В условиях финансовых проблем работа экономической службы, с одной стороны, должна быть направлена на минимизацию затрат, с другой — на повышение экономической эффективности работы предприятии. В данной статье рассмотрим вопросы повышения экономической эффективности работы складов.
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ОЦЕНИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ СКЛАДА
К основным функциям склада можно отнести:
- создание ассортимента в соответствии с потребностью . Функция направлена на обеспечение необходимыми материально-техническими ресурсами (по количеству и качеству) различных фаз производства;
- cкладирование и хранение . Выполнение этой функции позволяет выравнивать временную разницу между поставками материальных ресурсов и их потреблением, что дает возможность на базе создаваемых запасов обеспечивать непрерывный производственный процесс и бесперебойное снабжение потребителей. Хранение материальных ресурсов необходимо и в связи с сезонным потреблением некоторых материалов;
- предоставление услуг . С целью обеспечения более высокого уровня обслуживания склады могут оказывать транспортно-экспедиционные услуги, проверять функционирование приборов и оборудования, готовить материалы к производственному потреблению и др.
Оценить работу склада позволяют технико-экономические показатели, характеризующие:
- эффективность использования площадей склада;
- интенсивность работы склада;
- себестоимость складской переработки грузов.
Показатели, характеризующие эффективность использования площадей склада
К показателям данной группы относятся:
- коэффициент использования складской площади;
- коэффициент использования объема склада;
- грузонапряженность.
Коэффициент использования складской площади (К S ) представляет собой отношение полезной (грузовой) площади (S пол) склада к общей площади складского помещения (S общ):
К S = S пол / S общ.
Площадь склада торгового предприятия, непосредственно занятая под хранение товаров, составляет 300 м 2 , общая площадь склада — 1000 м 2 .
Коэффициент использования складской площади:
300 м 2 / 1000 м 2 = 0,3 .
Чтобы повысить значение коэффициента, торговому предприятию целесообразно рассмотреть вопрос об увеличении количества хранимых товаров или о сдаче части площадей склада в аренду либо о заключении договоров хранения с посторонними организациями.
Коэффициент использования объема склада (К V ) характеризует использование не только площади, но и высоты складских помещений:
К V = V пол / V общ,
где V пол — полезный объем, определяемый произведением грузовой площади на полезную высоту (то есть высоту стеллажей, штабелей);
V общ — общий объем склада, определяемый произведением общей площади на основную высоту (то есть высоту от пола склада до выступающих частей перекрытия, ограничивающих складирование груза).
(G ) показывает, какое количество груза располагается одновременно на каждом квадратном метре полезной площади склада:G = Z max / S пол,
где Z max — максимальный запас материалов, который хранится на складе, т.
Удельная средняя нагрузка на 1 м 2 полезной площади дает возможность сравнить использование складских помещений и их пропускную способность в течение года .
Грузонапряженность 1 м 2 общей площади склада (М ) в течение года определяется по формуле:
М = Г год / S общ,
где Г год — годовой грузооборот склада, т.
Годовой грузооборот склада составляет 1 000 000 т, полезная площадь склада — 1000 м 2 .
Грузонапряженность 1 м 2 общей площади склада:
1 000 000 т / 1000 м 2 = 1000 т/м 2 .
Коэффициент грузонапряженности дает возможность сравнить использование складских помещений и их пропускную способность в различные годы .
Показатели интенсивности работы склада
Показателями интенсивности работы складов являются:
- складской товарооборот;
- грузооборот склада;
- показатели оборачиваемости материалов на складе.
Товарооборот планируется и учитывается в стоимостном выражении и представляет собой объем материальных ценностей, отпускаемых со склада потребителям за определенный период.
Грузооборот склада — отношение товарооборота за определенный период (сутки, месяц, год) к средней стоимости 1 т груза. Исчислять грузооборот склада можно по прибытии или отправлении грузов (односторонний грузооборот).
Формула расчета грузооборота склада (Г ):
Г = Т обор / С ср,
где Т обор — товарооборот за определенный период, руб.;
С ср — средняя стоимость 1 т груза, руб./т.
Удельный грузооборот склада (эффективность полезной площади склада ) (Г уд ) — отношение грузооборота склада к полезной площади склада. Эта величина показывает, сколько тонн товара, прошедшего через склад, приходится на 1 м 2 полезной площади склада:
Г уд = Г / S пол.
Чем выше этот показатель, тем лучше работает склад.
Коэффициент неравномерности загрузки склада (К неравн. загр ) определяется как отношение грузооборота наиболее напряженного месяца (Г напр. мес) к среднемесячному грузообороту склада (Г ср/мес):
К неравн. загр = Г напр. мес / Г ср / мес.
Грузооборот наиболее напряженного месяца (декабря) составляет 10 000 т, среднемесячный грузооборот склада — 5000 т.
Коэффициент неравномерности загрузки склада:
10 000 т / 5000 т = 2.
Владельцу склада следует принять дополнительные меры, чтобы равномерно загрузить склад (нужно искать арендаторов площадей складов, менять логистику поставок и т. п.).
Продолжительность оборота склада (срок хранения ) показывает, через какое количество времени запас товарно-материальных ценностей на складе будет исчерпан (выражается в днях или долях года).
Оборачиваемость склада (коэффициент оборачиваемости грузов ) (К обор ) показывает, как часто содержимое склада полностью обновляется. Эта величина наиболее полно отражает интенсивность работы склада. Формула расчета:
К обор = Q отгр / (T × Q разм),
где Q отгр — количество продукции, отгруженной за период Т, т;
Q разм — общее количество продукции, которое можно разместить на складе, т.
За месяц (30 календарных дней) со склада отгружено 10 000 т продукции, а можно было отгрузить за этот период 20 000 т.
Соответственно, коэффициент оборачиваемости грузов (К обор):
10 000 т / (1 мес. × 20 000 т) = 0,5.
Чем выше данный коэффициент, тем выше интенсивность работы склада.
- дефекты в изделиях;
- неверная продукция;
- неполная поставка;
- поставка с опозданием;
- преждевременная поставка.
Н. А. Дубинский,
доц., канд. техн. наук
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале
Транспортное направление в логистике занимается нахождением кратчайшего пути, по которому можно перевести заданный груз с минимальными потерями его качеств. Потери могут быть вызваны внешними факторами и временными, в случае с грузом, имеющим короткий срок годности. Для того чтобы оперировать данными, в расчетах используется термин тонно-километр. На основании измеряемых им показателей можно сделать вывод об эффективности транспортировки грузов. Объектом его применения может быть любое транспортное средство, начиная с гужевого и заканчивая авиаперевозками. Однако наибольшее распространение он получил для вычислений эффективности в расчетах для автомобильных видов перевозок. Для понимания того, насколько эффективную работу выполняет подвижный состав, необходимо понять, как рассчитать тонно-километры.
Расчет тонно-километров
В общих чертах в значение тонно-километры входят две составляющие:
- Масса измеряемого в тоннах груза, перевезенного на определенное расстояние;
- Величина расстояния, пройденного в километрах с заданным грузом.
Показатели тонно-километров необходимо фиксировать в первичной документации, например, в путевом листе автомобиля. На основании именно этой величины происходит расчет и начисление заработной платы водителя, если используется сдельная прямая система оплаты труда.
Вычисление одного тонно-километра производится следующим образом: необходимо одну тонну груза перевести на расстояние в один километр. Соответственно, если умножить общий вес в тоннах перевезенного груза на конкретное расстояние в километрах, в результате получиться показатель товарооборота на определенном отрезке времени.
Пример : транспортное средство перевезло груз весом в 7 тонн и прошло при этом расстояние в 140 км. В таком случае грузооборот будет равен:
7*140=980 т-км.
Применение расчета тонно-километров
У данного экономического показателя есть минимум четыре области применения:
- Исчисляется и оценивается объем грузоперевозок на определенном виде транспорта;
- Сравнение и оценка показателей различных транспортных средств, определяя их механическую силу;
- Оценка всего транспортного парка определенного предприятия, зачастую обладающего различными видами транспорта;
- Чтобы оцифровать максимальную пропускную способность транспортной линии в целом.
Это необходимо, чтобы определить максимально эффективный с точки зрения логистики способ доставки груза и минимальные объемы, способные принести прибыль с учетом всех затрат. Так как чем меньше груз, тем выше его себестоимость, а соответственно уменьшается конкурентоспособность предприятия или транспортного средства для данного типа перевозок.
Какие бывают тонно-километры
Тонно-километры можно разделить по нескольким категориям классификации. В первую очередь показатели т-км могут быть:
- Тарифные – для его вычисления необходимо умножить вес в тоннах транспортируемого груза на самое короткое расстояние, возможное между двумя точками – отправления и получения груза;
- Эксплуатационные – для расчета используются реальные показатели пройденного транспортом в километрах пути с заданным грузом в тоннах.
Использование тарифных ставок необходимо для того, чтобы рассчитать среднюю дальность грузоперевозки в пределах, определенных границами. Благодаря разделению средней дальности на участки для той или иной зоны, вычисления, связанные с расходами на транспортировку не составляют труда. Величина фактических расходов зависит непосредственно от грузооборота. Помимо удешевления транспортировки из-за большего количества груза, влияние также имеют факторы скорости доставки для грузов с маленьким сроком годности. Поэтому вид груза также может участвовать в ценообразовании тарифных ставок.
Также тонно-километры могут быть:
- Нетто;
- Брутто.
Для получения значения нетто-грузооборота необходимо перемножить значение массы транспортируемого груза вместе, включив в него вес тары с пройденным расстоянием в километрах.
Для получения значения брутто-грузооборота необходимо найти произведение пройденного расстояния с заданным грузом, учитывая не только на его вес, но и вес самого транспортного средства, будь то автомобиль, вагон, баржа и т.д. Соответственно, вес транспорта также должен измеряться в тоннах
Как рассчитать приведенный тонно-километр
В этот показатель входит сумма всех выполняемых конкретными видами транспорта перевозок и учитывается не только груз, но и пассажиры. Для этого необходимо просуммировать полученные данные тонно-километров и пассажиро-километров.
Эффективность
Для того чтобы охарактеризовать эффективность, с которой используется транспортное средство, осуществляющее доставку груза, необходимо произвести расчет коэффициента использования грузовместимости. Значение этого показателя демонстрирует, в какой степени используются грузовые помещения в различных транспортных средствах. Например, для получения коэффициента использования грузовместимости в грузовых вагонах необходимо найти частное разделив полезный объем на полный.
Дороги
Влияние на грузооборот оказывает и тип используемых для транспортировки дорог. На данный момент на территории РФ выделяют три класса дорог:
- С твердым покрытием и движением в одну сторону;
- С твердым покрытием и движением в обе стороны;
- Грунтовые.
От типа дорог, соответственно, зависит скорость передвижения транспорта.
Цель занятия – ознакомление с методами определения объема грузооборота перевозок грузов, а также построения эпюр грузопотоков.
Основные теоретические положения и порядок выполнения работы
Объем перевозок - это количество груза, которое было перевезено или планируется к перевозке за определенный промежуток времени, определяется в тоннах.
Грузооборот - определяет выполненную транспортную работу по перемещению груза за определенный промежуток времени, определяется в тонно-километрах.
Грузопоток - это объем грузов, который двигается в данном направлении за некоторый промежуток времени между грузообразующими и грузопоглощающими пунктами. Прямым условно считается направление грузопотоков, которое имеет большую величину.
Объем перевозок, грузооборот и грузопоток характеризуются:
величиной;
структурой грузов (определяется их видами);
временами освоения (включает дату начала, окончания и темпа перевозки);
неравномерностью (определяется как отношение максимального значения показателя к его среднему значению – формула (1.25)).
Неравномерность грузопотоков ухудшает использование подвижного состава, производственных помещений и оборудования транспортных предприятий. Однако она может быть устранена путем совершенствования планирования, образования запасов, рационального размещения составов, своевременной переработки грузов.
На рисунке 1.1 представлена эпюра грузопотоков в прямом и обратном направлениях. Грузопоток также может быть представлен в табличной форме (табл. 1.1).
Таблицы и эпюры грузопотоков могут складываться отдельно по видам грузов и суммарно.
Грузопоток (грузооборот) пункта транспортной сети измеряется количеством грузов, которые прибывают и отправляются. Отличают местный грузооборот пункта - количество груза, который прибывает для использования и отправляется после производства груза; и транзитный.
Рисунок 1.1 – Эпюра грузопотоков.
Таблица 1.1 – Объемы перевозок, т.
Грузополучатели |
|||||
Грузоотправители | |||||
Грузопоток и грузооборот участка транспортной сети характеризуется количеством грузов, которые проходят по ней в обоих направлениях, а также объемом транспортной работы. Грузооборот и грузопоток участка рассчитывают, используя предварительно построенную картограмму грузопотоков (формулы (1.18) – (1.20) и (1.21) – (1.23)).
В качестве исходных данных для выполнения практической работы принимается последовательность из четырех погрузочно-выгрузочных пунктов А-Б-В-Г, между которыми осуществляется грузообмен (рис. 1.2).
Рисунок 1.2 – Участок транспортной сети.
Расчет основных показателей грузообмена в границах заданной транспортной сети осуществляется по нижеприведенным формулам.
1) Грузопотоки в направлении А-Г:
Q А-Г = Q А-Б + Q Б-В + Q Б-Г + Q В-Г + Q А-В + Q А-Г . (1.1)
2) Транспортная работа в направлении А-Г:
Р А-Г = Q А-Б L А-Б + Q Б-В L Б-В + Q В-Г L В-Г +
+Q А-В L А-В + Q Б-Г L Б-Г + Q А-Г L А-Г (1.2)
В направлении Г-А грузопотоки и транспортная работа определяются аналогично направлению А-Г.
3) Суточный объем перевозок грузов:
Q = Q прям.напр. + Q обратн.напр. (1.3)
где Q прям.напр. = Q А-Г ,
Q обратн.напр. = Q Г-А .
4) Суточная транспортная работа:
Р = Р прям.напр. + Р обрат.напр. (1.4)
где Р прям.напр. = Р А-Г ,
Р обрат.напр. = Р Г-А .
5) Среднее расстояние перевозки 1т груза:
Lср = Р/ Q (1.5)
6) Количество груза в тонах, которое отправляется из каждого пункта:
Q из А = Q А-Б + Q А-В + Q А-Г (1.6)
Q из Б = Q Б-А + Q Б-В + Q Б-Г (1.7)
Q из В = Q В-А + Q В-Б + Q В-Г (1.8)
Q из Г = Q Г-А + Q Г-Б + Q Г-В (1.9)
7) Общее количество груза по отправлению:
Q отправ. = Q из А + Q из Б + Q из В + Q из Г (1.10)
8) Количество груза в тонах, которое прибывает в каждый пункт:
Q в А = Q Б-А + Q В-А + Q Г-А (1.11)
Q в Б = Q А-Б + Q В-Б + Q Г-Б (1.12)
Q в В = Q А-В + Q Б-В + Q Г-В (1.13)
Q в Г = Q А-Г + Q Б-Г + Q В-Г (1.14)
9) Общее количество груза по прибытию:
Q приб. = Q в А + Q в Б + Q в В + Q в Г (1.15)
10) Количество груза, который проходит транзитом через каждый пункт:
Q тр Б = Q А-В + Q А-Г + Q В-А + Q Г-А (1.16)
Q тр В = Q А-Г + Q Г-А + Q Б-Г + Q Г-Б (1.17)
11) Объем перевозок груза на каждом участке транспортной сети:
∑Q А-Б = Q А-Б + Q Б-А + Q В-А + Q А-В + Q А-Г + Q Г-А (1.18)
∑Q Б-В = Q Б-В + Q В-Б +Q Б-Г + Q Г-Б + Q А-В + Q В-А + Q А-Г + Q Г-А (1.19)
∑Q В-Г = Q В-Г + Q Г-В + Q А-Г + Q Г-А + Q Б-Г + Q Г-Б (1.20)
12) Грузооборот на каждом участке транспортной сети:
Р А-Б = L А-Б ∑Q А-Б (1.21)
Р Б-В = L Б-В ∑Q Б-В (1.22)
Р В-Г = L В-Г ∑Q В-Г (1.23)
13) Общий объем перевозок на всех участках дороги:
Q общ = Q А-Б + Q А-В + Q А-Г + Q Б-А + Q Б-В + Q Б-Г + Q В-А + Q В-Б + Q В-Г +
+ Q Г-А + Q Г-Б + Q Г-В (1.24)
14) Коэффициент неравномерности перевозок на каждом участке пути:
(1.25)
где Q ij max – максимальное значение из составляющих объема перевозок на участке i - j ;
Q ij ср – средний объем груза, перевозимого на участке i - j .
ЗАДАНИЕ к практической работе №1
1) Выполнить расчет грузопотоков и транспортной работы в направлениях А-Г и Г-А.
2) Выполнить расчет суточного объема перевозок грузов и транспортной работы.
3) Выполнить расчет среднего расстояния перевозки 1т груза.
4) Выполнить расчет количества груза в тонах, которое отправляется из каждого пункта, а также общего количества груза по отправлению.
5) Выполнить расчет количества груза в тонах, которое прибывает в каждый пункт, а также общего количества груза по прибытию.
6) Выполнить расчет количества груза, который проходит транзитом через каждый пункт.
7) Выполнить расчет объема перевозок груза и грузооборота на каждом участке транспортной сети.
8) Выполнить расчет общего объема перевозок на всех участках дороги и коэффициента неравномерности перевозок на каждом участке пути.
9) Построить эпюру грузопотоков.
Исходные данные для выполнения практической работы приведены в приложении А.
Результат работы представляется в виде выполненных расчетов и составленной эпюры грузопотоков.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2
Объемы услуг всех видов специальной техники и транспорта рассчитывают в машино-часах, а объемы услуг транспорта на сдельном тарифе, кроме того, - в тоннах перевозимых грузов. В четвертой методике предусмотрена также возможность расчета грузооборота в тонно-километрах. Примеры расчета объемов услуг приведены в методиках.
Результаты расчета грузооборота заносятся в табл. 11.
Расчет грузооборота, потребности в транспортных средствах и нормы их простоя. Основным показателем , характеризующим объем транспортной работы на предприятии, является грузооборот (табл. 7.10).
РАСЧЕТ ГРУЗООБОРОТА, ПОТРЕБНОСТИ В ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ И НОРМЫ ИХ ПРОСТОЯ
Результаты расчетов грузооборота
Если для передачи материала со склада в цех и последующей переработки используется другой вид транспорта, то такая перевозка дополнительно учитывается в межцеховом грузообороте. При расчете грузооборота необходимо проверить соответствие прибытия и отправления грузов между цехами, объемов перевозок сырья, топлива, полуфабрикатов по таблицам балансов, разрабатываемым экономическим и соответствующим технологическим отделами и отделом механизации. Одноименные грузы группируются по позициям. В ведомости межцехового грузооборота в специальном подвижном составе технологические перевозки приводятся в определенной последовательности в зависимости от отрасли.
Расчет грузооборота и грузопотоков начинается с определения номенклатуры грузов, подлежащих перевозке. Классификация грузов по категориям производится с учетом возможности использования для каждой группы материалов определенного вида транспортных средств . Например, металлы разбиваются для этого на следующие группы прутковый материал листовой материал поковки малого габарита поковки большого габарита и т. д.
Далее определяется протяженность перевозок и рассчитывается их объем за сутки по каждому грузу в отдельности. Грузооборот при этом определяется в тоннах, а грузопотоки в тонно-километрах. Расчет грузооборота оформляется в виде шахматной ведомости, в которой указываются как отправители, так и получатели грузов. Такие ведомости составляются сначала по отдельным цехам, складам, а затем и по предприятию в целом (табл. 5.6).
Расчет грузооборота оформляется в виде шахматной ведомости. Она представляет собой таблицу, в которой по вертикали указаны все отправители грузов, а по горизонтали - получатели их. В основе шахматной ведомости лежит баланс прибытия и отправления грузов. Грузооборот по отправлению должен быть равен грузообороту по поступлению с корректировкой на величину безвозвратных потерь (угар металла , разбрызгивание и т. п.), без которых нельзя было бы сбалансировать итоги в графах и строках ведомости Такие ведомости сначала составляются по отдельным цехам и складам, а затем по предприятию в целом. Шахматные ведомости принимаются за основу при разработке схем грузовых потоков цехов и предприятия в целом.
Расчеты грузооборота и грузовых потоков производятся по наибольшему суточному грузообороту с учетом неравномерности поступления и отправления грузов
Грузопотоки по направлениям (туда и обратно) и участкам нужны не только для расчета грузооборота и потребной пропускной способности , но и для определения порожних пробегов вагонов и одиночных пробегов локомотивов (см. главу 20).
В дальнейшем объемы работы мобильных и стационарных силовых установок, использующих нефтепродукты, значительно увеличатся. По расчетам Института комплексных транспортных проблем АН СССР все виды грузооборота к концу столетия возрастут (к 1970 г.) в несколько раз, а пассажирооборот значительно увеличится. При этом, как предполагается, весьма быстрыми темпами будут расти грузооборот и пассажирооборот автомобильного транспорта , его доля в общем объеме перевозок грузов и в перевозках пассажиров также возрастет в несколько раз.
Приведенные затраты в расчете на 1 т грузооборота, руб.
Для расчета грузопотоков и грузооборота предприятия необходимо предварительно установить виды перемещаемых грузов, пункты их от-пра.вления и доставки, расстояния перемещения, объем, частоту и регулярность перевозок.
При планировании внешнего грузооборота в основу расчета принимают планы материально-технического снабжения , а также отчетные данные за последние годы о вывозе с предприятия отходов производства (например, металлолома).
Очевидно, что в нашем случае потребительная стоимость - поставка на объекты конкретных средств производства требуемых партий (объемов) материалов, комплектов буровых станков и т.п. Обоснованные на базе производства потребительной стоимости производственные отношения предусматривают, что оплата должна осуществляться не за частично выполненную услугу и тем более не за работу транспортных средств по вывозке грузов, а за выполненную в полном объеме услугу. Это значит, например, что наряд на доставку бурового станка, поданный одновременно снабженцам и транспортникам, будет оплачен заказчиком только после того, как весь комплект бурового станка будет доставлен на место монтажа. Соответственно и стимулирование в этих подразделениях должно осуществляться за выполнение конкретных заказываемых услуг. Показатели, которые характеризуют абстрактный труд (товарооборот, грузооборот), из условий и показателей премирования выводятся. Эти показатели выполняют роль исходных данных для расчетов производственных мощностей , численности персонала в подсистемах производственно-технического и транспортного обслуживания , т.е. они не должны принимать участие в отношениях обмена между подсистемами объединения и распределения продуктов народного потребления.
Анализ грузооборота пунктов перевалки должен осуществляться параллельно с анализом транспортно-экономических связей и расчетом затрат на доставку нефтепродуктов стыкующимися в пункте перевалки видами транспорта.
В качестве исходных данных для расчета коэффициента оборачиваемости обычно принимают грузооборот распределительной или перевалочной нефтебазы и объем ее резервуарной емкости, а величину этого коэффициента (об) определяют делением первого на второе, т. е.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками. Для учета этих расчетов предназначен синтетический счет Расчеты с поставщиками и подрядчиками. По кредиту этого счета отражаются акцептованные счета - платежные требования и неотфактурованные поставки, а по дебету - их оплата. Счет Расчеты с поставщиками и подрядчиками корреспондирует со многими счетами. Основными из них являются по дебету - счета Расчетный счет , Прочие счета в банках (субсчет Аккредитивы и особые счета по грузообороту), Расчеты в порядке зачетов взаимных требований , Краткосрочные ссуды банков и др. (в зависимости от принятой формы расчетов и для оплаты) по кредиту - счета материальных ценностей и затрат на производство. Сальдо по рассматриваемому счету может быть только кредитовым и оно показывает задолженность предприятия своим поставщикам и подрядчикам.
Себестоимость хранения, распределения и реализации нефтето-варов на нефтебазах и автозаправочных станциях рассчитывается аналогично. Здесь в основу расчета принимаются эксплуатационные издержки за определенный период и грузооборот нефтебазы или количество реализуемой продукции через
33. Данный раздел заполняется микропредприятиями, осуществляющими экономическую деятельность, имевшими в распоряжении грузоперевозящие автомобили и выполнявшими в отчетном году перевозки грузов автотранспортом по дорогам общего пользования (без технологических перевозок).
34. По строке 28 указываются данные о фактическом числе грузоперевозящих автомобилей <1> (имеющих номерные знаки ГИБДД МВД России), находившихся в распоряжении микропредприятия по состоянию на конец отчетного года (собственных, оформленных по договору лизинга и арендованных), независимо от их технического состояния (в исправном состоянии, в ремонте, в ожидании ремонта и т.п.).
35. К грузоперевозящим <1> относятся грузовые автомобили, пикапы и легковые фургоны на шасси легковых автомобилей (суммарно), предназначенные для перевозок грузов. Не включаются автомобили, конструкция которых не предназначена для перевозок грузов (специальные), например: автокраны, автовышки, авторемонтные всех видов, бензозаправщики, пожарные, санитарные, мусоровозы, подметально-уборочные, автолавки, тонары и т.п. Также не включаются пассажирские легковые автомобили и автобусы.
36. По строке 29 "Перевезено грузов автомобильным транспортом на коммерческой основе" и строке 30 "Грузооборот автомобильного транспорта на коммерческой основе" (перевезено грузов - в тоннах, грузооборот - в тонно-километрах) показываются суммарные объемы перевозки грузов <1> и грузооборота <1> , выполненные по дорогам общего пользования грузоперевозящими автомобилями: грузовыми (включая грузовые такси), пикапами и легковыми фургонами на шасси легковых автомобилей и автоприцепами на коммерческой основе (за плату для заказчика) за отчетный год.
Перевозки пассажиров в грузовых автомобилях не являются перевозкой грузов и в отчет не включаются.
В отчет не включаются перевозки грузов:
Нетоварного характера (очистка территории от бытового мусора, снега и т.д.);
Почты и периодической печати;
Общий грузооборот определяется как суммарный грузооборот по каждому грузоперевозящему автотранспортному средству в зависимости от используемых показателей учета транспортной работы. <1>
Если учет количества грузов, перевезенных соответствующим грузоперевозящим автотранспортным средством, осуществлялся в натуральном выражении, то грузооборот определяется суммированием произведений фактически перевезенного за отдельные ездки (заезды) груза (включая груз, перевезенный на автоприцепах) на расстояние перевозки в километрах. При этом объем перевозок и расстояние перевозки должны отражаться в транспортной документации отчитывающейся организации.
Пример расчета