Сообщение труд и творчество в жизни человека. Творческий труд.Особенности творческой деятельности. Понятие «труд» и «творчество»

По определению А. Маршалла, труд - это "всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы" (выделено авт. - Б. Г.) [Маршалл. С. 124]. Отмечая, что в этом определении он следует Джевон-су, который относил к труду "только тягостные усилия", Маршалл подчеркивает, что "большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосредственного удовлетворения, получаемого от труда" [Там же]. Иллюстрируя эту мысль, он пишет далее, что крестьянин работает в саду в основном для получения материального результата, " а вот богатый человек, выполняющий ту же работу, хотя и может гордиться тем, что хорошо ее делает, вероятно, мало заинтересован в получаемой от этой работы экономии денег" [Там же].
Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонс. Например, В. Иноземцев считает, что труд - ЭТО деятельность, выполняемая "под прямым или опосредованным воздействием внешней материальной необходимости" [Иноземцев. С. 15].
Подчеркивание тягостной, принудительной стороны труда связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12-15 ч в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и искусством до XVIII в. могли заниматься преимущественно аристократы, священнослужители, дети купцов и т. п.
В Индии до сих пор сохранились элементы кастовой системы, при которой представители высшей касты - брахманы (к ней принадлежала, в частности, Индира Ганди) занимаются духовной и интеллектуальной деятельностью, а те, кто по рождению относится к низшей касте, могут заниматься только наименее привлекательными и тяжелыми видами труда1. Не случайно во многих языках (в том числе и во всех славянских) слова "труд" и "трудно", "работа" и "раб" имеют общие корни2. По известному определению Аристотеля, "раб - одушевленное орудие, а орудие - неодушевленный раб" (Цит. по: [Вебер. С. 294]).
С середины XIX в. классовое разделение труда в Европе и Северной Америке начинает изменяться вследствие первой промышленной революции, а также социальных революций и реформ во Франции, Германии и других странах. В результате роста производительности труда и социальных преобразований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается длительность рабочего дня, расширяются возможности для получения образования и смены видов деятельности. Существенно возрастает роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества.
Эти процессы за последние 150-200 лет принципиально изменили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отраслевом и профессиональном аспектах. Изменилась и структура населения. Если в прошлом веке более 2/3 населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в настоящее время их доля не превышает 1/3. Преобладающая часть населения развитых стран - это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т. д. Как показывают расчеты (см. разд. 3.3), именно те, кто занят преимущественно творчеством, созданием нового, вносят наибольший вклад в увеличение национального богатства развитых стран.
Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов: увлеченности работой, ее важности, условий и т. д. Наиболее эффективна творческая работа, которая выполняется по вдохновению. Сущность этого психологического состояния никто не смог выразить лучше А. С. Пушкина. Особенности творческой деятельности в науке и искусстве рассмотрены в работах А. Пуанкаре, Я. Парандовского и др.
Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс творчества составляет
наиболее приятную часть жизни. Однако творчество - это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Блестящие идеи и образы подготавливаются днями, а иногда годами упорных поисков и размышлений. Как писал В. Маяковский, "поэзия - та же добыча радия; в грамм добыча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды". Словосочетание "рабочее время" для ученого, писателя, композитора не имеет смысла. Идеи и образы могут появиться в любое время, в том числе во сне. Занятия наукой и искусством определяют не столько профессию, сколько образ жизни.
Понятия "труд" и "творчество" нередко противопоставляются. Так, В. Иноземцев пишет: "Наиболее принципиальный мотив творческой деятельности - стремление индивида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности" (выделено авт. - Б. Г.) [Иноземцев. С. 18]. Этот мотив, несомненно, существует, однако он редко может быть реализован и, что более важно, не отражает сути и значения творчества.
Природа творческого процесса нам не известна. Весьма вероятно, что лучше всего она выражена словами Гайдна: "Это не от меня, это свыше!" [Парандовский. С. 105]. Так композитор выразил свой восторг при рождении одной из мелодий оратории "Сотворение мира". Смысл восклицания Гайдна близок тому, что писал Платон тысячелетием ранее в диалоге " Пир":
"- ...Гении представляют нечто среднее между богом и смертным.
Каково их назначение?
Быть истолкователями и посредниками между людьми
и богами Пребывая посредине, они заполняют промежуток
между теми и другими, так что Вселенная связана внутренней связью" [Платон. С. ИЗ].
Биографии выдающихся ученых (И. Ньютона, А. Пуанкаре, А. Эйнштейна, Д. И. Менделеева и др.) свидетельствуют о том, что интуитивная сторона творчества в науке важна не
менее, чем в искусстве. Моменты рождения принципиально новых научных идей могут сопровождаться состояниями, близкими к религиозному экстазу [Пуанкаре].
Великий врач, философ, поэт Авиценна (Абу Али Ибн Сина), живший в 980-1037 гг, посвятил творчеству такие строки.
"Уйти нам трудно от мирских забот, Но Вечность постигает только тот, Кто хоть на шаг сойдет с тропы привычной И путь проложит, от других отличный". (Выделено авт. - Б. Г.; цит. по: [Чечин].)
Как видно из приведенных характеристик творчества, его цель состоит не столько в самовыражении, сколько в создании новых идей, образов, методов, представлений и т. д. И эта цель никогда не была и в обозримом будущем не может быть "не зависимой от внешних материальных условий", особенно в науке, технике, медицине и других сферах. Так, плоды творчества ученых, изобретателей, художников, писателей, артистов составляют в развитых странах значительную часть национального богатства. Произведения науки и искусства активно участвуют в экономическом обмене. Пушкин выразил это афоризмом: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать".
Таким образом, в экономическом аспекте творчество следует признать одним из видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как и любой другой вид труда).
Наряду с различными видами творчества важную роль в развитии цивилизации играет деятельность, направленная на духовное совершенствование человека. В этой сфере образ жизни имеет еще большее значение, чем в науке и искусстве.
Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному исследованию затрат времени человека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспитание детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье является примером общественно-полезного труда, который, с одной стороны, доставляет много
радости, а с другой - требует значительных усилий, которые в той или иной мере должны компенсироваться обществом.
Между теми, кто занят в материальном производстве, в науке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности как через систему рынков, так и через государственные и общественные организации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участвуют в экономическом обмене, устанавливающем степень их полезности для различных людей и периодов времени
Из рассмотренных представлений о сущности и видах труда следует, что при анализе понятия " труд" необходимо выделять два основных аспекта: содержание и мотивы. Первый - это развитие человека и производство благ, второй - мотивы, побуждающие человека трудиться.
Таким образом, можно дать следующее определение:
Труд - это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага* Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.
Что касается удовлетворения, получаемого от процесса труда, которое оговаривается в приведенном выше определении Маршалла, то оно существенно зависит от доли творчества в данном виде деятельности, ее целей, условий осуществления, а также от индивидуальных особенностей работника. Чем больше удовлетворения получает человек от процесса труда, тем больше в нормальных социальных условиях пользы и предприятию и обществу.

Методическая разработка профориентационного урока учителя обществознания МОУ «СОШ №29 г. Йошкар-Олы» Березиной Аллы Алексеевны

Предмет: обществознание

Класс: 6

Тема: «Труд и творчество» (§ 13 - УМК под редакцией Боголюбова Л.Н., Л.Ф. Ивановой, допущено Министерством образования и науки РФ, М. Просвещение», 2008)

Цель урока: ввести учащихся в понимание сущности человеческой деятельности и процесса

творчества.

Задачи :

1) формирование представлений о роли труда в жизни человека;

сравнить работу человека и «работу» животных, труд ремесленника и мастера;

выяснить разницу между ремесленником и мастером;

2) расширить представления о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой

профессии;

3) познакомить с востребованными творческими профессиями 21 века в России

4) формирование умений вести дискуссию, рассуждать и воспитывать толерантное отношение к другим мнениям.

Оборудование: компьютер, проектор

Эпиграф к уроку:

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас. К. Ушинский

II . Изучение нового материала

Ребята! Вам, наверное, приходилось наблюдать за работой муравьёв в муравейнике, или паука плетущего паутину, или птиц, вьющих себе гнезда весной. Выходит, что животные тоже трудятся? Как вы думаете, труд животных и птиц похож ли на труд человека? Слайд 2

Найдите в тексте учебника, в чем отличие труда человека от труда животных Слайд 3

Животные не могут думать, как они будут работать; - инстинкт

Не ставят цель при работе; - нет цели

Какие орудия труда они будут использовать; - не использует средств труда

Не умеют планировать работу; - не планируют

Определить, сколько времени понадобиться на выполнение работы - не задумываются о сроках, времени.

Таким образом, животные выполняют одну и ту же работу, необходимую для его жизни (для выживания)

Что же необходимо животным для жизни:

Пища (разыскивает);

Заготавливает корм;

Строит жилище (нору или гнездо).

Итак, э тому их никто не учит, все эти умения переходят им по наследству от родителей (всё это они выполняют инстинктивно), т. е. они уже рождаются с умением выполнять отдельные действия. Животное не умеет планировать.

А что характерно для труда человека?

Планирование;

Создаёт новые машины и механизмы;

Совершенствует всё вокруг себя.

Какова цель деятельности человека?

Удовлетворение своих потребностей. Большая часть людей выполняет работу для удовлетворения физиологических потребностей. Для этого им достаточно строго выполнять требования к выполняемой работе. Их работа будет характеризоваться следующим образом - работа по образцу. Таких людей в древности называли ремесленниками. Ремесленник - человек, владеющий ремеслом,умеющий делать полезные вещи.

Обратимся к словарю, ремесло - слайд 4

Владение искусством изготовления определенных видов вещей, наличие соответствующей профессии.

Требующая специальных навыков работа по изготовлению каких л. изделий ручным, кустарным способом

Таким образом, ремесло - это деятельность человека по производству различных важных и нужных предметов для жизни .

Не всегда ремесленник старается что-то изменить в своих изделиях. Ему важно сделать этих изделий побольше и продать. И сегодня можно видеть на рынках множество одинаковых деревянных и пластиковых поделок, игрушек.

Но люди не останавливаются на достигнутом, они постоянно всё совершенствуют, т. е. придумывают всё новые и новые машины, дома, компьютеры, сотовые телефоны, одежду и многое другое.

Как вы думаете, почему?

Удовлетворение престижных потребностей, потребность в самореализации.

Каким образом человек может самореализоваться в работе?

Проявив фантазию, воображение - проявив творчество.

Что же такое творчество?

Творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.

А как можно назвать человека который проявляет в работе творчество?

Мастер - человек, достигший высокого мастерства (искусства) в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные.

Кого мы можем назвать людьми творческих профессий?

Писателей, поэтов, артистов, художников, композиторов. Правильно, каждая их работа рождена фантазией и воображением, новизной, не похожа на предыдущую. У каждого человека свой характер, настроение и каждый мастер отражал эти особенности в этих предметах. Хотятворчество можно проявить в любом занятии. Если человек придумал что-то новое, интересное и полезное, он проявил себя как творец.

Давайте познакомимся с самыми востребованными творческимипрофессиями 21 века в России.

1. Web-дизайнер Средняя зарплата: 36690 руб. (слайд 5)

Полностью урок можно скачать в начале страницы

Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта

Тема открытого урока по обществознанию в 5А «Труд и творчество».

Цель урока: дать представление о том, какое значение имеет творческое начало в ходе трудовой деятельности;

объяснить причины появления творчества у людей; охарактеризовать виды творчества;

раскрыть значение понятий творчество, ремесленник, мастер.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся выделять характерные черты трудовой деятельности человека; объяснять смысл понятий мастер и ремесленник, связь слов творчество, творец, творение; систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы;

метапредметные: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления;

личностные: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и успехе группы, коллектива.

Оборудование : проектор, презентация, корзина с цветами, рабочие листы

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока: (Заставка (СЛАЙД 1)

    Организационный момент (приветствие гостей, проверка готовности класса к уроку) (1 минута)

    Проверь, дружок,
    Ты готов начать урок?
    Всё ль на месте,
    Всё в порядке,
    Ручка, книжка и тетрадки?

Учитель: На партах у вас лежат солнышки. Одно грустное, одно веселое. Поднимите то солнышко, которое соответствует вашему настроению. Значит, домашнюю работу вы все поняли, и мы перейдем к повторению.

II .Преемственность обществоведческого учебного материала: взаимосвязь пройденного материала с новыми знаниями. (4 минуты)

Учитель: (СЛАЙД 2.)

1. Что же такое труд?

2. Чем деятельность человека отличается от животных?

2. Составить синквейн со словом «труд».

III . Мотивационно-целевой этап

Давайте подумаем, какие качества необходимы для составления синквейна?

(ответы детей) (СЛАЙД 3)

Вы называли слова выдумка, фантазия, воображение . А каким одним словом можно назвать эти понятия?

(ответы детей предполагают «творчество»)

Учитель: А теперь запишем на рабочих листах тему нашего урока. Это тайный шифр. Кто догадается, какое предложение зашифровано?

«ТУРД И ЧЕСТВОТВОР» (СЛАЙД 4)

«ТРУД И ТВОРЧЕСТВО» (СЛАЙД 5)

Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Как вы думаете на какие вопросы нам предстоит ответить?

(ответы детей)

План урока: (СЛАЙД 6)

1.Мастер и ремесленник

2. Что такое творчество?

3.Взаимосвязь труда и творчества

Что же нам важно выяснить на сегодняшнем уроке? Чему будем учиться?

(ответы детей)

Проблемный вопрос: Почему важно связывать между собой труд и творчество?

Учитель: Правильно. Труд и творчество неразделимы. Каждое дело надо делать с любовью и творчеством.

IV . Работа по теме урока

Дети, издревле существовала такая группа людей, занимающаяся особой трудовой деятельностью - ремеслом. Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло - в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ - в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок. С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Издавна человечество знало такие ремёсла, как:

Кузнечное

Гончарное

Плотницкое

Столярное

Портняжное.

Людей, которые занимались ремеслом называли ремесленниками.

Найдите, пожалуйста, на с.83 в разделе «Мастер и ремесленник» ответ на вопросы:

1.Какого человека в настоящее время мы можем назвать ремесленником?

2. Какое еще значение имеет слово «ремесленник»? (СЛАЙД 7)

Учитель: А как мы назовём ремесленника, создающего самые лучшие творения, считающиеся знаменитыми произведениями искусства, шедеврами, эталонами, образцами изделий?

Это слово у нас зашифровано на доске:

М_ _ _ _Р. (МАСТЕР)

Ученик: Это слово «МАСТЕР».

Учитель : Кто же такой мастер?

(Ответ ученика)

Учитель: Давайте посмотрим на с. 83 общую характеристику понятия «МАСТЕР». (Читаем определение) (СЛАЙД 8)

Учитель: Путь к мастерству лежит через ремесленную деятельность. В Средние века человек, после того как заканчивал обучение какому-либо мастерству, отправлялся в странствия. Он путешествовал по городам, общался с людьми, наблюдал за их жизнью, оттачивал свое мастерство. Через несколько лет человек возвращался в свой город и сдавал экзамен на звание мастера.

Рассмотрите иллюстрации на стр.84 учебника.

Как вы думаете какие предметы сделал ремесленник, а какие мастер?

Объясните, почему вы так думаете?

А теперь обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое» на стр.87. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: (СЛАЙД 9)

Содержание легенды: Жил когда-то мастер Нестор, построивший без единого гвоздя удивительной красоты деревянную церковь Преображения на острове Кижи в Онежском озере. В начале XVIII века, когда Россия утверждалась на берегах Балтийского моря и становилась морской державой, мастер возвел праздничную, жизнерадостную, ни на что не похожую двадцатидвухглавую церковь. Она так естественно вписывалась в окружающую природу, что, казалось, плыла над водой, упиралась куполами в голубое небо, пела, рассказывала всем о таланте русских строителей. Церковь радовала глаз и восхищала. Она звучала как торжественный гимн русскому народу. И вот, закончив работу, мастер бросил свой топор в озеро и сказал: «Не было, нет и не будет такой!» А вот имя свое запечатлеть для истории не пожелал: не расписался на своем творении.

ВОПРОС УЧИТЕЛЯ:

Чему учит эта древняя легенда?

ОТВЕТ УЧЕНИКА:

Легенда учит тому, что любое творение рук человеческих нетленно и будет жить в веках; что труд великого талантливого мастера будет оценён не только современниками, но и потомками. Все гениальные творения людей, живших в различные исторические эпохи, являются золотым фондом сокровищницы мировой цивилизации.

VI . Ребята, чем больше человек знает и умеет, тем интереснее и разнообразнее его труд. Чем бы ни занимался, работая человек, он создаёт творения, под которыми мы подразумеваем результаты его трудовой деятельности. А как известно, именно от слов «творение» (существительное), «творить» (глагол) происходит слово «творчество».

Давайте попробуем сейчас найти разные определения понятия «творчество »:

- Ксюша будет корреспондентом и проведет опрос среди наших гостей на тему «Что такое творчество?» - Рома найдет это понятие в Интернете.

- Арина поработает с толковым словарем и найдет это определение.

Всем остальным ребятам я предлагаю выполнить задание на листочках. Используя разные источники информации, я выписала несколько определений творчества. Они перед вами на листе. Прочитайте внимательно все определения и выберите то, которое вы считаете наиболее полным. Объясните почему.

Творчество –

- создание новых ценностей;

- деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее;
- создание чего-то нового не только для одного человека, но и для других;

- это особый взгляд на мир.

(Поводим итоги)

Давайте на с.78 прочитаем определение понятия «ТВОРЧЕСТВО».

Обсуждение с учащимися притчи:

Что ты делаешь?

Деньги зарабатываю.

Строю собор!»

Вопросы для беседы.

Как вы понимаете притчу?

Предполагаемый ответ : каждый труд воспринимает по-разному: для кого-то это тяжелое занятие, а для кого-то это радость жизни, творчество)

Учитель: Какие творческие профессии знаете вы?

(ответы учащихся) (СЛАЙД 10)

Учитель: Творчество бывает художественное, научное, техническое, педагогическое.

Ученые доказали, что творческие способности есть у каждого. Но у кого они развиты больше, у кого-то меньше. От чего это зависит?

Учитель: Представьте, что вы ученые, исследующие факторы, влияющие на развитие творческих способностей.

1 и 2 группы подберут понятия, которые способствуют развитию творческих способностей;

3 и 4 группы подберут понятия, которые сдерживают развитие творческих способностей;

Учитель: Подведем итоги:

- 1 и 2 группы:

1) смелость, независимость, свобода

2) терпение и трудолюбие

3) любопытство, тяга к новому

4) самообразование

5) врожденный талант.

-3 и 4 группы:

1) неуверенность в себе и своих способностях

2) страх критики

3) привычка делать как все.

Учитель: Тот, кто нашел себя и занимается любимым делом, становится счастливее.

Можете ли вы привести примеры своего творческого опыта, пусть и не очень значимого, в самых разных делах?

Какие чувства вы испытывали?

(ответы учащихся)

Учитель: А сейчас немного отдохнем.

V. Физкультминутка.

Ветерок спросил, пролетая: (руки вверх – машем руками)

От чего ты, рожь, золотая? (разводим руки в стороны)

А в ответ колоски шелестят: (руки вверх – машем руками)

Золотые руки растят! (движение кисти)

Учитель: О каком человеке можно сказать: «У него золотые руки»? (СЛАЙД 11)

Предполагаемый ответ: Золотые руки у того, кто умело, профессионально выполняет ту работу, за которую берется. Первоначально золотые руки – это руки, которым нет цены, настолько они искусны в каком-либо деле.

А знаете ли вы, чем в свободное время занимаются ваши учителя, мамы, папы? Есть ли у них какие-то увлечения? Вот у Ксюши мама – парикмахер.

Выступление Ксюши о профессии мамы.

А у Оли вся семья творческая

Выступление Оли о своей семье

Учитель: А теперь возвращаемся к вопросу, который мы озвучили в начале урока. Попробуем на него ответить.

Проблемный вопрос: Почему важно связывать между собой труд и творчество?

(работать честно, с удовольствием, радоваться результатам труда, приносить пользу другим…)

(ответы учащихся)

VII Домашнее задание

Подготовить сообщение «Я и мое увлечение». Расскажите о той работе, которую вы делаете с удовольствием, творчески.

А теперь мы с вами немного поработаем.

У вас на столе цветная бумага, из которой нужно сделать цветы.

Практическая работа.

Учитель: У нас получился замечательный букет, который вы можете подарить и себе за творческую работу, и гостям и на 23 февраля, и на 8 марта.

Ребята, вы сегодня работали хорошо. Оля, Ксюша, …… у вас сегодня «5». Я попрошу всех сдать свои листы с ответами для оценки ваших работ.

VII Рефлексия

Учитель: А сейчас вспомним про наше солнышко. Если вам тема урока была понятна, вы все усвоили, вам понравилось работать на уроке, поднимите веселое солнышко. Если что-то не поняли, если вам было грустно, поднимите грустное солнышко.

Мне приятно было с вами работать. Урок окончен. До свидания.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рабочий лист урока.

Задание 1 . Составить синквейн со словом «ТРУД».

1. ТРУД

2._____________, _____________

3. _____________, _____________, _____________

4. ________________________________

5. ____________.

Задание 2 . Тема урока:________________________

Задание 3 . Записать слово зашифрованное на доске.

М___ ___ ___ ___ Р.

Задание 4 . Прочитайте внимательно все определения и выберите то, которое вы считаете наиболее полным. Подчеркните определение, которое вы выбрали. Объясните почему.

Творчество –

Это создание новых ценностей;

Это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее;

Это создание чего-то нового не только для одного человека, но и для других;

Это особый взгляд на мир.

Задание 5 . Прочитать притчу:

«Однажды прохожий увидел, как по дороге несут тяжёлые камни группа людей. Подошёл он к одному и спросил:

Что ты делаешь?

Не видишь, занимаюсь тяжёлой, никому не нужной работой.

С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:

Деньги зарабатываю.

А третий на этот же вопрос ответил:

Строю собор!»

Вопросы для беседы.

Как вы понимаете притчу?

Кто из этих работников, на ваш взгляд, является человеком творческим?

Задание 6 . Представьте, что вы ученые, исследующие факторы, влияющие на развитие творческих способностей.

1 и 2 группы подберут и запишут понятия, которые способствуют развитию творческих способностей:

__________________________________________________________________ .

3 и 4 группы подберут понятия, которые сдерживают развитие творческих способностей:

__________________________________________________________________

Ученики 4-б класса представляют свой коллективный проект «Труд – основа нашей жизни».

Труд, как и жизнь, существовал всегда. Труд и жизнь – это не разделимые понятия. Пока человек живет – он трудится! Нам стало интересно действительно это так?

Тема нашего проекта : «Труд – основа нашей жизни».

В связи с этим мы поставили перед собой цель : исследовать значение труда в жизни учеников нашего класса.

Проблема : зачем человеку трудиться?

Гипотезы :

    Предположим, что труд имеет важное значение в жизни человека.

    Если человек много трудится, он в жизни многого добьётся.

Этапы исследования:

    Найти в толковом словаре значение слова труд .

    Узнать из энциклопедий, когда возник труд человека.

    Найти пословицы о труде.

    Провести анкетирование и выяснить отношение к труду своих одноклассников.

    Проанализировать, какое значение имеет интеллектуальный труд в жизни школьника.

    Собрать информацию о выполнении домашних обязанностей.

    В интервью с родителями узнать, какие советы они могли бы дать своим детям.

    В сочинениях одноклассников найти высказывания, которые понравились.

Своё исследование мы начали с толкования слова труд.

В толковом словаре слово труд означает:

    Целесообразная деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Например, умственный труд, физический труд.

    Труд – это работа или занятие. Например, тяжёлый труд, получить вознаграждение за труд.

    Труд – это усилие, направленное к достижению чего-нибудь. Пример: Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Следующий вопрос: когда и зачем возник труд?

Впервые труд появился в древности. Большая часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи. Древнейшие люди питались тем, что давала им природа. Мясо добывали мужчины на охоте. Чтобы укрыться от непогоды люди строили себе шалаши.

В библиотеке мы нашли пословицы о труде, народная мудрость гласит:

Кто трудится, тот голодным не останется.

Труд человека кормит, а лень портит.

Уменье и труд всё перетрут.

Птицу узнают в полёте, а человека в работе.

Без мук труда не будет и радости.

Зеркало человека – его труд.

Обучение не только увлекательно, это ещё и процесс, требующий от каждого человека много усилий и работы над собой. Учение может и должно приносить много радости! Мы провели анкетирование среди учеников нашего класса и выяснили, в какие моменты они испытывают радость от учения.

    Радость испытывают 65% учеников, когда справляются со сложной задачей.

    Когда не задают домашнее задание, всего лишь 5% учеников радуются.

    Хорошим отметкам рады 100%.

    Когда учитель рассказывает о чём-нибудь интересном и необычном, испытывают радость 90%.

    85% радуются, когда выполняют задания, в которых нужно придумать необычные решения.

    Очень рады 100% учеников, когда поняли то, что не могли понять раньше.

    100% учеников нашего класса убеждены, что для хорошей учёбы, нужно много трудиться.

    Для того чтобы добиться успеха в жизни, нужно много трудиться. Мнение 100% учеников нашего класса.

Вот уже четвёртый год наш главный труд – это учение.

Разве может быть ученье увлекательным? Может! Мы убеждены в том, что если начинаешь ЧТО-ТО делать, нужно делать ЭТО хорошо.

Основная цель нашего учения: умение учиться с любовью, умение с увлечением заниматься любым де­лом, умение искать и находить интерес в любой деятельности. Человек может сам научиться работать с увлече­нием!

Могут ли все учебные предметы в школе быть интересны­ми?

Могут! Каждому человеку ОДНИМИ предметами легче увлечься, а для того, чтобы полюбить ДРУГИЕ, требуются опре­деленные старания. Мы приучаем себя ко всем предметам отно­ситься творчески, увлеченно, с уважением.

Можно ли развивать интеллектуальные способности В ШКОЛЕ? Можно!

На уроках мы учимся мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать решения и чётко планировать свои действия .

Мы очень радуемся своим победам в школьных конкурсах. И с нетерпением ждём предметные недели, чтобы проверить и пополнить свои знания.

На внеурочной деятельности мы развиваем творческую активность и познавательные способности.

Мы научились создавать проекты. За 3 года мы уже создали много проектов и творческих работ. Свои проекты мы защищаем в классе, на школьных научно-практических конференциях.

А также свои работы представляем на Сайт «Первое сентября». Фестиваль исследовательских и творческих работ «Портфолио ученика».

С 1 класса мы с удовольствием участвуем в дистанционных олимпиадах. Получаем не только хороший результат, но и развиваем свой ум, смекалку, трудолюбие, самостоятельность и ответственность.

Мы активно участвуем в исследовательской деятельности. Участвуя во Всероссийском конкурсе «Ученик года», мы создали 10 научно-исследовательских работ.

Наши исследовательские работы получают ПРИЗНАНИЕ на районных и областных конкурсах.

Мы твёрдо убеждены, что учение с увлечением - первый шаг к будущей ОТВЕТСТВЕННОЙ, СЕРЬЁЗНОЙ ЖИЗНИ, полной смысла и радости.

Следующий этап нашего исследования. Проанализировав свой учебный день, неделю, год, мы пришли к выводу, что кроме учебного труда мы вовлечены в трудовые дела нашего класса, школы. Мы занимаемся творчеством на внеурочной деятельности, ухаживаем за комнатными цветами, поддерживаем порядок в классе, участвуем в субботниках, благоустройстве территории вокруг школы.

Ещё мы трудимся дома, у всех учеников нашего класса есть домашние обязанности, с которыми мы с удовольствием справляемся.

В ходе интервью наши родители посоветовали:

Уважайте труд людей!

Наблюдайте за взрослыми, как они выполняют работу. Берите пример!

Любую работу нужно делать от начала и до конца.

Главное в работе – набраться терпения.

Найди себе увлечение, хобби. Например, шитьё, рукоделие, вышивание и др. Это развивает терпение.

Определи для себя посильное дело по дому.

Планируй свой день. Не забывай в распорядке дня оставить место для выполнения домашних обязанностей.

Чередуй работу и отдых.

Не берись за непосильную для тебя работу.

Если что-то не поучается, попроси помощи.

Трудиться – всегда пригодится!

Нам было интересно мнение наших одноклассников о труде. Вот, что они считают:

Беделов Имам считает: «Труд – главное в жизни человека».

По-мнению Русовой Вики: «Каждый человек должен трудиться».

Родина Виолетта считает: «Любой труд надо ценить и уважать, ведь слаще всех трудов – плод человеческого труда».

Вот мнение Уваровой Арианы: «Трудиться нужно честно и добросовестно».

Филатова Диана подметила: «Когда трудишься с любовью и желанием, это доставляет радость. Разгадка долголетия в труде».

Вершкова Алиса по праву считает: «Труд позволяет человеку добиться поставленных целей, стать успешным и счастливым».

Эйсфельд Ваня говорит так: «В наше время, чтобы хорошо жить, надо хорошо и много трудиться».

В ходе проведённого исследования мы пришли к выводу:

Если к своему труду отнестись добросовестно, ответственно, приложить волевое усилие, терпение, усидчивость, то обязательно получится результат.

Гипотеза, что труд имеет важное значение в нашей жизни, подтвердилась.

Мы уверены в том, что, если человек много трудится, он в жизни многого добьётся.

Спасибо за внимание!

Желаем всем здоровья и творческих успехов!

Понятие «труд» и «творчество».

Труд – Это «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы. Носит «тягостные усилия»

Труд – это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (адм. Экон.), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Подчеркивание тягостной, принудительно стороны труда связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества, трудившихся по 12-15 часов в сутки за мизерное вознаграждение.

Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и софиальных фатокров увлеченности работой, ее важности, условий и т.д.

Понятие труд и творчество противопоставляются. Иноземцев пишет, что наиболее принципиальный мотив творческой деятельности – стремление индивида реализовать себя в свободной независимой от внешних материальных условий активности.

Задачи управления человеческими ресурсами на уровне государства.

1. Регулирование занятости населения.

2. Регулирование общих условий и уровня оплаты труда

3. Регулирование взаимоотношений между работодателем и наемными работниками.

4. Повышение общего уровня и квалификации трудоспособного населения.

5. Разработка законодательных актов в сфере труда, занятости и социальных отношений. Гражданский кодекс РФ

Задачи управления человеческими ресурсами на уровне предприятия

1. Определение потребности в рабочих, инженерах, менеджерах различной квалификации, исходя из стратегии деятельности фирмы.

2. Анализ рынка труда и управление занятостью.

3. Отбор и адаптация персонала.



4. Планирование карьеры сотрудников фирмы, их профессионального и административного персонала.

5. Обеспечение рациональных условий труда, в том числе благоприятной для каждого человека социально-психологической атмосферы.

6. Организация трудовых процессов, анализ затрат и результатов труда, установление оптимальных соотношений между количеством единиц оборудования и численностью персонала различных групп.

7. Разработка систем мотивации эффективной деятельности.

8. Обоснование структуры доходов, степени их дифференциации, проектирование систем оплаты труда.

9. Организация изобретательской и рационализаторской деятельности.

10. Участие в проведении тарифных переговоров между представителями работодателей и работополучателей.

11. Решение этических проблем труда.

12. Управление конфликтами.

13. Профилактика девиантного поведения.

Объем работ по каждой из этих функция зависит от размеров предприятия, характеристик производимой продукции, ситуации на рынке труда, квалификации персонала, степени автоматизации производства, социально-психологической обстановки на предприятии и за его пределами.

Структура и взаимосвязь наук о труде.

Проблемы в науках о труде: производительность труда, человеческий капитал, условия труда, проектирование трудовых процессов, нормирование труда, планирование численности персонала, отбор обучение и аттестация, мотивация, формирование доходов и оплата труда, взаимоотношения в трудовых коллективах, рынки труда и управление занятостью, маркетинг персонала, контроллинг персонала, организация управления персоналом.

На основе этих проблем можно дать характеристку предметов этих наук.

Физиология труда изучает воздействие трудовых процессов на физиологические характеристики человека.

Психология труда изучает психологические характеристики человека в процессе трудовой деятельности. Результаты: организация кол. работы, управление конфликтных ситуаций, разработка систем мотивации.

Эргономика является научной основой проектирования человеко-машинных систем, в том числе станков, пультов управления, инструментов, транспортных средств.

Наука о безопасности труда исследует весь комплекс проблем, связанных с обеспечением безопасности трудовой деятельности. Выводы этой науки особенно важны в химической и металлургических производствах, ядерной энергетике, при работе на большой высоте, при низких и высоких температурах.

Социология труда исследует взаимоотношения людей и социальных групп в производственных коллективах. Анализируют проблемы обусловленные различием людей по признакам: пол, возраст, национальность, раса, образование, воспитание, политическая ориентация, имущественное положение, отношение к религии, место иерархии предприятия.

Трудовое право анализирует комплекс юридических аспектов труда и управления. Это особенно важно при найме и увольнении, разработке систем поощрений и наказаний, решение им. проблем, управление конфликтами.

Наука об организации труда чаще всего рассматривается как теоретическая основа проектирования трудовых процессов и рабочих мест. Общепризнанно, что важнейший проблемой организации труда является оптимизация взаимодействия и кооперации труда.

Экономика труда традиционно включает проблемы производительности и эффективности труда, человеческого капитала, трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, доходов и з/п., планирования численности.

Нормирование труда как наука исследует принципы и методы установления затрат труда, его результатов, соотношений между численностью персонала различных групп и количеством единиц оборудования.

К науке об управлении персоналом принято относить проблемы планирования численности, отбора, обучения и аттестации персонала, мотивации труда, стилей управления и т.д. Наряду с этим существует широкое толкование управления персоналом. В этом случае объектами исследования становятся все рассмотренные выше проблемы труда и управления персоналом.

Понятие качества жизни

Ноосфера – это сфера разумно организованного взаимодействия общества и природы, при котором биосфера целенаправленно преобразуется путем деятельности человека направленной на рациональное ее использование. Отсюда в концепцию качества жизни, принятую в постиндустриальных обществах, включены и ограничения на удовлетворение некоторых потребностей людей, обеспечивающие гармоничное развитие ноосферы. К этим ограничениям можно отнести: охрану окружающей среды; меры по безопасности производства и продукции; сохранение ресурсного потенциала регионов и т.п.

Центральными задачами в концепции качества жизни часто провозглашают:

· обеспечение физического и морального здоровья общества;

· расширение употребления населением экологически чистых продуктов питания;

· гармонизация условия труда и т.д.

Итоги этой Конференции явились первым, документально оформленным сигналом для человечества о том, что существует императив выживаемости, который требует отказа от прежних моделей развития мировой цивилизации и перехода на модель управляемой социально-природной эволюции. Такая постановка проблемы и заставляет обратиться к категории качества жизни, впервые введенной в научный оборот Джоном Гэлбертом и Форрестером в 60-х годах в связи с попытками моделирования траекторий промышленной динамики.

В настоящее время под качеством жизни обычно понимают условия человеческого существования: обеспеченность материальными, социально-культурными, экологическими и демографическими компонентами жизни человека.

Качество жизни может характеризоваться степенью удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нормам и/или традициям, а так же по отношению к уровню личного восприятия.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!