

нравственно возвышенный и в совершенстве владеющий искусством «настройки

показывают

исследования учёного-медика

В.Ф.Базарного,

обусловлены

агрессивностью

поведения

педагогов. Имидж

педагога должен создавать иллюзию мажора, скрывая при этом немощность и др.

Этому полезно учиться. Неважное здоровье, плохое настроение, свой внутренний

дискомфорт надо уметь скрывать от внешнего взгляда, быть всегда в «форме».

Следует помнить совет Л.Н.Толстого: стараться не раздражаться, достигать

собственного умиротворения, ибо в спокойном состоянии дело улаживается само

собой. Влюблённость

условие педагогической деятельности.

Влюблённый

увлечённой

своей работой

интуитивно

сознательно

выбирает

поведения,

наиболее

адаптивны

достоинству

актуальным

потребностям.

педагога

безупречен. Он для ребёнка как духовный пастырь, надёжный старший друг,

доверительный собеседник. Его образ надолго, а нередко и навсегда остаётся в их

памяти, как вечный пример для подражания.

В содружестве с таким педагогом

нуждается

семья. Они

призваны

консультантами

родителей,

совместно сними вести историю индивидуального становления каждого ребёнка.

«Много тысяч лет тому назад увидел БОГ, что множатся пороки людей и решил

им помочь. Создал он Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?».

Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать

манну небесную, третий воду – от Бога. И только четвёртый, Высокий Дух изрёк:

«Вложи в каждого человека жажду познания и дай им учителя». Послал Бог на

землю учителей Моисея, Иисуса Христа, Будду, Мухаммеда. А потом собрал

светлых ангелов и наказал им быть учителями для детей. С тех незапамятных на

земле рождаются ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Это –

учителя!».

Воспитатель

встречается

детям на жизненном пути. И от того, насколько он способен отдавать своё сердце

детям, зависит радостное проживание детства ребёнком, вся его дальнейшая жизнь.

В большинстве своём педагоги - люди особенные: бессеребренники, не жаждущие

от судьбы ни почестей, ни наград. А как же желание быть значимым, уважаемым,

востребованным? А для этого им необходимо быть в центре событий, знать и

понимать

оставаться

неуспокоенным,

неравнодушным,

стремиться

самосовершенствованию.

Воспитатель

«бегатель»,

«прыгатель»,

двигатель», потому что дети хотят быть здоровыми. Воспитатель – это певец,

музыкант,

фокусник,

разыгрывать

колыбельные песни перед сном. Воспитатель – это экскурсовод, исследователь,

экспериментатор,

энциклопедист,

удовольствием

наблюдают,

экспериментируют

задавать

Воспитатель

архитектор, конструктор, художник, скульптор, потому что дети всегда готовы

созидать.

Как у руководителя, у педагога, так и у каждого детского сада есть свое «лицо».

Индивидуальность нашего детского сада проявляется:

сложившемся

стабильном,

творческом

педагогическом

коллективе

единомышленников. Большая часть педагогов учреждения работает именно в

педагогов

В создании комфортных условий, оригинальной развивающей среде детского

сада. Наш детский сад - это «Сад цветов» : каждая возрастная группа названа

своим цветком. Это: «Ландыш», «Незабудка», «Роза», «Мак», «Ромашка»,

«Астра», «Гвоздика», «Нарцисс», «Тюльпан», «Пион» «Василёк»». В каждой

возрастной

выработан

оформления

интерьера,

учитываются

основные

характеристики

создания

развивающей

предметно – пространственной среды:

Комфортность и безопасность обстановки;

Обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;

Обеспечение возможностей для исследования.

Визитной карточкой нашего детского сада является информационный стенд в

виде цветка.

Наш садик замечательный,

Цветочков в нем не счесть:

Нарцисс и гвоздика,

Астра и пион,

Ромашка и незабудка,

Тюльпан и мак красуются,

А ландыш как хорош!

В букете сада нашего

И розочку найдешь.

В традициях детского сада, среди которых:

Празднование Дня Матери;

Празднование Масленицы с блинами, хороводами и с сжиганием чучела.

Проведение

субботников

территории

учреждения

совместно

родителями, итогом которых является не только чистота и порядок, но и

совместное чаепитие на сведем воздухе;

Проведение дней Открытых дверей для родителей будущих воспитанников

детского сада;

Проведение тематических недель: Космической недели, Книжкиной недели,

Недели – сказки из лукошка, Недели - любимый мультфильм и др;

Выпуск газеты совместно с родителями “Мой любимый район”, «Любимый

город – чистый город»;

Проведение спортивных праздников, Малых зимних и летних олимпиад на

территории ДОУ;

Оформление интерьера детского сада детскими творческими работами.

Летопись детского сада, книга отзывов для родителей и гостей ДОУ;

Уважительном отношение к каждому гостю.

деятельности

освещаются

концертах

воспитанников детского сада, не только в музыкальном зале учреждения, но и на

различных

победителей

музыкального

районного

конкурса

«Золотой

выступление

фестивале

здоровья

будущего

страны»).

Проводятся

анкетирование

родителей,

консультирование,

родительские

собрания.

активная

близлежащими

библиотекой, учреждениями здравоохранения, дворцом детского и юношеского

творчества.

кабинете

заведующего

учреждения

находится

Почётное

достижений ДОУ (дипломы, грамоты, благодарственные письма).

По истечении 15 лет деятельности в должности руководителя ДОУ для меня ясно,

что для создания положительного корпоративного имиджа необходимо следующее:

учреждение

привлекательным,

сплотить коллектив (не только педагогический, а в целом). Детский сад должен

стать не только для ребенка, но и для всего коллектива детского сада, родителей –

территорией радости.

МБДОУ «Детский сад № 21 «Ручеек»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

План – конспект

ПЕДСОВЕТА

«Формирование имиджа ДОУ»

Дата проведения:

Апрель 2014

Деловая игра на тему: «Формирование имиджа ДОУ»

Задачи:

- дать значение понятию «имидж ДОУ»;

Показать значение положительного имиджа на формирование ДОУ;

Совместная разработка задач, параметров формирования положительного имиджа ДОУ.

Литература:

1.Аликперов И. Формирование имиджа образовательного учреждения: западный и российский варианты [Электронный ресурс] // Международные отношения в развитии социально-экономических процессов в странах СНГ: материалы междунар. науч.- практ. конф. 14-15 июня 2001 г. Омск. - Омск, 2001. - URL: (12.01.07).
2. Волкова В.В. Имидж образовательного учреждения в контексте проблемы конкурентоспособности вузов [Электронный ресурс] // Сб. науч. тр. Северо-Кавказского гос. техн. ун-та.Сер. "Гуманитарные науки".-2005.- № 2. - URL:
(12.01.07).
3.Дагаева Е.А. Управление имиджем вуза // Управление персоналом. - 2005. - N 3. - С. 26-28.
4.Журавлев Д.В. Научные основы формирования имиджа дошкольного образовательного учреждения // PR в образовании. – 2005. - № 2. – С. 68-74.
5.Журавлев Д.В. Имидж как специфическое единство типичных признаков, управляющих индивидуальным, групповым и массовым сознанием//
PR в образовании.-2004.-№2.

6.Зуева Е.И.Подходы к формированию имиджа образовательного учреждения [Электронный ресурс]// Сб. статей к четвертой международной научно-теоретической конференции «Образование и наука в третьем тысячелетии»/ Алтайский экономико-юридический институт.- (25.04.2002).

7.Имидж корпорации//Имиджелогия. Как нравиться людям /Авт.-сост. В.М.Шепель.-М.: Народное образование,2002.-С.392-402.

Имидж МГУ и престиж высшего образования / материал подгот. А.Б. Лиханова // Социология власти. - 2005. - N 1. - С. 185-186.

8.Карпов Е.Б. Имидж в образовании // PR в образовании. - 2003. - № 6. - С.40-50.

9.Карпов Е.Б., Ардышева Е.А.Трудоустройство выпускников и имидж учебного заведения// PR в образовании.- 2006.-№3.-С.75-78.
10.Ковтунова О.М., Ларионова И.А. Имидж социальных институтов как виртуальная реальность//
PR в образовании.-2006.-№4.-С.36-38.

11.Корпоративный проект имидж-продвижения дошкольного образовательного учреждения // PR в образовании. - 2005. - № 2. – С. 96-103.
12.Лазаренко И.Р. Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество [Электронный ресурс] // Педагог. - 2000. - № 9. - URL: (12.01.07).
13.Лернер П.С. Векторы реформирования содержания и имиджа общего и среднего профессионального образования // PR в образовании. - 2006. - № 2. - C. 46-48.
14.Лернер П.С. Имидж средней школы: восприятие, ожидания// PR в образовании.-2004.-№1.-С.80-96.

15.Лизинский В.М.Имидж и миссия школы как ресурс ее развития //Ресурсный подход в управлении развитием школы. - М.: Центр «Педагогический поиск»,2006.-С.106-108.

16. Моисеев А. Миссия организации: что это значит?//Лидер образования.-2004.-№5.-С.43.

17.Панасюк А.Ю. Имидж: определение центрального понятия имиджелогии// PR в образовании.-2004.-№2.

18.Пантюшина О.И. Имидж высшего учебного заведения в сознании школьников// PR в образовании.-2006.-№4.-С.46-49.

19.Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования//Стандарты и мониторинг в образовании.-1999.-№5.-С.45-55.

20.Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. Киев, 1988.

21.Раковских В.Л. Телевизионный имидж образовательного учреждения // PR в образовании. – 2003. - № 6. – С. 86-88.

Подготовка к педсовету:

    Проведение анкетирования с родителями

    Разработка слайд-презентации

    Мини-опрос воспитателей «Составляющие имиджа ДОУ»

ПЛАН проведения:

    Теоретическая часть: слайд-беседа

    Деловая игра

    Результаты анкетирования

    Результаты мониторинга выполнения основной общеобразовательной программы

    Результаты деятельности воспитательно-образовательной работы педагогов ДОУ:

Анализ результатов смотра «Уголок будущего первоклассника»

Анализ сравнительного изучения «Развивающие зоны в группах раннего возраста»

Профессиональный рост педагогов, анализ

    Разное

    Решение педагогического совета

1 часть:

Освещение темы встречи.

«Куда бы мы ни шли, имидж наш (неважно, хороший ли, дурной) нас обязательно опередит.» Честерфилд Ф.

Не имидж красит поступки, а поступки красят имидж. (Теткоракс)

Что такое ИМИДЖ и зачем он нам нужен?

Имидж - специально формируемый образ, который психологически и эмоционально воздействует на окружающих. Имидж позволяет достичь определенного эффекта в общении с другими людьми, он помогает окружающим создать определенное впечатление.

Имидж (image) - переводится с английского как «Образ».

Люди формируют свое мнение о нас в течение первых же секунд, просто бросив взгляд. Устраиваете ли вы презентацию, ведёте ли переговоры, идете ли на свидание – в любом случае очень важно, какое первое впечатление вы произведете.

Имидж есть у всех: у политика и школьного учителя, у бизнесмена и продавца, у топ-модели, спортсмена и у бомжа. Но, несомненно, удачный имидж есть не у каждого. Удачный имидж приобретают, усердно работая над ним и непрерывно его шлифуя. Хорошо продуманный имидж работает на нас и помогает нам успешно шествовать по жизни. И наоборот, образ неудачника может разрушить все наши замыслы.

Но имидж – это не только внешний вид. Имидж – понятие бесконечно глубокое. Наши прическа, макияж, одежда, аксессуары, взгляд, голос, жесты, мимика, манеры, стиль общения, книги, которые мы читаем, музыка, которую мы слушаем, окружающие нас люди и предметы - все это наш имидж.

Любой предмет, принадлежащий нам, рассказывает о нас.

В имидже выделяют три направления:

Физический имидж – наше здоровье, ухоженность, стиль одежды, прически и макияжа

Психологический имидж – наш характер, темперамент, внутренний мир.

Социальный имидж – наша роль в обществе, поведение и коммуникативные особенности.

Эти направления переплетаются и образуют единое целое.

Имидж есть не только у человека, он есть и у организаций, учреждений, фирм, групп и т.д. И наше ДОУ не исключение.

Основа имиджа ДОУ состоит в определении назначения детского сада, идей его функционирования и развития, а также отличительных характеристик.

Теоретическая:

1)составная часть имиджа педагога

2) Актуальность (Требования ФГОС)

3)Этапы формирования имиджа

4)Фирменный стандарт

2 часть:

Приветствие.

Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы сформировать положительный имидж ДОУ?

Участники деловой игры предварительно делятся на 2 микрогруппы.

Задание 1.

Составьте задачи, которые необходимо поставить (решить) для формирования положительного имиджа МБДОУ «Ручеек».

Группы обсуждают, презентуют свои варианты.

Для формирования положительного имиджа ДОУ необходимо решить следующие задачи:

Слайд.

Исследовать реальное отношение сотрудников, родителей и воспитанников к ДОУ;

Создать условия для профессионального развития педагогов и сотрудников детского сада в целях повышения его рейтинга;

Организовать информирование социума о деятельности ДОУ.

Задание 2.

Чтобы оценить имидж ДОУ необходимо его изучить (исследовать, оценить).

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы провести оценку ДОУ?

Чтобы оценить ДОУ нужны респонденты (т.е. те, кто будет оценивать). Как вы думаете, кто это может быть?

Слайд. (Педагоги ДОУ, родители воспитанников, представители социальной сферы, школы, поликлиники, ГИБДД).

Задание 3.

По каким критериям (параметрам) важно произвести оценку ДОУ?

Участники игры обсуждают, и презентуют свои ответы.

Слайд.

Параметры для определения оценки ДОУ:

    Известность ДОУ;

    История учреждения, продолжительность его деятельности;

    Имидж руководителя;

    Отношение персонала к воспитанникам, друг к другу;

    Форма собственности (государственное или частное ДОУ);

    Качество оказываемых образовательных услуг;

    Преемственность образовательного процесса ДОУ и школы;

    Репутация учреждения;

    Положение на рынке образовательных услуг;

    Общественно полезная деятельность;

    Привлекательность названия, символики, атрибутики;

    Взаимодействие с властными структурами;

    Участие в благотворительности, социальных программах.

Каждый параметр можно оценить по 5-бальной шкале исходя из его значимости для респондента:

5 – очень важно;

4 – скорее важно;

3 – важно наполовину;

2 – скорее не важно;

1 – совершенно не важно.

Задание 4

Оцените ДОУ по предложенным параметрам исходя из их значимости в соответствии с 5-бальной шкалой от имени следующих респондентов: педагоги ДОУ, родители воспитанников, представители социальной сферы, школы.

Участники в своих микрогруппах делятся на пары и оценивают по 5-бальной шкале ДОУ от имени выбранного респондента).

У каждой организации, фирмы, учреждения есть еще и внутренний имидж. Внутренний имидж детского сада – это восприятие учреждения всеми его сотрудниками. Он складывается из отношения сотрудников к работе и их эмоционального настроя. Внутренний имидж также влияет на репутацию учреждения, как и видимые аспекты имиджа, ведь именно персонал детского сада выстраивает отношения между ДОУ и родителями.

Для формирования внутреннего имиджа ДОУ среди его сотрудников проводятся следующие мероприятия:

Конкурсы профессионального мастерства;

Открытые просмотры воспитательно-образовательной деятельности;

Конкурсы методических разработок;

Семинары практикумы.

Важным аспектом внутреннего имиджа ДОУ является еще и работа с родителями воспитанников, которая может включать в себя:

Консультации;

Информационные стенды;

Родительские собрания;

Гостиные, родительские клубы и т.д.

Внешний имидж учреждения – это восприятие и оценка детского сада социумом, средствами массовой информации и потребителями воспитательно-образовательных услуг. Большое значение для формирования внешнего имиджа имеют качество воспитания и обучения детей, связи с общественностью, роль в социальной среде и визуальное восприятие ДОУ в целом.

Созданию узнаваемого визуального образа способствуют определенные атрибуты, которые формируют стиль, внешний и внутренний имидж ДОУ.

Слайд

Фирменный стиль ДОУ складывается из следующих элементов:

Фирменный знак, которым маркируются вывеска на здании детского сада, папка для деловых бумаг заведующего, бланки ДОУ, воздушные шары, используемые на мероприятиях, поздравительные открытки, дипломы и т.д.;

Гимн ДОУ;

Летопись детского сада, книга отзывов для родителей и гостей ДОУ;

Бейдж для каждого сотрудника с указанием его данных;

Газета, выпускаемая творческой группой детского сада для подробного информирования родителей воспитанников о деятельности учреждения;

PR-мероприятия (дни открытых дверей, презентации, выставки);

Публикация информации о достижениях учреждения в СМИ;

Корпоративный сайт, презентационные фильмы и ролики.

Задание 5.

Выберите и попробуйте разработать один из предложенных элементов фирменного стиля для нашего ДОУ.

Участники игры обсуждают, и презентуют свои ответы.

Наряду с фирменным стилем на формирование благоприятного мнения об учреждении оказывают влияние внешний вид здания ДОУ и благоустроенность территории; внутренний интерьер; манера общения персонала с родителями, детьми и коллегами; внешний вид сотрудников; речь сотрудника, отвечающего на телефонный звонок.

Коллеги, приобретенный опыт насыщенной деятельности по формированию позитивного имиджа детского сада и повышению его рейтинга предлагаю использовать в дальней шей работе ДОУ.

Решение педагогического совета:

1.С целью укрепления имиджа ДОУ внедрять инновационные методы и технологии

Срок: постоянно

Ответственные: воспитатели в ДОУ

2. Провести СВОД-анализ имиджевой политики ДОУ

Ответственный: старший воспитатель, заведующий

Срок: май 2014

3.Провести мастер-класс для педагогов «Современный педагог – имидж ДОУ»

Ответственный: старший воспитатель

Срок: 2014-2015 уч. год

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Механизмы формирования и способы построения имиджа образовательного учреждения. Анализ и оценка существующего имиджа средней общеобразовательной школы №4 города Мегиона, разработка практических рекомендаций по его дальнейшему формированию и укреплению.

    дипломная работа , добавлен 10.02.2014

    Понятие, виды и составляющие имиджа организации. Особенности его формирования в рыночной среде. Сущность и структура корпоративной культуры. Ее роль в процессе формирования положительного имиджа предприятия. Описание правил поведения сотрудников.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2014

    Механизм формирования имиджа. Правила формирования имиджа организации. С чего начинается создание имиджа. Представление о компании. Элементы плана по созданию имиджа. Фундамент имиджа. Формирование имиджа. Качество выпускаемой продукции.

    реферат , добавлен 04.05.2006

    Определение понятия и сущности имиджа. Психологические условия и методы формирования имиджа руководителя, профессиональная характеристика, профессионально-психологические качества. Влияние имиджа руководителя на организацию, которую он возглавляет.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2009

    Проблема имиджа и технологии его реализации; создание привлекательного имиджа, модели достойного поведения. Использование имидж-знаний при выстраивании межличностных и деловых отношений. Критерии выбора модели поведения, психология формирования имиджа.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2010

    Понятие имиджа, его задачи, функции, структура; основные этапы и средства формирования. Особенности формирования в гостиничном предприятии. Характеристика "Отель Екатеринбург-Центральный". Рекомендации по формированию благоприятного имиджа гостиницы.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2013

    Особенности организации PR-деятельности в сфере жилищно-коммунального обслуживания. Разработка и реализация плана PR-мероприятий для ЗАО "Компания Дельта". Инструментарий и технологии формирования благоприятного имиджа и репутации управляющей компании.

    дипломная работа , добавлен 07.05.2015

    Понятие социального имиджа организации. Управленческие технологии воздействия имиджа на социальное поведение. Коммуникативные технологии формирования имиджа организации. Социальный имидж - главный компонент общего имиджа организации.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!