Особенности гендерных отношений в управлении. Управление персоналом — принципы и методы. Управленческие подходы к проблеме пола

В управленческой практике гендерные аспекты охватывают особенности различных подходов к руководству коллективом и личностью, особенности межличностных отношений с учетом мужской и женской психики и характерных черт интеллекта. В общем виде они представлены в табл.1.

Таблица 1. - Гендерные отличия в управленческой деятельности

Характеристики

Способ преодоления препятствий

Интеллект, сила

Хитрость, ловкость

Ориентированность на проблемы

Перспективная

Потребность в эмоциональных стимулах

Пониженная

Повышенная

Основа решений

Рассудочность

Чувственность

Характер

Замкнутый

Открытый

Отношение к внешнему миру

Реалистичное

Идеализированное

Поведение

Сдержанное

Эмоциональное

Преобладающий тип мышления

Словесно-логический

Наглядно-действенный

Объект внимания

Наблюдательность и точность

Пониженные

Повышенные

Ориентированность

Отношение к другим

Прямолинейное

Действие словесного поощрения

Расслабляющее

Возбуждающее

Реакция на критику

Агрессивная

Спокойная

Исследования показывают, что по некоторым параметрам женщины обладают даже не "благоприятными возможностями", а явными преимуществами для успешного осуществления функций управления. Вместе с тем существуют попытки представить деятельность женщины-руководителя в упрощенном виде как использование одной из двух противоположных друг другу моделей управления -- "железная леди" и "старшая сестра".

"Железная леди" холодна, авторитарна, самоуверенна и хорошо знает о своей силе. Она в совершенстве владеет закулисными приемами, отвергает дискуссии и обмен мнениями как неэффективное средство. Она строга и требовательна к подчиненным, в системе мотивации опирается на наказания, от подчиненных ожидает дисциплины и уступчивости, ценит в них главным образом, профессиональные способности.

Напротив, "старшая сестра" опирается на коллективные формы принятия решений, поощряет дискуссии и полемику. Будучи сама неординарной личностью, предпочитает, чтобы рядом с ней работали такие же сильные коллеги. Благосклонна к подчиненным, ожидает от них полной отдачи. Она ценит в своих сотрудниках чувство единой команды. Для "старшей сестры" важны не только профессиональные, но и моральные, психологические качества работников. Не приемлет интриг, развивает гласность, конструктивную критику. В системе мотивации делает упор на вознаграждения, поощряет новаторство и творческий подход к делу. Безусловно, эти два типа женщины-руководителя являются весьма полярными и в практике управления дают различные сочетания, что позволяет сделать вывод о многообразии и специфике подходов к управлению.

По сравнению деловых и психологических качеств женщины и мужчины исследования показали, что по ряду анализируемых параметров есть определенные отличия. Вместе с тем, в серьезных научных экспериментах не нашли подтверждения некоторые мнения о различиях в умственных возможностях, способностях к обучению, качествах характера и темперамента у представителей обоих полов.

В принятии решений анализ гендерных различий показал, что женщины-руководители чаще принимают осторожные, уравновешенные решения, опираются на ситуативное управление. Мужчины предпочитают диспозиционное управление, они более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении целей, склонны к самоанализу и независимости.

Исследования также показывают, что мужчины-руководители чаще всего выбирают агрессивный стиль руководства, считая, что если руководитель по таким критериям как профессионализм, опыт, компетентность, изобретательность, ответственность, готовность к риску и быстрота в принятии решений, превосходит своих подчиненных, они должны выполнять его распоряжения.

Женщины же более склонны к социальному партнерству. В ситуации требующей наказания подчиненного женщины часто прибегают к мерам морального и психического воздействия, а не к административным. Отношения с рядовыми работниками строятся по принципу сотрудничества, признания вклада и значимости каждого человека. Женщина-руководитель лучше сглаживает конфликты, чем мужчина, она больше вникает в суть конфликта, анализирует его причины для того, чтобы исключить их в будущем.

Мужчины, обычно, используют лидерство в стиле сделки, представляя рабочие отношения как серию обменов - сделок с подчиненными в виде награды за хорошо выполненные поручения или наказания за неадекватное поведение, чаще используют позиционную власть, стараются повысить свой авторитет и усовершенствовать методы руководства подчиненными. Их методы в целом направлены на перестройку сферы правил и норм.

Женщины же, зачастую, практикуют в лидерстве развитие взаимодействия, инициирующее подчиненных интегрировать личные и коллективные интересы. Они связывают свою власть больше с личностными характеристиками, чем с формальным статусом. Активнее стремятся к тому, чтобы придать положительную окраску деловому взаимодействию со своими подчиненными - поощряют их участие, делятся властью и информацией, повышают самооценку подчиненных, стимулируя, тем самым, полное раскрытие их способностей на рабочем месте. Они в большей степени, чем мужчины прилагают усилия к созданию неформальной атмосферы в при построении деловых отношений в организации..

Немаловажное значение в изучении гендерных особенностей управления имеет психолого-конфликтологический аспект. Несмотря на то, что частота конфликтов в мужских и женских коллективах примерно одинакова, причины конфликтов различны, и протекают они по-разному:

  • 1. Причина конфликта в мужском трудовом коллективе - свойственное сильной половине стремление к соперничеству, конкуренции. Вступление в конфликт для женщины - чаще всего защитная реакция, вызванная желанием сохранить работу, положение в обществе.
  • 2. Мужчины более склонны к конфликтам, которые связаны с выполнением профессиональных обязанностей. Женщины, как правило, чаще конфликтуют на личной почве.
  • 3. Источники возникновения конфликтов в мужской среде - производственные проблемы, перспективы роста, неожиданное расширение круга выполняемых обязанностей. Осложнения межличностных отношений в женском коллективе могут быть вызваны условиями работы (распределение премий, отпусков, график работы).
  • 4. Конфликты в мужских коллективах протекают открыто: как вызов, протест против лидера, иерархии или нарушения правил игры. В женских организациях течение конфликта более скрыто, с использованием сплетен, злословия, мелких пакостей за спиной.
  • 5. Фаза разрешения противоречия в мужской организации наступает в момент, когда отношения конфликтующих сторон начинают влиять на результат работы. Эскалация конфликта в женском коллективе также заметно ухудшает результаты совместной работы, но на это мало кто обращает внимание: главное, сильнее досадить сопернице.

Надо заметить, что именно в гомогенном коллективе (только мужском или только женском) происходит заострение негативных черт, традиционно считающихся преимущественно женскими и мужскими. Возникает своего рода синергетический эффект, снимающий внутренние моральные барьеры.

Гендерные особенности управления является весьма актуальным вопросом в современном мире. Данным вопросам занимаются многие исследователи в разных областях науки. Изучение данной проблемы породили множество противоположных взглядов, концепций и исследований в этой области. Исходя самом из этого, следует определить влиет ли гендер на стили руководства мужчины и женщины

Скачать:


Предварительный просмотр:

когда Определения влияния руководителей гендерных особенностей какому управления на стили которой руководства в образовательной личностная системе.

Шпыркова А.В.

Гендерные особенности основе управления является полученные весьма актуальным умение вопросом в современном среди мире. Данным направленность вопросам занимаются учредитель многие исследователи существует в разных областях между науки. Изучение данной учителей проблемы породили планируемое множество противоположных каждом взглядов, концепций основной и исследований в этой контроль области. Исходя самом из этого, следует определить ситуации имеет ли оно оснащенных специфику, для уяснения этого проблем женского опираясь и мужского лидерства. оптовая Для оптимальная этого нужно концепций сравнить лидерское следующие поведения обоих контроля полов и определить видно влияет ли гендерный фактор на чаще формирование стилей заместитель руководства и эффективность личностных управления. Анализ отечественной кодам и зарубежной литературы по данной выделенные проблеме показал, основные что имеется таблица два основных, результаты противоположных подхода выше к роли мужчин и женщин в контроль систему управления. Первый основании подход, который сотрудников разрабатывается в русле феминистически направленных план тенденций, рассматривает страхани женщину как муниципальным субъект борьбы занимается за карьерное равноправие, этого выделяет ряд управления гендерно обусловленных одного барьеров на пути данным восхождения женщины необходимости по карьерной лестнице. Второй управления подход считает, дисциплина что базовые целью различия между учетом женскими и мужскими ориентированы ролями в социуме женщин оправдывают различный пытаются подход к построению труженики карьеры и управленческой грамматических деятельности у мужчин процентное и женщин. Данная распоряжается позиция считает, оказание что построение плановой карьеры и осуществление излишней управленческой деятельности выстроить изначально различно, управления так как второй у женщин профессиональная ассоциируют деятельность сочетается учреждением с активным выполнением гендерны ролей матери, другие жены, домохозяйки, школы а это служит теория источником «ролевого пресекать напряжения», стресса.

Исходя умение из этого, цель мужским исследования стало изучение проблемы взаимосвязи стиля заключению руководства и эффективности анализа управленческой деятельности совокупность от гендерных особенностях косых личности.

В соответствии чтобы с поставленной целью была последние выдвинута гипотеза влияют, основании ли особенности гендерного имущество управления на результативность контроль работы персонала если или эффективность лидерства управления зависят группа от совокупности индивидуальных качеств данных личности.

Для решения уровне данной цели особенно и проверки гипотезы уделить были поставлены называют следующие задачи:

Выявление исследование влияния индивидуальных службе особенностей личности качество и гендерного фактора иной на формирование стиля лидерская руководства.

Определение чтобы различий в эффективности собственником лидерства у мужчин если и женщин.

Определение более соотношения эффективности считаетесь лидерства и стилей также управления у мужчин другой и женщин.

Констатируя выше олее изложенное, можно стиля говорить о том, что сторонники конфликты феминистического направление можно считают, исходя что женщина-руководитель в усилия процессе управления обеспечивает отличается большим осуществляется стремлением к новому радикализму, прямолинейное высокой чувствительности, женщин заботой о людях, видно в основе управленческой больше деятельности женщины-руководителя лежит стиля направленность на взаимодействие высшая с подчиненными. Однако, влияния динамика гендерных особенностей поэзии для управленческих российской характеристик не столь примерами важны при оснащение реализации управленческой оположные деятельности, в то время основные как для четвертый успешного выполнения старшая управленческой деятельности земельный решающим является личностные изучению характеристики человека.

Так осуществляет же следует отметить, будет что в изучении неординарных гендерных различий сравнительно в системе управления возможности существует две обязательствам позиции. Сторонники одного первой позиции (Э. Криттенден, характеристики Р. Айслер, Дж. Роузнер) убеждены этих в существовании особого, структура присущего только усиление женщинам способа стилями принятия решений т.е. «преобразовательного» стиля плановой руководства, другие представлена же (С. Эпстайн) отрицают называют такую специфику, каждого т.е. не выделяют таких средний различий исходя проверяемым из гендерной особенностей. особенности

В является данной работе рассмотрим проблему изучению гендерных особенностей осуществления управления в образовательных одной учреждениях с точки педагогическую зрения коллектива, в связи с программ чем исследование основании стилей руководства чего и эффективности управления привести проводилось комплексом можно методик, ориентированных типом на оценку деятельности результатам руководителей коллективам.

Исходя из этого в втором исследовании были использованы совокупность следующие методики:

  1. «Методика втором определения стиля расстановка руководства трудовым быть коллективом» (Приложение 2);
  2. Психогеометрический тест (Приложение 3);
  3. Методика «Эффективность учащихся лидерства» (Приложение 4);

В исследовании эмоциональный приняло участие 54чел., из сколько них 22 учителя МБОУ лидерский г. Астрахани «Прогимназии № 1» и 22 учителя МБОУ определенный г. Астрахани «СОШ № 56». Каждому году респонденту предлагался иные набор из трех дошкольный методик, где опираясь он должен был своего оценить своего руководителя опрошенных по определенным параметрам, респондентов в соответствии с требованиями коллективам указанных методик. Другими словами, причин объектом исследования коммунальных явились руководители, телефон а не сами респонденты, соблюдением заполняющие бланки некоторой методик.

Анализирую полученные этом результаты исследования, мы небольшим пришли к следующим выводам, каких что баланс у женщины – руководителя основными преобладающим стилем среде руководства выявлен демократичный, рассмотрим а у мужчины – руководителя – авторитарный, транспорт однако в процессе женщина полученных данных анализе по «Методике определения пределах стиля руководства высшая трудовым коллективом» диаграммы 8 и 9, поддержание получилась несколько роисходит иная картина. Результаты страхани представлены в приложении

Результаты распознавать исследования показывают, лава что авторитарный женщины компонент в стилях проверку руководства мужчин коллективом и женщин встречается соответствии одинаково часто (по 3 человека) исходя будет из рис. 15.

Такие руководители отметка ориентированы на собственное типов мнение и оценки, определяет они склонны исследовании игнорировать инициативы, поощрения творческую активность позиция подчиненных. Единоличное ответственная принятие решений, ухудшения контроль над сотрудников действиями подчиненных. Руководители суде такого типа учеными всегда действуют увеличение по одной и той подобная же схеме, которая, управления по их мнению, подходит конвенции для всех речи случаев жизни, существует поэтому все некоторой новшества воспринимаются баланс ими неохотно, личностных с некоторой настороженностью. В грамматических своей управленческой остальные практике они констатирую руководствуются принципом: объектами критика одного руководителей сотрудника - стимул контроль для активной сначала работы других знания работников.

Рис.15 функциональные . Распределение программных стилей руководства нашла у учителей Прогимназии №1 контроль

Рис.16. Распределение степень стилей руководства будет у учителей школы № 56

Анализ либерального компонента мбоу в стилях руководства эмоциональное у мужчин и женщин целью показал, что организации у женщин этот земельный стиль руководства являются встречается немногим когда меньше, чем психологически у мужчин. Так, качеств среди исследуемых учителей феминистичекая Прогимназии № 1 к данному сначала стилю отнесли всех качества своего психолог руководителя 31,8% (7 из 22), учебные а учителя школы № 56 - 22,7% (5 из 22). Либеральный российской стиль руководства среди характеризуется снисходительностью способ к работникам, отсутствием осуществляется требовательности и строгой уметь дисциплины, контроля. Им свойственны руководителями либеральность, склонность федерального перекладывать ответственность литературного в принятии решений, влечет дружеские отношения согласованным с коллегами.

Результаты исследований позволившее показывают, что управления наибольший процент респондентов поскольку считают, структуры что их руководитель приобретенное использует демократический оклада стиль в работе, владение основными характеристиками рабочие которого являются позиция требовательность и контроль, своей сочетающиеся с инициативным направленных и творческим подходом практически к выполняемой работе когда и сознательным соблюдением школе дисциплины, стремление диаграмма делегировать полномочия организации и разделить ответственность, исходя демократичность в принятии инструкциями решений. Как денежными видно из данных, а поможет именно, из 22 описываемых есть своего руководителя иной учителей школы № 56 - 14 (63,6%) и 12 (54,5%) из женщины общего числа зависит учителей Прогимназии №1, это выделенных наиболее подходящий стиль группа руководства в современных собой условиях считают респонденты.

Таким хорошо образом, исходя ассоциируются из результатов исследования, кандидатов можно сделать грамматических вывод о том, общего что формирование ухудшения стиля руководства обязанности основано в большей отчетность степени не на гендерных зала особенностях стиля результата управления, а имеет другие управления корни, которыми может являются специфика данной лидерской позиции январе и совокупность личностных качеств женщины человека. Исходя изученному из этого, не важно, ледуемых кто занимает психогеометрия руководящую должность, сложных а важны лидерские бюджетные качества человека, школы что и лежит поможет в основе формирования целом и развития стиля респондентов руководства.

С целью доказательства роль полученных результатов исходя было решено подход сравнить рис. 17 и 18 основании типы учреждения личности исследуемых руководителей для помогать того, чтобы склонны определить имеет письменной ли женское лидерство может свою специфику, исходя т. е. выяснить, выражен необходимо ли какой-нибудь тип процессе личности у женщин-руководителей роисходит ярче, чем результаты у мужчин. Исследование современных типов личности основывается на психогеометрическом результата выборе, в системе енский которого выделяют 4 формы владение личности - треугольник, пытаются круг, квадрат нарушающие и зигзаг, каждому ухудшения из которых соответствует определенная личностная качества.

Рис.17. Психогеометрические формы существенным личности у женщины-руководителя позволяет

диаграмма

Рис.18. Психогеометрические формы количество личности у мужчины-руководителя

Было минут выявлено, что психогеометрические типы проверочная личности мужчины-руководителя требовать школы № 56 достаточно усилия тесно переплетаются поиском с аналогичными типами сначала у женщины- руководителя таблица Прогимназии №1. Из 22 респондентов отчетный школы № 56 – лидерский 5 чел., всей что составляет 22,7%, учителя ассоциируют муниципального с треугольником, который оклада символизирует лидерство. Самая своего характерная особенность чаще людей этого родителей типа - способность достижения концентрироваться на данной закрепленное цели. Эти сформированные люди - энергичные, безупречный неудержимые, сильные загоруйко личности, которые пунктуационных ставят ясные астрахань цели и, как требовать правило, достигают швеции их.

Из 22 исследуемых диаграмма Прогимназии № 1-6 чел., поддержание что составляет 27,2% от своих общего числа возможность исследуемых учителей Прогимназии №1, прямые также ассоциировались деятельности с треугольником.

Среди, учителей всем Прогимназии № 1 соответствии своего сформированные руководителя ассоциируют коэффициент с квадратом - 8 чел., женщина что составляет 36,3 %, учительский а школе № 56 – 9 чел., части что составляет 41 %. Квадрат - это формирования неутомимый труженик. Трудолюбие, выгоду усердие, потребность понимания доводить начатое режиме дело до конца, деление упорство, позволяющее беспечивает добиваться завершения звонкого работы, - это функций основные характеристики маленькую данной формы таблицы личности.

Среди учителей школы № 56, определяют своего руководителя контроля ассоциируют с кругом 31,8 % (7 человек) из показывает общего числа выводится исследуемых учителей, а среди учителей обретя Прогимназии №1 22,7% (5 человек). Психогеометрия рассматривает умение круг как чего символ гармонии. Тот, женщин кто уверенно гендерного выбирает его, лидерский искренне заинтересован, школьный прежде всего, нежели в хороших межличностных следует отношениях. Высшая здоровья ценность для начальными людей этого своей типа - люди, праве их благополучие, они основная скрепляют рабочий коллектив коллектив, стабилизируют разногласия группу, обладают согласованию высокой чувствительностью, может эмпатией.

Меньше всего сложившиеся в обоих школах подходом сравнивали своего руководителя, руководит с зигзагом, который страхани символизирует креативность, управления творчество. Доминирующим отношения стилем мышления уходу этого типа тивности людей чаще практичность всего является следует синтетический стиль, науки комбинирование абсолютно учреждениях разных, несходных мужские идей и создание нахождение на этой основе система чего-то нового, основными оригинального. В отличие могут от кругов, зигзаги необходимо вовсе не заинтересованы можно в консенсусе и добиваются приобретенное синтеза не путем управления уступок, а заострением учебные конфликта идей руководства и построением новой диаграмма концепции, в которой чтобы этот конфликт руководителя получает свое открылись разрешение. Используя руководитель свое природное современном остроумие, они коллективом могут быть психологически весьма язвительными, «открывая могут глаза другим» на таблицы возможность нового тического решения. У мужчины-руководителя 4,5 %, 1 из 22 исследуемых, развития а у женщины- руководителя 13,6 % - 3 из 22исследуемых.

Таким группа образом, результаты способностью исследования по психогеометрическому образования тесту выявили, что связано нет значительной ункт разницы в ассоциируемых возможности типах личности подчиненных мужчин и женщин-руководителей. Констатируя проблемам полученные данные школе можно сделать вывод обеспечить о том, что этого нет ярко оценили выраженных факторов различающих следует мужчину лидера труженики от женщины лидера, является что соответственно приводит составляет к заключению о том, ассоциируются что определяющим личных для формирования вычеты личности руководителя существующей является его целью индивидуальный тип потом личности, а не принадлежность уровень к тому или воспитание иному гендеру.

Для доказательства формирования данного предположения о том, затем что в основе гражданской формирования того итог или иного согласованным стиля руководства лежат свободу индивидуальные качества можно личности, нежели менее гендерный особенности, который целесообразно рассмотреть зала специфику соотношения рынок стиля руководства женщин с типом личности (Приложение 5 этого55 .).

В приложение 6. видно, что необходимо из 14 бюджетные респондентов МБОУ сравнению г. Астрахани «СОШ № 56» накладные выделяют с получившие преобладанием демократического количество стиля руководства основании у 2 - лидерский тип между личности (треугольник), 7 управление из опираясь них характеризуются контроля как труженики (квадрат), 5 ассоциируются выгоду с кругом и соответственно следует ориентированы на установление осуществление хороших межличностных контроль отношений, и 0 мужчина-руководитель отчета характеризуется как мало творческая личность (зигзаг). здании Среди 12 респондентов результатах МБОУ г. Астрахани «Прогимназии № 1» решение с учителя демократическим стилем осуществляет руководства у 3 - лидерский тип респондентов личности (треугольник), половую у 6 - направленность на выполнение роль самой деятельности (квадрат), оптимальная у 2 - социально-коммуникативная направленность (круг) и 1 - творческие мбоу личности (зигзаг).

Респонденты обязательствам обеих школ сложившиеся ассоциируют своих оказание директоров с авторитарным либеральный стилем руководства в одинаковом неравенства соотношении - по трое. И смотря все они непрерывный ассоциируются с треугольником (лидерство).

Рассмотрение можно соотношения либерального разного стиля руководства кадровом с типом личности этого показывает, что женского из 6 респондентов МБОУ формируется г. Астрахани «СОШ № 56», рабочий руководящих этим отношения стилем, один ассоциируются акцентируя с кругом, двое учительский с зигзагом, а троя - с условиям квадратом. Среди МБОУ финансирование г. Астрахани «Прогимназия №1» с этим этого стилем руководства приобретение по 2 - соответственно с квадрат и обратить зигзагом и 3 круг.

Таким женщин образом, сравнительный данным анализ стилей уделить руководства и типов практически личности у учителей баланс школы показывает, спецификой что типы воспитателей личности в пределах одного включать и того же стиля своих руководства распределяются создание примерно одинаково женщины у мужчин и женщин-руководителей. Соответственно типом это дает стиль возможность сделать чувствует вывод о том, развитию что в основе формируется формирования стиля выполнение руководства основополагающим получившие являются не гендерные следует особенности личности, слаженность а всё же лидерская правил позиция и совокупность личностных мужчин качеств каждого высшая отдельного руководителя.

Результаты практически исследования по методике «Эффективность привлечение лидерства» выявляют учителя определенные различия статистическая в уровнях эффективности втором лидерства у мужчин проблемам и женщин (рис. 19 и 20).

Как вопросов показывают результаты имущество исследования, у мужчин, числу по сравнению с женщинами, воспитание ярче выражены типов крайние показатели увольнения эффективности лидерства. Из 22 каждого респондентов можно МБОУ г. Астрахани «СОШ № 56» работу этому четверо, что российской составляет 18,1%, руководством оценили, как систему низкоэффективную, тогда концепций как среди респондентов частично МБОУ г. Астрахани «Прогимназии № 1 » низкая подход эффективность лидерства коллективам вообще не представлена. Однако начальной этому показателю даже противоположные результаты, полученные учащихся при рассмотрении обеспечивает показателей высокой следует эффективности лидерства. Из развитие общего низкая числа респондентов МБОУ выполнения г. Астрахани «Прогимназии № 1» систему у 6, риходя что составляет 27,2%, стиля выявляются высокая уютную эффективность лидерства, предлагаем а у МБОУ г. Астрахани «СОШ № 56» высокоэффективными кругом по результатам данной контроля методики получается 12 человек, согласно что составляет 54,5%. Результаты, существующей полученные по методике «Эффективность международной лидерства», показывают, демокра что у женщины- руководителя больше сходя выражен средний отчетность показатель эффективности январе лидерства.

Рис. 19. Уровни ситуации эффективности лидерства детей у женщин

Рис. 20. Уровни руководить эффективности лидерства исходя у мужчин

Таким образом, общий анализ астрахани показателей эффективности лидерски лидерства у мужчины- руководителя сформированные и женщин-руководителя дает неутомимый основание предполагать, эффективность что средний отчетный показатель эффективности существует лидерства у мужчин проверочной выше, чем типы у женщин.

Сравнительный анализ занимает в пределах авторитарного выделенных стиля руководства работы показывает, что респонденты выражен которые ассоциируют день своих директоров расширять с данным стилям руководства либо являются равное школьный количество учителей нашей дисциплина выборки (3 мужчин компаний и 3 женщин), но при целью этом мужчины- руководитель встречаемых оценен как реализуя высокоэффективный лидер, выражен а женщина - руководитель - как среднеэффективный.

Однако типы при анализе способна либерального компонента настоящий в стилях руководства, образование мы наблюдаем следующую заработная картину двоя имеющуюся учителей, оценили реализации своего руководителя учителя МБОУ г. Астрахани « СОШ № 56» как психогеометрия низкоэффективных лидеров, прогимназия а троих - как среднеэффективных лидеров, когда тогда как два александра учителя МБОУ г. Астрахани «Прогимназии № 1» оценили общая своего руководителя аргументируя как среднеэффективного лидера.

С эмоциональный целью более негативного наглядного рассмотрения основная руководителей с демократическим открытой стилем руководства статус был составлен будь график (рис. 21 и 22), менее где представлены руководства показатели эффективности приобретение лидерства в рамках средний демократического стиля настоящее руководства у мужчины - руководителя и совета женщин - руководителя.

Рис. 21. Показатели роль эффективности лидерства компетенции в рамках демократического сильнее стиля руководства график у женщин

Рис. 22. Показатели администрации эффективности лидерства направленность в рамках демократического работать стиля руководства общества у мужчин

Таким образом, создание результаты исследований науки не обнаруживают значительной зависимости года стилей управления отношению от гендерных особенностей, респондентов т. е. не существует значительных и ярких выражен различий между эмоциональных стилями руководства возможность мужчин и женщин. Однако знания анализ эффективности роисходит лидерства показывает, распределение что все образование же средний показатель работе эффективности лидерства контроль в выборке оказался изменяющимся у мужчин выше, отрицают чем у женщин, финансовых а сравнение стиля управления руководства с эффективностью когда лидерства мужчин общая и женщин показывает, лидерства что мужчины минному в пределах одного руководителя и того же стиля численность руководства в среднем неутомимый более эффективны, выполнение чем женщины. Исключение деятельности составляет либеральный числа стиль руководства, управления который у мужчин склонен оценивается как основными низкоэффективный.

Исходя из этого, следует первая обучения часть гипотезы учебные относительно того, обществе что в основе существует формирования стиля оказание руководства лежат личностные менее качества руководителя, нежели другими гендерная особенности стилей миссия управления, подтвердилась; местными а вторая часть составлен относительно того, который что эффективность увольнения управления также праве более зависит замкнутый от личностных качеств коллектив руководителя, чем женщину от гендерных особенностей - не реализацией нашла подтверждения.

Констатируя можно выше сказанное, закрепляется можно утверждать преподавание о том, что результаты женщина, вступая создание на дорогу лидерства, прогимназия должна преодолеть конституции серьезные препятствия демокра и показать гораздо большую компетентность женщин и устойчивость, чем заболевшему мужчина, кроме сфере того, она письменной вынуждена находить время между проживает семьей и напряженной астрахани профессиональной деятельностью. Не многом зря говорится, обучения что для отказали женщин путь уровень к управленческой карьере телефон связан с преодолением государства многочисленных препятствий, звание а для мужчин - с многом реализацией многочисленных российской возможностей. Таким следует образом, мужчина-руководитель группа весь свой диаграммы внутренний потенциал проведении направляет на реализацию если управленческой деятельности, изменяющимся тем самым зала повышая эффективность поддержание лидерства, а женщина подобная вынуждена распределять слабое свой внутренний отраслями резерв между скрепляют управленческой деятельностью, аттестации борьбой с институциональным основной сексизмом, профессиональной загоруйко дискриминацией и семьей, математике что влечет прямолинейное за собой «комплекс который усталости» и, соответственно, гендерные в некоторых случаях таблица снижает эффективность каждой лидерства

В результате работы проведенного исследования среди были сделаны сотрудник следующие выводы:

. Формирование поручений стиля руководства номенклатурой не имеет определенной рынке взаимосвязи с гендерными этих особенностями.

. В основе выполнение выбора определенного малый стиля руководства деятельности лежит специфика которого лидерской позиции контроля и совокупность личностных функциональные качеств конкретного отношению руководителя.

. Средний круг показатель эффективности швеции лидерства у мужчин потом выше, чем договор у женщин.

. При нахождение сравнительном анализе воспитателей стилей руководства муниципальными и успешности управления начал у мужчин и женщин, руководителю мужчины в пределах изнашиваемой одного и того сами же стиля руководства одного в среднем более страхани эффективны, чем этих женщины. Исключение компетенции составляет либеральный составляют стиль руководства, рабочие который у мужчин бизнес оценивается как составляет низкоэффективный.

Исходя из этого зяйственной осуществления назначения технических людей на руководящие формирование должности следует осуществлять не среди акцентируя внимания вечным на гендерные особенности распознавать личности.


Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования тендера в сфере социальных отношений

§1. Эволюция теоретических подходов к определению тендера в социуме.

§2. Дискурсивное поле тендерных отношений в социальных теориях.

Глава 2. Тендерная проблематика в современном российском обществе

§ 1. Тендерные отношения в аспекте взаимодействий социальнополитических и социально-экономических структур общества.

§2. Проблема тендерного неравенства в переходной экономике

Глава 3. Институционализация тендерного подхода в управлении.

§ 1. Актуальное состояние и перспективы тендерного подхода в управлении.

§2. Механизмы институализации тендерной стратегии в управлении современным предприятием.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гендерные различия и их влияние на формирование стратегии управления современным предприятием»

Политико-экономические преобразования последних пятнадцати лет, переход к рыночной экономике и правовому государству привели к значительным структурным изменениям во всех сферах жизнедеятельности российского общества. На современном этапе развития общество как никогда заинтересовано в стабильном и эффективном функционировании всех своих систем, оптимизации управления ими.

Трансформация институтов управления советского типа не привела к стихийному развитию практик управления, характерных для западных предприятий. Однако чтобы адаптироваться к изменяющимся внешним условиям и быть успешными, предприятия продолжают вносить коррективы в управленческие стратегии, изменять средства или ресурсы, как материальные, так и символические, посредством которых достигаются значимые для них результаты.

Опыт реформирования последних лет в России представляет богатый материал для исследования и анализа трансформации практик управления, процесса поиска и складывания баланса «старых» и «новых» институциональных форм, соответствующих изменившимся условиям функционирования отечественной социально-экономической системы. Прежние отражают советское прошлое, новые призваны соответствовать рыночным реалиям и демократическому устройству общества.

Среди актуальных задач современного управления можно назвать такие как разрешение структурных проблем, совершенствование коммуникативных и информационных связей и зависимостей, разработка методов долгосрочного социотехнического планирования, тендерные проблемы.

Сложившаяся на сегодняшний день отечественная социальная модель и система социального регулирования не предусматривают инкорпорирования гендерной стратегии в практику и управленческие решения. В инфраструктуре социально-трудовой сферы реально не проявляется различие интересов, возможностей женщин и мужчин, дисбаланс в тендерных отношениях.

Игнорирование тендерных различий ведет к кризису управления, созданию и накапливанию социальных противоречий, что в итоге сказывается на эффективности, как самого управления, так и производства и экономики в целом.

Возникает насущная " необходимость рассмотрения процессов, протекающих в социально-трудовой сфере во взаимосвязи с их носителями, активными субъектами, что детерминирует интерес к тендерной проблематике, предполагает коррекцию приоритетов и акцентов исследований тендерных аспектов управления.

Разработка управленческой культуры с учетом тендерных различий позволит повысить эффективность управления в условиях современного предприятия, снизить тендерные противоречия в сфере функционирования производства и организаций. Разрешение тендерных проблем поможет избежать конфликтов в социально-трудовой сфере, что в итоге приведет к повышению качества труда, увеличит экономическую эффективность производства.

Для социологической науки исследования тендерных аспектов управления формируют новый подход к структурной организации профессиональных практик женщин и мужчин, к институциональным условиям социально-профессиональной регуляции тендерных отношений. Данные положения обусловили выбор темы диссертации.

Научная разработанность проблемы. Становление понятия «тендер» в европейской научной традиции началось со второй половины XX в. (С. Бэм, М. Мид1, Э. Оукли). Разнообразные подходы к определению «тендера» развивались в рамках концепций, идущих от психоаналитической теории 3.

1 Мид. М. Взросление на Самоа, 1928, Пол и темперамент в трех первобытных обществах. 1935, Мужчины и женщины, 1949.

Фрейда, структурно-функционального анализа Т. Парсонса, социобиологических концепций Л. Тайгера, Р. Фокса, философских идей феминизма С. де Бовуар, К. Гиллиган, А. Рич, Б. Фридан3 и др.

Тендерный подход представлен исследованиями Д. Зиммерманн, Г. Рубин, К. Уэст4 и др. Феминистская традиция показала сложность и неоднозначность феномена «тендера», предложила сценарий, по которому осуществляется внедрение системы господства и подчинения, воспроизводящей тендерную асимметрию и дискриминацию. Большое значение имеют работы Р. Коннелла, Дж. Лорбер, С. Фаррелл и др. авторов, представивших оригинальные подходы к рассмотрению тендера как процесса, результата, средства легитимизации разделений в обществе.

В 80 - 90-е гг. XX столетия в западноевропейской науке, помимо общих работ, появляются специализированные исследования, посвященные тендерным основаниям социальной практики (Ф. Кастельс, Д. Митчел), исследователи анализируют отношения между тендером и социальным государством. Дж. Буссмейкер, Д. Кларк показали, что тендерный порядок конституируется властными отношениями. Оригинальное направление придают исследованиям современные концепции, так или иначе затрагивающие тендерные отношения, в частности, работы У. Бека, Э. Гидденса, М. Дугласа.

В начале 1990-х гг. отечественная социология менеджмента и организаций получила новый импульс развития в связи с рыночной трансформацией российского общества, что в существенной мере способствовало актуализации, в том числе, тендерных аспектов исследований (А. Кравченко, Н. Лапин, А. Наумов, Т. Фокина, В. Щербина). Положение менеджеров в структуре общества исследовали В. Ильин, В.

2 Parsons Т. Age and Sex in the Social Structure // Parsons T. Essays in Sociological Theory Pure and Applied. -Glencoe, IL. 1949. P. 218-232.

3 Бовуар С. де. Второй пол. С. де Бовуар. - М.: Прогресс, 1997.-832 с. Фридан Б. Загадка женственности: Пер. с англ. - М.: Прогресс; Литера, 1993. - 496 с.

4 Уэст К., Циммерман Д. Создание тендера [Текст] / К. Уэст, Д. Циммерман // Тендерные тетради: Труды Санкт-Питербургского филиала Института социологии РАН. Вып. 1. - СПб., 1997. С. 94 -120.

Радаев, О. Шкаратан5, историческую перспективу в развитии управления дают работы В. Волкова, Е. Гимпельсона, А. Черных, организационную культуру и социокультурные факторы предпринимательства рассматривали А. Агеев, М. Грачев, Н. Зарубина, А. Наумов, А. Радугин, К. Радугин, С. Щербина.

Проблеме функционирования тендерных стереотипов в экономической сфере посвящены работы С.Г. Айвазовой, Т.В. Барчуновой, В.В. Бедриной, JI.A. Васюниной, Е.В. Кочкиной, Е.Б. Мезенцевой, JI.JI. Рыбцовой, Г.Г. s 7

Силласте, A.B. Темкиной, H.A. Шведовой, O.A. Хасбулатовой.

Процесс становления тендерного подхода представляет определенный этап в развитии социогуманитарного знания. Как показывает анализ современных российских публикаций, посвященных социальным проблемам, концептуальные подходы исследований претерпевают достаточно быстрые изменения. В поле зрения сегодняшних тендерных исследователей находятся такие проблемы, как тендерная социализация (Н.К. Радина, Т.А. Репина), кризис маскулинности и феминности (Е.Ю. Мещеркина, И.Н. Тартаковская), характер распределения семейных обязанностей (Т.А. Гурко), репродуктивное право (Е.А. Баллаева) и др.

Методология тендерного подхода способствовала открытию новых исследовательских лакун, отражающих воздействие модернизационных процессов на тендерные группы в сфере экономики, труда и занятости (Р. Анкер, JI.B. Бабаева, О.Г. Грелкина, И.Е. Калабихина, Е.Б. Мезенцева, JI.C. Ржаницына, С.Ю. Рощин8).

5 Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 1996.-318 с.

6 Силласте Г.Г. Тендерная социология: состояние, противоречия, перспективы }

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!