Как работает шлюз. ГЭС - это что такое? Список крупнейших ГЭС России Шлюзовая гэс

Изобретателем судоходного шлюза можно считать помощника министра транспорта китайской провинции Хуайнань по имени Цяо Вэй-Юэ. Решив раз и навсегда покончить с кражами зерна, он велел соорудить конструкцию, позволявшую судам преодолевать перепад высот без риска повреждения корпуса. Историческую эстафету подхватили голландцы, чуть позже - итальянцы. Собрали несколько фото и видео о том, как эти гидротехнические сооружения поживают в наши дни
Шлюзовая камера Угличской ГЭС ночью. Гидроэлектростанцию в Угличе запустили в 1940 году и она сыграла важную роль в обеспечении Москвы электроэнергией во время войны. А ещё именно её сооружение способствовало затоплению старой части Калязина, который сейчас знаменит одиноко стоящей на воде колокольней.

Шлюзы №7 (передний план) и №8 Канала имени Москвы - на пути из Химкинского водохранилища в Москва-реку.

Один из деревянных шлюзов на реке Теза в Ивановской области - от устья до города Шуя этот приток Клязьмы был сделан судоходным для катеров. С 2000 года исторические деревянные шлюзы постепенно заменяют на современные конструкции.

Шлюз номер 5 на реке Теза - один из двух, который оставили деревянным как памятник инженерному искусству XIX века. Сама система гидроузлов функционирует здесь более 170 лет.

Первую попытку соединить Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения историки относят к середине XVI века. В 1569 году турецкий султан Селим II, известный своим походом на Астрахань, направил 22 000 солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Однако всего спустя месяц турки отступили «с великой бранью», заявив, по словам летописцев, что «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать»
На фото: первый шлюз на канале Волга-Дон, находится в черте города Волгоград

Рыбаки на шлюзе «Северка» в низовях Москва-реки. Коломна.

На Волго–Доне, шлюз №2.

Москва, один из шлюзов Канала имени Москвы.

Видео: небольшое судно проходит первый шлюз Волго-Дона.

Чайки - неизменные спутники речных судов в умеренных широтах. Рыбинск.

Другой вид на шлюз в Рыбинске. Цитируем источник:

«Шлюз вблизи ГЭС работает по принципу двухкамерных резервуаров. В них поступает половина всего объёма воды из водохранилища. Вода постепенно переливается из одной камеры в другую, а затем суда спускаются в Волгу. Наличие второй камеры позволяет сэкономить время при прохождении шлюз. Перепад воды в них составляет 18 метров, их длина – 300 метров, а ширина – 30. Нижние ворота шлюза имеют две створки, а верхние представляют собой цельный щит, уходящий на дно и способный поворачиваться вокруг горизонтальной оси.»

Два мрачноватых человека курят около технического сооружения рядом со шлюзом №3 Беломорканала.

Проход шлюза на парусном судне, Беломорканал.

Канал имени Москвы участок Покровское - Стрешенево.

Река Свирь, соединяющая Ладожское и Онежское озеро. Теплоход "Михаил Шолохов" в шлюзе Верхнесвирской ГЭС

Скульптурная группа «Казаки» у 15-го шлюза Волго-Донского канала (в черте города Волгодонск, Ростовская область)

Шлюз на судоходном канале Брюссель-Шарлеруа, Бельгия. 2005 год.

Руины Петровского шлюза Мариинской водной системы. Цветное фото 1909 года, автор - Сергей Прокудин-Горский. Мариинская водная система была сооружена в годы царствования Павла I и на момент, когда была сделана фотография, функционировала, но некоторые участки были закрыты и заменены новыми. В результате нескольких реноваций в течение XIX века Волго-Балтийский путь сильно сократился. А в 1963 году Мариинскую водную систему окончательно сменил Волго-Балт.

Другой снимок Мариинской системы от Прокудина-Горского: Черниговский шлюз за Дубно на Новоладожском канале (ныне на территории Волховского района Ленинградской области)

Тверецкий шлюз в черте города Вышний Волочёк - когда-то здесь начиналась первая в России искуственная водная система - Вышневолоцкая. Она была сооружена при Петре I. На месте старого шлюза сейчас уже даже нет русла реки - там находится дачный посёлок.

Памятный знак недалеко от старого местоположения Тверецкого шлюза Вышневолоцкой системы. Кстати, движение по системе было односторонним, от Волги к Петербург. Обратно суда идти не могли: Боровицкие пороги на Мсте были непроходимы при плавании вверх по течению.

Бухтарминский шлюз, ГЭС на реке Иртыш, ниже устья реки Бухтарма вблизи города Серебрянска, Восточно-Казахстанской области, Казахстан. Входит в Иртышский каскад ГЭС.

Про Бухтарминский шлюз с фото выше даже есть песня!


Проект строительства гидростанции на Волге впервые был рассмотрен еще в начале прошлого века. В 1910 году талантливый самарский инженер Г.М.Кржижановский (впоследствии председатель комиссии ГОЭЛРО) обратился к царскому правительству с предложением построить гидростанцию на Волге у Жигулей. Но только в 1919 году по предложению Ленина Глебу Максимилиановичу было дано поручение выбрать место для гидроузла. Обследовав район, Кржижановский предложил три варианта размещения будущей ГЭС: в районе села Переволоки, на Красной Глинке близ Самары и у села Отважное ниже города Ставрополя. В 1940 году на Красной Глинке был заложен поселок Управленческий (), в котором должен был разместиться штаб строительства гидростанции. Но началась Великая Отечественная война и все работы были приостановлены. Дополнительные гидро-геологические исследования, проведенные в послевоенные годы, подсказали целесообразность строительства ГЭС близ села Отважное. Здесь в 1950 году развернулась гигантская стройка, в ходе которой была построена самая большая в стране плотина, огромный машинный зал и мощные судоходные шлюзы.



01. Берег Волги, перед началом строительства ГЭС, 1950 год.

02. Начало освоения территории стройплощадки. Начальником строительства Куйбышевской гидроэлектростанции был назначен генерал-майор Иван Васильевич Комзин.

03. Ни для кого не секрет, что на стойке трудились тысячи заключенных. В основном, они содержались в Кунеевском лагере, на месте будущего Комсомольского района г. Тольятти. В пик строительства, в 1955 году, количество заключенных достигло 46000!

05. Подготовка котлована станции

06. Хотя, стоит отдать должное руководству, на строительстве использовалась самая современная на тот момент техника - земснаряды, экскаваторы, самосвалы.

07. Подготовка плавучего моста на месте будущей водосливной плотины.

08. Строительство водосливной плотины

09. Всего, при строительстве станции уложено 7 миллионов кубометров бетона.

10. Водосливная плотина

11. Водосливная бетонная плотина расположена на левобережной пойме. Длина плотины-1 км. Она имеет 38 водосливных пролетов. На водобое плотины имеются устройства для гашения энергии воды. Для маневрирования затворами на плотине смонтированы 3 козловых крана, грузоподъемностью 250 тонн.

12. Фрагмент стройки рядом с машинным залом.

13. На стройку часто приезжали правительственные делегации и комиссии.

14. Бетонный завод.

15. Работа земснаряда. Земснаряды использовались для намыва земляной плотины.

16. Установка рабочего колеса гидротурбины.

17. Земляная плотина намыта из местных мелкозернистых песков и расположена между зданием ГЭС и водосливной плотиной. Длина плотины составляет 2800 м, ширина по основанию – 600 м. Наибольшая высота в русловой части – 50 м.

18. Строительство машинного зала

19. В строительстве были задействованы водолазы. Один из водолазных костюмов хранится в музее Жигулевской ГЭС ().

20. Одновременно, на левом берегу Волги, строились двухниточные судоходные шлюзы.

21. Фрагмент шлюза

22. Нижние шлюзы

24. Верхние шлюзы

25. Проверка крепления высоковольтной ЛЭП

26. Цементный завод в Яблоневом овраге

27. Строительство понтонного моста между зданием ГЭС и земляной плотиной.

29. Чтобы перекрыть естественное русло, на дно Волги, менее чем за сутки, было сброшено 1765 десятитонных пирамид из железобетона.

31. Волга была перекрыта за рекордные 19 часов и 35 минут.

32. Вода пошла через донные водосбросы станции

33. Началось наполнение Куйбышевского водохранилища.

34. Торжественный митинг, по поводу успешного перекрытия Волги.

35. Вверх от ГЭС разлилось водохранилище протяженностью более 600 км. Наибольшую ширину – 40 км – водохранилище имеет в районе слияния Волги и Камы. Максимальная глубина в приплотинной части – 40 м. Емкость водохранилища – 58 млрд. кубометров, оно является самым крупным искуственным водохранилищем в Европе.

36. В зону затопления попали 270 населенных пунктов (17 городов и райцентров), 19 колхозов, две машинно-тракторные станции (МТС), 175 зданий различных учреждений и организаций, расположенных вне Ставрополя. Переносу подлежали также населеннее пункты, не входившие в зону затопления, но лежащие в зоне отвода земель для строительства плотины и других сооружений гидроузла. Всего в 1953 году было перенесено более 1600 дворов, а также школы, больницы, промпредприятия.

37. 10 августа 1958 года состоялась церемония торжественного пуска ГЭС. На торжества в Ставрополь прибыли руководители КПСС и Советского правительства во главе с Н.С. Хрущевым.

Небольшая справка:
Здание Жигулевской ГЭС (старые названия - Куйбышевская ГЭС, Волжская ГЭС им. Ленина) расположено на правом берегу Волги. Оно состоит из 10 двухагрегатных секций с донными водосбросами. В машинном зале установлены 20 гидроагрегатов мощностью по 115 МВт (сейчас идёт модернизация и увеличение мощности) с поворотно-лопастными турбинами (диаметр рабочего колеса – 9,3 м) и генераторами зонтичного типа (диаметр ротора – 14,3 м, статора – 17,1 м).

Общая длина здания ГЭС вместе с монтажной площадкой – 730 м, ширина – 100 м, высота от подошвы до кровли – 80 м. Строительный объем здания – 4500 тыс. кубометров. Здание ГЭС имеет пристройку со стороны нижнего бьефа, которая сделана для выравнивания перепада напряжения под зданием и водоемом, и предупреждения пластического выпора грунта из-под подошвы сооружения. Отдельное сороудерживающее сооружение, расположенное в 33 м от здания ГЭС, введено впервые в практике гидротехнического строительства.

Посмотрите ещё мои записи о Жигулевской ГЭС: ,

Мои фотоподборки об истории строительства других ГЭС: ,

Просьба при использовании на других интернет-ресурсах, не забываем ставить ссылку на первоисточник.

Приглашаю всех в группу вКонтакте (

Только вчера мы еще шли по Каме, а сейчас идем по Куйбышевскому водохранилищу - где "издалека долго течет река Волга". А берег очень красивый - и так отличается от камского! Это Новодевичьи горы, меловые холмы в окрестностях села Новодевичье (Шигонский район Самарской области). В центральной части этих гор расположен поселок Белогорск (бывший Мелзавод) где ранее велась промышленная добыча мела.

Новодевичье - бывшее большое торговое село на Волге. Торговали тут хлебом, дровами, различными кустарными изделиями, свезенными сюда из пяти волостей (Новодевиченской, Усольской, Тереньгульской, Шигонской и Старотукшумской), баржи грузились тут десятками. Село было основано как Новопречистенская вотчина московского Новодевичьего монастыря в 1683 году. В 50-х гг часть села была затоплена при постройке Куйбышевской ГЭС (уровень воды поднялся на 26 м), жители были переселены.

Проходим жигулевский цементный завод - это г. Жигулевск-7, пос. Яблоневый овраг. Завод был построен в 1958 г., дает цемент, кровельный материал, строительный щебень для промышленного и жилищного строительства.

По правому берегу Волги Жигулевские горы. Самая высокая точка - это гора Безымянная (381,2 м над уровнем моря), которая считается высшей точкой средней полосы Европейской России.

А впереди уже видны дома города Тольятти - второго по величине в Самарской области. Изначально назывался Ставрополем (неофициальное "уточненное" название Ставрополь-на-Волге, по аналогии со Ставрополем Кавказским), но летом 1964 г. после смерти итальянского вождя коммунистов Пальмиро Тольятти был переименован.

Буксир "Урал-19" тащит баржу "Бельская-68" - а на барже какой-то интересный прямо строительный вагончик:)

дома Тольятти поближе

и речной вокзал

с судоремонтной верфью

а мы тем временем подошли к шлюзам Жигулевской ГЭС.

Жигулёвская гидроэлектростанция (Волжская (Куйбышевская) ГЭС им. В.И. Ленина) - шестая ступень и вторая по мощности ГЭС Волжско-Камского каскада ГЭС. Строительство ее началось в 1950 г., а закончилось в 1957 г. В состав сооружений входят: гидроэлектростанция, сороудерживающее сооружение, водосбросная плотина, земляная плотина, грязеспуск, двухниточный двухкамерный шлюз с межшлюзовым бьефом и причальные сооружения.

Идея энергетического использования Волги у Самарской Луки была выдвинута Глебом Кржижановским ещё в 1910 г. Но проектно-изыскательские работы начались лишь в 30-е гг, и в 1937 г. было принято решение о строительстве Куйбышевского гидроузла поселков Красная Глинка и Переволоки. Строили заключенные ГУЛАГа (Самарский ИТЛ и строительство Куйбышевского гидроузла, где работало более 30 тыс. человек). Но в 1940 гг там были обнаружены нефтеносные площади и строительство было приостановлено. Через 9 лет были возобновлены изыскательные работы и в 1950 г приступили к постройке ГЭС в районе г. Жигулевск.

Швартуемся

закрываются ворота шлюза

сейчас начнем спускаться

это те ворота, которые два кадра назад закрылись:)

а это мы уже внизу

из первой камеры шлюза выходим в межшлюзовой бьеф

и оглядываемся назад

а теперь посмотрим, что у нас в этом самом межшлюзовом бьефе окрест. Вот ремонтируется танкет "Волгонефть-206"

на берегу дома один другого краше

люди переправляются с берега на берег

судно так и называется - "переправа", коротко и ясно:)

Прошел мимо нас сухогруз "Дмитров" из Таганрога

а мы уже подошли ко второму шлюзу, входим в шлюзовую камеру

шлюзоваться будем с забавным суденышком по имени "Дейл"! :))

классно, наверное, вот так компанией плыть под зеленым навесом. Причаливать, гулять, купаться и плыть дальше.

Прошлюзовались - мы с Аней бегом бежим на корму, посмотреть на остающиеся за нами шлюзы. А "Дейл" нас бодро догоняет:)

Сразу после плотины ГЭС по берегу началась прямо местная "рублевка" - особняк на особняке особняком погоняет.

проплыл мимо нас щебенчатый крокодил:)

а вот он в полный рост! Зовут его "Плотовод-687", а тащит он сразу 2 баржи

Проходим мимо Свято-Воскресенского мужского монастыря. Создан он был совсем недавно, в 1996 г.

Трогательный дебаркадер и катерок "Сёмыч"

Монастырь хоть и недавний, а все равно есть у него своя интересная история. На его территории сохранились здания бывшей Ставропольской земской больницы, не попавшие под затопление при строительстве ГЭС. Больница была построена и функционировала силами Ставропольского земства, которое уделяло много внимания развитию образования и здравоохранения, кроме этого занимаясь и всем остальным - дорогами, почтой, ремонтом мостов, сельским хозяйством.

Строить медицинские учреждения надо было с нуля - как обстояло дело с врачами в уездах мы помним еще по истории елабужской медицины. Один врач, кочующий по селам, физически не успевал доехать до всех, кто в нем нуждался.

И вот в 1868 году на средства земства были построены в уезде 3 больницы, медицинский персонал которых состоял из врача и фельдшера. В 1872 году земским врачам удалось расширить до 45 мест ставропольскую больницу, которая принимала не только жителей Ставрополя, но и крестьян из ближайших сёл. С 1872 по 1873 гг. Ставропольской больницей заведовал Евграф Алексеевич Осипов, выпускник Казанского университета, один из основоположников российской санитарной статистики.

К 1902 г. были выделены средства на постройку новой больницы ввиду ветхости старой. Построенная больница имела операционную, родильное отделение, квартиры для персонала. И вот как раз здания этой больницы можно до сих пор увидеть на территории Свято-Воскресенского монастыря. (информация из статьи "Ставропольское земство" на сайте "Музей истории Самарского края").

А закончу я пост старинной открыткой с видом Жигулей (из набора "Волга на старинных открытках", "Полиграфическо-издательский комбинат", г. Казань, 1999.)

Все посты с фотографиями из этого путешествия можно посмотреть по тегу

48.824444 , 44.676667

Во́лжская гидроэлектроста́нция (Сталинградская/Волгоградская ГЭС, им. XXII съезда КПСС) - ГЭС на реке Волге в Волгоградской области , в городе Волжском . Крупнейшая гидроэлектростанция в Европе . Входит в Волжско-Камский каскад ГЭС .

Волжская ГЭС

Схема Волжской ГЭС: 1-земляная плотина; 2-ГЭС; 3-рыбоподъемник; 4-водосброс; 5-межшлюзовая ГЭС; 6-шлюз

Машинный зал

Общие сведения

Строительство ГЭС началось в 1950 году , закончилось в 1961 году . ГЭС является средненапорной гидроэлектростанцией руслового типа. Состав сооружений ГЭС:

  • бетонная водосливная плотина длиной 725 м, наибольшей высотой 44 м;
  • земляная намывная плотина длиной 3249 м и наибольшей высотой 47 м, состоит из правобережного руслового участка длиной 1193 м, пойменного участка длиной 803 м, левобережного участка длиной 1253 м;
  • здание ГЭС совмещённого типа длиной 736 м, состоящее из одиннадцати агрегатных секций по два гидроагрегата в каждой;
  • рыбоподъёмник;
  • двухниточные двухкамерные судоходные шлюзы с аванпортом , низовым походным каналом и водосбросом;
  • межшлюзовая ГЭС;
  • ОРУ 220 кВ;
  • ОРУ 500 кВ.

По сооружениям ГЭС проложены железнодорожный и автомобильный переходы.

Мощность ГЭС - 2551 МВт (вместе с межшлюзовой ГЭС - 2573 МВт), среднегодовая выработка - 11,1 млрд.кВт·ч . В здании ГЭС установлены 22 поворотно-лопастных гидроагрегата ПЛ587-ВБ-930, работающих при рабочем напоре 20 м: 20 - мощностью по 115 МВт и 2 - мощностью по 120 МВт, а также агрегат рыбоподъёмника ПЛ30-В-330 мощностью 11 МВт. В здании межшлюзовой ГЭС, конструктивно являющейся частью гидроузла, но юридически не относящейся к Волжской ГЭС, установлено два поворотно-лопастных гидроагрегата ПЛ30-В-330, работающих при расчётном напоре 17 м. Производитель гидротурбин основных гидроагрегатов станции (6 лопастей, диаметр рабочего колеса 9,3 м) и всех гидрогенераторов - ОАО «Силовые машины », гидротурбин рыбоподъемника и межшлюзовой ГЭС (6 лопастей, диаметр рабочего колеса 3,3 м) - харьковское предприятие «Турбоатом ».

Напорные сооружения ГЭС (длина напорного фронта 4,9 км) образуют крупное Волгоградское водохранилище .

Электростанцию проектировали 11 научно-исследовательских институтов во главе с «Гидропроектом ».

Волжская ГЭС входит в состав ОАО «РусГидро » на правах филиала.

Экономическое значение

Ввод в эксплуатацию Волжской ГЭС сыграл решающую роль в энергоснабжении Нижнего Поволжья и Донбасса и объединении между собой крупных энергосистем Центра, Поволжья, Юга. Эконо­мический район Нижнего Поволжья также получил мощную энергетическую базу для дальнейшего развития народного хозяйства. Важную роль играет ГЭС и в создании глубоководного пути на всем протяжении Нижней Волги - от Саратова до Астрахани . Сооружения гидроузла использованы для устройства по ним постоянных железнодорожного и автодорожного переходов через Волгу. Они обеспечивают кратчайшую связь районов Поволжья между собой. Кроме своей основной функции - выработки электроэнергии - Волжская ГЭС создаёт возможность для орошения и обводнения больших массивов засушливых земель Заволжья.

Электроснабжение местных потребителей - «Волгоградэнерго» - осуществляется на напряжении 220 кВ. С объединённой энергосистемой Центра гидроэлектростанция связана двумя линиями электропередачи 500 кВ. На напряжении 800 кВ осуществляется связь с объединённой энергосистемой Юга. Управление, регулирование и контроль работы электромеханического оборудования гидростанции осуществляется автоматически с использованием средств телемеханики ближнего действия. Контроль и регулирование режима гидроэлектростанции могут выполняться телемеханически по линиям электропередачи с объединенного диспетчерского пункта из Москвы .

Экологические проблемы

Реконструкция станции

За 50 лет эксплуатации станции её оборудование значительно устарело, в связи с чем производится его постепенная замена и реконструкция. В первую очередь обновляется тракт выдачи электроэнергии, в частности, реконструируется открытое распределительное устройство. Также проходит модернизацию гидросиловое оборудование - заменяются гидротурбины, модернизируются гидрогенераторы. К концу 2007 года произведена реконструкция 10 гидроагрегатов без увеличения их мощности; в дальнейшем планируется заменять гидротурбины на новые, более эффективные, что позволит увеличить мощность гидроагрегатов. Поставщиком новых гидротурбин является ОАО «Силовые машины » .

Источники

Ссылки

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!