Презентация месопотамии фотографии до и после. Месопотамия. Эпоха преобладания шумеров

Слайд 2: Географическая среда

Месопотамия (Междуречье, Двуречье) – между р. Евфрат и р. Тигр (совр. Ирак) Реки неоднократно меняли направление, в древности они впадали в Персидский залив по отдельности Низовья рек заболочены  юг Месопотамии считали проклятым Основной материал – глина (камень и древесина – роскошь). Деятельность: земледелие, скотоводство (территории менее пригодны для земледелия, чем в Египте) Навигация по рекам  Месопотамия – центр караванных путей, идущих по Древнему Востоку. Территория была незащищена  заселение свободное

Слайд 3: Население

Первое постоянное население: шумеры. Раньше появилась письменность и сложился протогосударственный строй аккадцы (восточно-семитская группа). Усвоили целый ряд достижений шумерской культуры. Гутии (кочевники, заняли значит. часть Месопотамии в XXII в. до н.э.) Амореи (западносемитские племена, проникли в XIX в. до н.э.  вытеснены касситами в Сирию и Нижнюю Месопотамию) Касситы (установили правление в XVI в. до н.э.) Арамеи (семитские племена, особенно активны с XI в.) Ассирийцы (диалект аккадского языка + смешение с амореями и арамеями, включ. Принятие арамейского языка) Евреи (XIII-XII в. до н.э. – с Ассирии + VI в. до н.э. – «вавилонское пленение») Халдеи (семитские племена, юг Месопотамии)

Слайд 4: Шумерская проблема

Где прародина шумеров: Аравия (У. К. Лофтус), Элам = Иранское нагорье (Г. Франкфорт, Э. Перкинс), Юг Месопотамии (т.к. персидский залив сформировался в 8-е тысячелетие до н.э. - Дж. М. Лис и Н. Л. Фолкен; возможно там был оазис); Приднестровье (А.Г. Кифишин)

Слайд 5

Роберт Колдевей (археолог, Германия) – первым раскопал Древний Вавилон (раскопки 1899-1917 гг.) Генри Роулинсон (археолог, лингвист, Великобритания) – первым расшифровал персидскую клинопись (1835-1853) на основе Бехистунской надписи

Слайд 6: Бехистунская надпись

Слайд 7: Клинописная глиняная табличка

Слайд 8

Остин Генри Лэйард Рассам Ормуз Одна из главных археологических сенсаций – раскопка О.Г. Лэйярдом (Великобритания) и Р. Ормузом (Турция) библиотеки Ашшурбанипала, в которой хранился «Эпос о Гильгамеше»



Слайд 9

Игорь Михайлович Дьяконов – крупнейший советский ассиролог Василий Васильевич Струве – крупнейший специалист по раннединастическому периоду Николай Михайлович Никольский – сын М.В.Никольского (основатель рос. ассирологии), ведущий библеист, специалист по Двуречью

10

Слайд 10

Периодизация истории Древней Месопотамии Раннединастический (шумерский) период: XXVIII-XXVII вв. до н.э. – гегемония Киша XXVII-XVI вв. до н.э. – гегемония Урука  Ура XXVI-XXIV вв. до н.э. – обострение борьбы городов Держава Саргона Аккадского + Ц арствование III династии Ура (XXIV-XXI вв. до н.э.) Переходный период (XXI-XIX вв. до н.э.) Староассирийский период (XX-XIV вв. до н.э.) Старовавилонский период (XIX-XVI вв. до н.э.) Средневавилонский (касситский) период (XVI-X вв. до н.э.) Среднеассирийский период (XIV-X вв. до н.э.) Новоассирийский период (X-VII вв. до н.э.) Нововавилонский период (VII-VI вв. до н.э.)

11

Слайд 11: Шумеро-аккадская цивилизация

12

Слайд 12: Основание цивилизации

VI тыс. до н.э. – появление примтивных ирригаций, V тыс. до н.э. – первые поселения городского типа (Ур, Урук, Эриду) Формирование государственности – начало III -го тыс. до н.э.: первые города-государства (Киш, Ур, Урук, Лагаш) В городах сохранялись многочисленные родоплеменные пережитки Появление военных дружин в городах; социальное расслоение (археол. данные) Во главе государства военный вождь (лугаль), либо царь, выходивший из жрецов (энси); первые правящие династии Большая часть городов основаны шумерами Первый гегемон – Киш (с ок. 2800 г.)  Урук (времена Гильгамеша)  Ур (I династия, ок. 2500 г.)

13

Слайд 13

14

Слайд 14: Гильгамеш

энси шумерского Урука (конец XXVII - начале XXVI вв. до н.э.). В борьбе с царем Киша Агой добился освобождения Урука от кишской гегемонии. При Гильгамеше и его преемниках Урук имел самые крупные военные отряды, его правители возводили постройки в Лагаше, Ниппуре и других городах, позднее сам он был обожествлен и прославлен в памятнике древневосточной литературы - эпосе «О все видавшем» (= «Эпос о Гильгамеше») – сказание о странствии Гильгамеша и его полудикого друга Энкиду. Гильгамеш в эпосе – искатель приключений, храбрец, тщеславный и жаждущий бессмертия правитель

15

Слайд 15

Гильгамеш побеждает чудовищного быка, посланного богиней Иштар, за отказ разделить с ней любовь

16

Слайд 16: Шумерская цивилизация

Изобретение письма (клинопись) на глиняных табличках, который сначала заимствуют финикийцы и на ее основе создают свою письменность, состоящую из 22 согласных букв, у финикийцев письменность заимствуют греки, которые добавляют гласные буквы. Латинский язык во многом питался от греческого, а многие современные европейские языки существуют на базе латинского языка. Открытие меди Храмовая архитектура: появился особый тип храма – зиккурат – храм в виде ступенчатой пирамиды

17

Слайд 17: Клинопись

18

Слайд 18: Возвышение Ура (XXVI-XXV вв.)

C X X VI в. до н.э. – тенденции к объединению городов. Потребности: создание единой ирригационной системы, отражение натиска кочевников После смерти Гильгамеша происходит возвышение Ура, где правит I династия. При ней значительно усиливается власть правителя за счет подчинения ему храмового хозяйства и выдвижения жен правителей на должности верховных жриц. «Великие шахты смерти» – царские гробницы, захоронения царей и верховных жриц сопровождались многочисленными жертвоприношениями (колесницы, украшения, кинжалы, копья, шлемы, орудия труда, изделия из золота, серебра, меди, предметы быта), включая человеческие (воины, придворные, служанки)

19

Слайд 19: Борьба Лагаша и Уммы

В XXIV в. серьёзную конкуренцию Уру составил Лагаш, где с XXVI в. до н. э. начала править династия, основанная Ур-Нанше  Правители Ура вынуждены были уступить гегемонию Лагашу. Наивысшего могущества Лагаш достиг при его внуке Эанатуме, который подчинил почти весь Шумер, включая такие крупные города, как Умма, Киш, Урук, Ларса, и одержал победу над соседним Эламом Победа Лагаша в этой войне была увековечена на знаменитой «Стеле коршунов», где изображено шествие лагашского войска и трупы поверженных врагов, терзаемых коршунами (истреблено 3600 воинов). В Умме был найден документ, фиксирующий условия мира и границы между воюющими государствами - древнейший международный договор. Другой правитель Лагаша Урукагина (2318-2312 гг. до н. э.) смягчил повинности населения и духовенства, записав свои реформы – одна из первых письменных фиксаций правовых норм. Однако Умма при правителе Лугальзагеси восстановилась и разгромила Лагаш  запустение Лагаша (отражено в «Плаче об Урукагине») Лугальзагеси удалось на четверть века создать объединение шумерских городов-государств со столицей, видимо, в Уруке.

20

Слайд 20: Описание реформ Урукагины (2319-2311)

Табличка Конус с описанием реформ

21

Слайд 21: Аккадская империя (ок. 2316-2137)

В XV-XIV вв. до н.э. на территории Месопотамии происходят серьёзные климатические изменения: Тигр и Евфрат меняют русло  старые центр приходят в упадок расширяется сеть оросительных каналов и значение приобретают новые города (Вавилон Дильбат, Марад, Пуш) ; преимущество в новых условиях у г. Аккада (пересечение обеих рек  контроль над ними)  Царь Саргон Аккадский начал завоевание территорий Месопотамии  нанёс поражение правителю Урука Лугальзагеси (ок. 2311 г. до н.э.)  завоевал большую часть Шумера  создание империи Аккадцы усвоили Шумерскую культуру, религию, письменность.

22

Слайд 22: Деспотия в империи Саргона (2316-2261)

Ничем неограниченная власть правителя Правитель – собственник всех земель Правитель верховный главнокомандующий Божественное происхождение правителей Правитель являлся верховным судьей Правитель – верховный сборщик всех налогов Власть реализовывал огромный чиновничий аппарат, который собирал налоги, наблюдал за сельхозработами и состоянием ирригационно-оросительной системы Царь Саргон впервые образовал государство с монархической формой правления, просуществовавшее 200 лет. При Саргоне введена система измерения времени: в часе выделено 60 минут, в минуте- 60 секунд, введена 7-дневная неделя. Бурно развивались математические знания. Саргон Аккадский

23

Слайд 23: Саргониды (2261-2137)

Сын Саргона Римуж (2261-2252) подавил основные очаги сепаратизма, совершил 3 похода против Юга, истреблял родовую знать в городах, однако сам пал жертвой заговора Политику Римужа продолжил его брат Маништуш у (2252-2237): ввел налоги с храмового хозяйства, расширение царского земельного фонда, поддержка жречества (дарами и рабами + освобожд. от налогов). Также погиб в результате заговора Расцвет Аккадской империи при сыне Маништушу Нарам-Суэне (2236-2200 гг. до н. э.): подавление внутренних недовольств; вместо энси в города ставит сыновей и бюрократию (энси  чиновники). Опора на жречество, возведение храмов  провозглашён «богом Аккада». Активная завоевательная политика  «царь четырёх стран света». Стела Нарам-Суэна из Суз. Победа царя над луллубеями Обелиск Маништушу

24

Слайд 24: Аккадская империя при Нарам-Суэне

25

Слайд 25: Нашествие кутиев (2137 г.)

В 2137 Аккадское царство с севера и востока было захвачено кочевниками кутиями  огромная дань + города управлялись наместниками (суккали) Иногда кутии сохраняли местных правителей, самый известный – Гудеа (энси Лагаша в 2142-2116). развернул широкое храмовое строительство, частично вернулся к традициям (связь энси с храмовым хозяйством, советом старейшин и народным собранием, которое «волей богов» выбирало энси) + восстановление ирригаций + широкие торговые связи Около ста лет кутии удерживали политическое господство над Месопотамией. В 2109 г. против кутиев вспыхнуло восстание во главе с рыбаком Утухенгалем ( предводитель Урука)  после его смерти его дело продолжил царь Ура Ур-Намму, установивший власть над Месопотамией и положивший начало III династии Ура Гудеа (2142-2116)

26

Слайд 26: Царство III династии Ура (2112-2003 до н.э.)

Классическое деспотическое государство; религиозное подкрепление царской власти, начиная с Шульги (2093-2047), божественные почести царю, зависимость жречества от царя Перестроена система управления во вновь созданном государстве: аристократия отстранена от власти  чиновничество, развитый бюрократический аппарат Все общины выплачивают налоги и участвуют в отработках. Жёсткая репрессивная система (почти все преступления – смертная казнь); Законы Шульги – один из древнейших судебников.

27

Слайд 27: Пантеон основных шумеро-аккадских богов

Ан – бог неба и отец Богов, хранитель г. Урук. Его жена - богиня Ки (земля) Их дети: Энлиль (Эллиль) – царь богов, бог воздуха, плодородия и бури; владыка мира людей хранитель г. Ниппура. Его сын Нанна - бог Луны, хранитель г. Ура. Её сын: Шамаш (Уту) - покровитель солнца, хранитель г. Ларса Адад (Ишкур) - бог грома, бури и ветра; бог-воитель; посылает плодоносные дожди и губительные бури; хранитель г. Каркара Иштар (Инанна) - богиня женщин и плодородия; хранительница г. Урука Мардук (Амаруту) - бог мудрости, врачевания, магического искусства, ирригации, податель мира и благополучия; хранитель г. Вавилона Энки - бог мудрости, культуры (как исскуства, так и материальной - земледелия, ремёсла, садоводство) хозяин мирового океана подземных вод Абзу; хранитель г.Эриду

28

Слайд 28: Зиккурат в Уре (Ур-Наму)

29

Слайд 29: Экономическое развитие

Экономическая стабильность и процветание до XXI в. до н.э. (распад царства) Строительство ирригационной системы (общей для все Месопотамии) Освоение бронзы Основная масса земель - царский земельный фонд (земли местных правителей, храмов + завоеванные)

30

Слайд 30: Социальный строй

Господствующее положение – рабовладельцы из числа служилой и родовой знати, жречества и общинной верхушки. Массовое разорение свободных общинников, привлечение их в качестве батраков Численное увеличение класса рабов, в т.ч. за счёт военнопленных; жестокая эксплуатация государственных рабов («гурушей»). Широкий бюрократический аппарат. Развитая система надзора, контроля, учёта Часто порабощение свободных общинников за долги, продажа дочерей в рабство, временное рабство

31

Слайд 31: Законы Ур-Намму (Законы Шульги)

Датируются ок. 2104-2095 гг. до н.э.; обнаружены при раскопках Ниппура в 1899-1900 гг.; составлены царём Ур-Намму (2112-2094) или его сыном царём Шульги (2094 - 2046) Указание на божественную сущность царской власти Говорится о том, как были исправлены "непорядки" - введение единой системы мер, проведение строительных работ, свобода заключения неравных браков нормы о наказаниях за преступления против жизни и свободы, причинение телесных повреждений, нормы семейного права (развод, наследование), наказания за клятвопреступления, ложный донос, бегство рабов; регулирование договоров аренды, хранения, подряда, найма, заёма денег и зерна; продажа и найм жилья Казуистичность; формула "если... то..." наказания за исключением убийства и других тяжких преступлений в основном сводились к штрафам Законы Ур-Намму в Археологическом музее Станбула

32

Слайд 32: Царство III династии Ура при Шульги

33

Слайд 33: Распад Царства III династии Ура (2003)

Натиск амореев с запада и востока; захват городов, нарушение хозяйственной жизни в захваченных амореями землях, перерезаны связи регионов со столицей, подрыв продовольственного снабжения + отпадение стратегически важных городов (Иссин, Эшнуна) Война в Эламе  эламиты напали на ослабленный Ур, захватили статуи богов и увели в плен в Элам последнего представителя царской династии Ибби-Суэна (2003 г. до н. э.). Гибель царства Шумера и Аккада стала темой плачей («Плач о гибели Ура»). Трон занял царь Иссина Ишби-Эрра (предавший Ибби-Суэна чиновник) Евфрат меняет направление. С XVIII в. до н.э. образуются новые города-государства  борются друг с другом за власть возвышение Вавилона (населён амореями)

34

Слайд 34: Вавилонское царство

35

Слайд 35: Возвышение Вавилона (1759)

В ходе борьбы между городами-государствами происходит возвышение двух союзников - Зимри-Лима (Мари) и Хамураппи (Вавилон) Вавилон, объединил южную и среднюю Месопотамию, Мари – северную Месопотамию  вскоре союз был разорван  Хамураппи в 1761 г. до н.э. напал на Мари и захватил город: оставил на престоле Мари Зимри-Лима в качестве наместника Но вскоре Зимри-Лим поднял восстание против Хаммурапи  Хамураппи вновь взял город, срыл его стены и сжёг дворец Зимри-Лима (ок. 1759). Ассирия признала власть Вавилона

36

Слайд 36: Старовавилонское царство (ок. 2003-1595)

Правление аморейской династии; классическая деспотия; царские земли – 30-50 %; Опора царя на армию и мощный бюрократический аппарат верхушка – воины, чиновники и тамкары (крупные торговые агенты); далее – мушкенумы (трудились на земле царя); основная масса населения – авилумы (свободные общинники). Расслоение мелких производителей Низший класс – вардум (рабы). Источники: война, продажа, кабала, преступления. Категории: дворцовые и владельческие. На среднюю семью по 2-5 рабов, богатую – несколько десятков. Патриархальное рабство

37

Слайд 37: Преобразования Хамураппи (1792-1750)

оформление бюрократического аппарата, контролировавшего все сферы производства; Военная реформа: народное ополчение  постоянное войско расширение посевных площадей, садоводства; расширение ирригационной сети по всей стране (строгое наблюдение чиновников за ней), строительство каналов Реформа права: Законы Хамураппи; первая цивилизация, в которой была разработана и создана законодательная система Царь Хамураппи (1792-1750)

38

Слайд 38: Законы Хамураппи (1750-е гг.)

Составлен и записан на огромной каменной плите (1792-1750 г. до н.э.). Законы Хаммурапи содержали 282 закона Принцип талиона: «Око за око, зуб за зуб». Охрана собственности царя, храма, общинников и царских людей + имущества, полученного за службу Градация потерпевших и нарушителей Регулирование аренды полей и садов, коммерческих сделок, брака и развода Наказания за халатность к оросительным сооружениям; ответственность за ремесленную продукцию Защита от произвола ростовщиков (20 % за взятое в долг серебро, 33 % - за зерновую ссуду); ограничение долговой кабалы 3 годами Смертная казнь в 31 случае, остальное – штрафы, порка, членовредительство Применение ордалий Законы Хамураппи в Лувре

39

Слайд 39: Зиккурат Этеменанки (Вавилонская башня)

40

Слайд 40: Падение Старовавилонского царства (1595)

Политика Хамураппи была продолжена его сыном Самсуилуной (1749-1712). Однако уже при нём восстают различные окраины  подавление Постепенно ослабление династии, разложение армии активное проникновение касситов (Сирийская пустыня) и хурритов (северо-запад)  отрезают от основных торговых путей в Малую Азию и на Восточное Средиземноморье вторжение хеттов в Вавилонию в 1595 г. до н. э.  захват и разорение Вавилона, увоз драгоценной статуи Мардука  падение I Вавилонской династии  Вавилония завоёвана касситами

41

Слайд 41: Касситская династия (1595-1157)

Застой в экономике, снижение товарности хозяйства и притока рабов Возврат к родовым отношениям, укрепление сельских общин Обогащение касситской родовой знати (+ получение иммунитетных грамот), создание крупного частного землевладения Постепенная ассимиляция касситов с вавилонянами; перенятие касситами вавилонской культуры и религии, строительство храмов и зиккуратов Мирные отношения с Египтом Походы на территорию Ирана Апогей могущества - правление Бурна-Буриаша II (1376-1347) Войны с соседями. Во второй четверти XII в. до н.э. эламиты оккупировали Вавилонию. Ок. 1157 г. до н.э. был свергнут последний каситский царь.

42

Слайд 42: Геополитические изменения

С территории Сирии и Аравии переселяются арамеи  вытесняют аккадцев в Месопотамии; арамейский язык – язык межэтнического общения Возвышение Элама на Юге Укрепление государств Миттани, Ассирии и Хеттского царства на севере Возникновение государства Урарту (Армянское нагорье) Предметы спора – 1) территория Сирии, Финикии и караванные пути; 2) Южная Месопотамия, которая стала пригодна для земледелия и необходима как Вавилону, так и Эламу.

43

Слайд 43: Ассирийская держава

44

Слайд 44: Возвышение Ашшура

Центр ассирийской культуры - город Ашшур. Язык – аккадск. Понятие «староассирийский период» искусственно, т.к. тогда Ассирии ещё не существовало. Ашшур входил в Аккадскую империю и в Царство III династии Ура. Около 1970 года до н. э. власть переходит к коренным ашшурцам. Бурный рост торговли и производства. После нашествия амореев в 1807 г. до н.э. Ашшур вошёл в державу Шамши-Адада I. В город царь поставил своего сына. Староассирийская письменность отменена  вавилонская В середине XVIII века до н. э. держава Шамши-Адада распалась и Ашшур был завоёван царём Хаммурапи. Около 1720 года до н. э. правитель из рода аморейского вождя Шамши-Адада восстановил независимость.

45

Слайд 45: Основание Ассирийского царства

В правление Адад-нирари I (1307-1274) происходит падение роли городского совета и дальнейший рост влияния царя. Правитель присвоил себе титул «царь множеств» и стал основателем Ассирийской державы, сформировал сильное войско + отстроил столицу Ашшур. Нанёс поражение кутиям, лулумеям и захватил государство Миттани. В XIII в. до н.э. при царе Салманасаре I (1274-1245) в Ассирии завершаются процессы складывания централизованного государства + жестокие грабительские набеги с целью устрашения В горах Ассирии открыты рудники  обеспечение армии  первая волна ассирийских завоеваний. Первой пострадала Вавилония  Митанни (привело к гибели в 1250 г. до н.э.) Адад-нирари I

46

Слайд 46: «Среднеассирийские законы»

14 таблиц и фрагментов законов Казуистичность, вероятно являлись сборником отд. постановлений, случаев из судебной практики По сравнению с законами Хаммурапи ассирийские законы гораздо более суровы. Бесправное положение должников и женщин. После замужества они переходили в полную власть мужа, и закон не защищал их от произвола с его стороны. Основа – большая семья, но усиление частнособств. тенденций и отношений закабаления («усыновления», «оживления», т.е. спасения от голодной смерти, долговой кабалы и продажи в рабство члена семьи). Царь отрывается от общинной «номовой» олигархии и встает над ней

47

Слайд 47: Жестокость ассирийских законов

законы отличались исключительной жестокостью, предусматривали казни и пытки, для того, чтобы добиться признания у обвиняемых. Одних преступников обезглавливали, других сажали на кол, с третьих сдирали кожу. Трупы казнённых выбрасывали на съедение диким животным. наказания за более «мягкие» преступления были практически идентичны: отрезание носа и ушей, кастрация для мужчин, вырывание сосков для женщин и т.д. За сравнительно небольшие преступления виновникам выкалывали глаза, отрубали руки… дошедшая до нас часть этих законов посвящена главным образом положению женщины в семье. Она была буквально в «руках мужа», жила, в сущности, на положении рабыни и не имела никакого права на семейное имущество… Из него вытекает, что ассирийская семья была основана на неограниченной власти отца ассирийское законодательство не ограничивало прав ростовщика на эксплуатацию неоплатного должника. Последнего разрешалось бить, выщипывать ему волосы, калечить

48

Слайд 48: Тукульти-Нинурта I (1244 - 1207)

При царе Тукульти-Нинурте I (1244-1207) в 1223 г. до н.э. ассирийцы временно завоевали Вавилонское царство (до 1215 г. до н.э.), увели в плен вавилонского царя, взяли трофеи, статую Мардука  ассирийский правитель принял титул «царь Шумера и Аккада» Тукульти-Нинурта I перенёс свою резиденцию в специально построенный в 3 км к северо-востоку от Ашшура новый город Кар-Тукульти-Нинурта Личный доступ к царю имели немногие высокопоставленные придворные (обычно евнухи). Чрезвычайно суровый регламент в дворцовых покоях  На городском соборе царь объявлен сумасшедшим, низложен и убит Вавилон направляет ставленника  Ассирия лишается всех владений

49

Слайд 49: Тиглатпаласар I (1114-1076)

При Тиглатпаласаре I (1114-1076) Ассирия продолжила завоевательную политику и вернула былое могущество ок. 30 походов на запад: захват Северной Сирии и Северной Финикии, часть Малой Азии. В знак триумфа Тиглатпаласар I совершил демонстративный выход на финикийских кораблях в Средиземное море. Новые победы над Наири (север) Посылка даров от Египта Вновь захват Вавилона  Египет и Вавилония объединились  нанесли Ассирии поражение и вернули её в прежние границы После смерти Тиглатпаласара I Ассирия подверглась экспансии и дальнейшему переселению арамеев  расселились и смешались с ассирийцами  упадок социально-экономической и политической жизни Ассирии, завершение среднеассирийского периода.

50

Слайд 50: Новоассирийское царство (X-VIII в. до н.э.)

В X в. до н.э. началась новая волна ассирийских завоеваний, вылившаяся во «второе возвышение» Ассирии в IX в. до н.э. Однако в конце IX в. страну вновь упадок В VIII в. до н.э. – новое возрождение Ассирии  период расцвета ассирийской державы и господства над всем ближним Востоком. Изменение цели: грабёж  завоевание. Остались жестокие меры Походы во всех направлениях Расширение территории Ассирии с X в. до н.э.: Вавилон, Урарту, Палестина, Иордан, Израиль

51

Слайд 51: «Второе возвышение» Ассирии (IX в. до н.э.)

Восстановление ассирийского государства началось при царе Адад-нирари II (912-891), который положил конец смутам и укрепил столицу Ашшур. Причина активизации внешней политики – недостаток сырья (металлов, дерева)  походы с целью грабежей и увода рабочей силы + овладения торговыми путями Ашшурнацирапал II (883-859 гг. до н. э.): успешные войны с Наири, мидийскими племенами (восточнее Тигра). Активная экспансия в восточное Средиземноморье, захват важных караванных путей Сев. Сирии. Салманасар III (сын, 859-824 гг. до н. э.): успешные войны с Урарту (столица захвачена, царь бежал), покроение княжества Бит-Адини (на западе), Вавилон признал верховную власть Ассирии. Грандиозная битва с Дамасским царством (союзник - Египет) при г. Каркаре на р. Оронт (853 г. до н.э.): несмотря на победу Дамаск не был взят. В 840 г. новый поход и осада Дамаска (царство ослаблено). Дань с Финикии и Израиля. Обширное строительство в Ашшуре и Нимруде (новая столица). В конце века – вновь упадок Ассирии (эпидемии, неурожаи, внутр. борьба)

52

Слайд 52

Монолит из Карха с изображением Салманасара III, рассказывающий про битву при Каркаре 853 г. до н.э. Ритуальная встреча ассирийского царя Ашшурнацирапала II после удачной охоты (Лувр)

53

Слайд 53: Жестокость ассирийцев

Так описывает свой поход в страну Урарту (совр. Армения) Ашшурнасирпал II (884-859 гг. до н.э.) : «Вышел … к царскому городу Араму Урарту … сильную битву устроил я в горах, 3400 воинов поверг я своим оружием, как Адад, тучу над ним пролил я дождём, их кровью окрасил я гору… В моей могучей силе, как тур, раздавил я страну, поселения превратил в развалины и сжёг огнём. Город Арзашну и поселения его округи захватил, разрушил и сжёг огнём. Кучи из голов устроил я напротив городских ворот. Одних из людей живыми свалил я в кучи, а других вокруг куч посадил на кол».

54

Слайд 54

Ашшурнасирпал II О разгроме города Суди: «Я велел построить стену перед Большими воротами города; я велел содрать кожу с вождей восстания и обил стену этой кожей. Некоторых из них я велел замуровать в стену; другие были распяты на кресте или посажены на кол вдоль стены. Со многих из них я велел содрать кожу в моём присутствии и покрыл стену этой кожей. Я велел сделать венцы из их голов, и гирлянды из их проколотых тел. Я велел отвести Акиабаха (царя) в Нинуа (Ниневию) и там содрал с него кожу, которую я повесил на стену Нинуа»

55

Слайд 55: Тиглатпаласар III (745-727)

Пришёл к власти в результате гражданской войны 746-745 гг. (вызвана недовольством поражения от Урарту). Проведение административной и военной реформ позволило перейти к захватнической политике  Наибольшее расширение территорий: успешные походы на Урарту и окончательный разгром его племён (738, 735), походы на Мидию (737), разгром коалиции Дамасского и Израильского царства (734-732), покорение Дамаска и Палестины Подчинение Месопотамии, коронация в Вавилоне (729) систематическое переселение народов для их смешения, забвения старых традиций, отрыва от прежних культов и родины, освоения разоренных и новых территорий

56

Слайд 56: Реформы Тиглатпаласара III

административная: централизация власти, разделение на более мелкие наместничества, расширение ответственности местных начальников (подати, воинский контингент, командование) и отмена иммунитетных грамот для них. На места царские ставленники ( евнухи). Распространение системы провинций на завоёванные территории. военная: ополчение на принципе самоэкипировки сменилось постоянной армией «царский полк» (на основе рекрутского набора) на государственном снабжении. Деление по родам войск, единообразное вооружение, рост численности армии (за счёт бедных и средних слоёв). Применение конницы и колесниц + военных машин и таранов при осаде городов. Совершенствование искусства фортификации. Привлечение инженерных и вспомогательных частей, писцов, жрецов, музыкантов. Обширный разведывательный аппарат. Армия насчитывала до 120 тыс. чел.

57

Слайд 57: Салманасар V (727-722)

сын Тиглатпаласара III ограничение влияния торговцев и жречества, отмена привилегий и иммунитета самоуправляющихся торговых городов в Ассирии (Ашшур, Харран) и Вавилонии (Вавилон, Сиппар, Ниппур, Урук) + храмов восстание в Тире (Финикия) + в 724 году до н. э. израильский царь Осия вступил в союз с Египтом и отказался платить дань  поход против Израиля  Осия попал в плен и был отправлен в Ниневию. Осада столицы Израиля Самарии. обострение внутренней борьбы между торгово-жреческой и военной партиями  был убит в результате заговора

58

Слайд 58: Саргон II (722-705)

поддерживал равновесие между военной и торгово-жреческой партиями, возвращение привилегий храмам Ассирии и Вавилонии разгром Израильского царства, взятие Самарии, жители переселены на новые места удар по Урарту (714)  сходит с исторической арены. столкновения с кочевниками киммерийцами Новые территории в Мидии Подчинение г. Каркемиш Столкновение с Египтом основана новая столица - резиденция царя город Дур-Шаррукин (на р. Тигр)

59

Слайд 59: Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине



60

Слайд 60: Синаххериб (705-681)

Сын Саргона II, представитель военной партии, постоянное подавление восстаний на завоёванных территориях Острая борьба с халдеями (с IX в до н.э. прочно заняли южную часть Вавилонии) и правителем Вавилона Мардук-апла-иддином II (заручился поддержкой союзников - халдеев и Элама)  разгром союзников в битве при Халуле (691 г. до н.э.)  в 689 г. до н.э. Синаххериб штурмом взял Вавилон, разрушил и подверг затоплению. Успешные походы на запад, Иудейское царство признало власть Ассирии  активное противодействие Египта  Ассирия подошла к границе Египта обострение внутриполитической борьбы в конце правления  убит вследствие заговора в 681 г. до н.э.

61

Слайд 61

Синаххериб - ассирийский царь, чей исторический портрет отразился и весьма многогранно в его собственных летописях, в библейских Книгах Царств и Книгах Хроник, в пророческой книге Исайи, в арамейской «Повести о премудром Ахикаре» и ее разноязычных версиях, у античных авторов - Геродота, Иосифа Флавия и, наконец, обрел вторую жизнь в фольклоре современных ассирийцев.

62

Слайд 62

63

Слайд 63: Асархаддон (681 - 669)

младший сын Синаххериба, стабилизировал внутр. положение, сочетая интересы военной и торгово-жреческой группировок восстановил разрушенный Вавилон. Вавилонским городам и храмам возвращены их привилегии, в пользу храмов введены новые налоги. Походы против киммерийцев (679 г. до н.э.) и арабов, Шуприи (рядом с Урарту, 673-672 гг. до н. э.), закрепление владений в Мидии, подавление восстания в Сидоне (Финикия) Завоевание Египта (671 г. до н.э.), принятие титула фараона Напряженная борьба между наследниками: Ашшурбанипал (военная) и Шамаш-шум-укин (торгово-жреческая) В 670 г. до н. э. восстал Египет + сложил коалицию (халдеи, мидийцы) + поддерживал восставшие племена  Асархаддон отправился туда с карательной экспедицией  по дороге умер

64

Слайд 64: Ассирийская империя при Асархаддоне

65

Слайд 65: Ашшурбанипал (669-627)

образованный, знал шумерский и аккадский языки, разбирался в литературе, архитектуре, математике, астрономии. Возведение роскошного Северного дворца в Ниневии, грандиозное строительство в самой столице, масштабная реставрация храмов по всей стране Поставил цель создать единое государство и единую культурную базу Попытки восстановить былое могущество, т.к. после Асархаддона от империи отпали Египет, Вавилония, Мидия + на периферии возникает Лидия (Малая Азия)

66

Слайд 66: Этапы внешней политики Ашшурбанипала

Первый (669-654) : прочное господство Ассирии на Ближнем Востоке, удержание статуса сверхдержавы. Постоянные походы в мятежный Египет, беспощадное подавление выступлений в городах и палестинских царствах (Иудея, Моав, Эдом, Аммон). Восстание мидийских правителей, набеги со стороны Урарту и Манны. Борьба с Эламом (в союзе с халдеями и арамеями Южной месопотамии). К концу периода окончательно отпал Египет (655 г. до н.э.) Второй (654-627) : нарастание политического кризиса. Повсеместные восстания покорённых народов в 652-648 гг. Восстание брата Ашшурбанапала - Шамашшум-укина, царя Вавилонии  союзники: Элам, халдейско -арамейские княжества, арабы, Лидия, Египет, Мидия, Финикия. Восстание жестоко подавлено, т.к. разобщённость союзников + поддержка скифов и киммерийцев. В 648 г. до н.э. Вавилон взят Шамашшум-укина поджёг дворец и бросился в огонь В 642-640 гг. до н.э. восстановлен контроль над арабскими княжествами, а в 639 г. до н.э. – Элам.

67

Слайд 67: Ассирия при Ашшурбанипале (654 г. до н.э.)

68

Слайд 68

69

Слайд 69: Библиотека Ашшурбанипала

В Ниневии Ашшурбанипал создал самую обширную библиотеку на Древнем Востоке + первую библиотеку Ассирии Насчитывала более 30 000 глиняных табличек: собрание мифологических и литературных произведений, оракулов, молитв и магических формул, медицинских и математических текстов, географических и ботанических справочников, словарей и пр. Оставил подробные и красочно написанные летописи.

Слайд 1

Месопота́мия лат. Mesopotamia - «Междуре́чье»

Слайд 2

Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая ок. 25 веков, начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э.

Слайд 3

Слайд 4

Эта страна, отделенная от всей остальной Передней Азии едва проходимыми пустынями, начала заселяться ещё примерно в VI тысячелетии до н. э. В течение VI-IV тысячелетий поселившиеся здесь племена жили крайне бедно: ячмень, высеваемый на узкой полосе земли между болотами и выжженной пустыней и орошаемый нерегулируемыми и неравномерными разливами, приносил небольшие и неустойчивые урожаи. Лучше удавались посевы на землях, которые орошались каналами, отведенными от небольшой реки Диялы, притока Тигра. Лишь в середине IV тысячелетия до н. э. отдельные группы общин справились с созданием рациональных осушительно-оросительных систем в бассейне Евфрата.

Слайд 5

Жители Месопотамии

Слайд 6

Слайд 7

Религия. Религия Месопотамии во всех ее главных моментах была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам. Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это произошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице. Но религиозная система в целом, взгляд на мир и на происходившие в нем изменения мало чем отличались от первоначальных представлений шумеров. Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения. Ничто не было установлено навечно и не считалось само собой разумеющимся. Но неустойчивость космоса вела к интригам среди богов, а значит сулила опасность и порождала тревогу у смертных.

Слайд 8

Слайд 9

Экономика. Экономика Месопотамии определялась природными условиями региона. Плодородные почвы долины давали богатые урожаи. Юг специализировался на разведении финиковой пальмы. Обширные пастбища близлежащих гор позволяли содержать большие стада овец и коз. С другой стороны, страна ощущала нехватку камня, металла, дерева, сырья для изготовления красящих веществ и других жизненно необходимых материалов. Избыток одних товаров и недостаток других привел к развитию торговых связей.

Слайд 10

В то же время всегда оставалась возможность, что события повернутся в лучшую сторону, если человек будет вести себя правильно. Храмовая башня (зиккурат) была местом, где останавливались небожители. Она символизировала человеческое стремление установить связь между небом и землей. Как правило, обитатели Месопотамии мало полагались на благоволение богов. Они старались умилостивить их, совершая все более сложные обряды.

Слайд 11

Слайд 12

Письменность и наука. Высшая власть закона была характерным признаком Месопотамии исторического периода и могла даже предшествовать ему, но эффективность законодательной деятельности связана с использованием письменных свидетельств и документов. Есть основания полагать, что к изобретению письменности древних шумеров привела в первую очередь забота о частных и общинных правах. Уже самые ранние известные нам тексты свидетельствуют о необходимости фиксации всего, будь то предметы, необходимые для храмового обмена, или дары, предназначавшиеся божеству. Такие документы удостоверялись оттиском цилиндрической печати.

Слайд 13

Древнейшая письменность была пиктографической, и ее знаки изображали предметы окружающего мира – животных, растения и т.д. Знаки образовывали группы, каждая из которых, состоявшая, например, из изображений животных, растений или предметов была составлена в определенной последовательности. Со временем списки приобрели характер своего рода справочников по зоологии, ботанике, минералогии и т.д. Поскольку шумерский вклад в развитие местной цивилизации воспринимался как весьма существенный, а после утверждения династии Аккада разговорный шумерский стал малоупотребительным, аккадцы делали все, что было в их силах, для сохранения шумерского языка. Усилия в этом направлении не прекратились падением III династии Ура и продолжались в аморитское время. В результате были созданы списки слов, многочисленные шумеро-аккадские словари и исследования в области грамматики.

Слайд 14

Слайд 15

Было много других явлений культуры, которые систематизировались благодаря письменности. Среди них особое место занимают предзнаменования, посредством которых люди пытались узнать свое будущее через различные знаки, такие, как форма печени принесенной в жертву овцы или расположение звезд. Перечень предзнаменований помогал жрецу предсказать следствия тех или иных явлений. Было распространено также составление списков наиболее употребительных юридических терминов и формул. В математике и астрономии древние месопотамцы также достигли значительных успехов. По мнению современных исследователей, система египетской математики была грубой и примитивной по сравнению с вавилонской; считается, что даже греческая математика почерпнула много полезного из достижений более ранней месопотамской. Высоко развитой областью была и т.н. «халдейская (т.е. вавилонская) астрономия».

Слайд 16

КУЛЬТУРА Сатериальная культура. Керамика постепенно совершенствовалась с точки зрения техники изготовления, разнообразия форм и орнамента, это можно проследить от древнейшей культуры джармо через другие доисторические культуры вплоть до возникновения единой технологии производства каменных и металлических сосудов. Сейчас невозможно сказать, какие важные открытия в области изготовления керамики были привнесены в Месопотамию извне. Значительным достижением было введение в употребление закрытой печи для обжига, которая позволяла мастеру добиваться более высокой температуры и легче ее контролировать и в результате получать высококачественную по форме и тщательности отделки посуду. Впервые такие печи были обнаружены в Тепе Гавре к северу от современного Мосула. В этом же поселении найдены древнейшие известные образцы тщательно изготовленных печатей-штампов.

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Месопотамия создала древнейшие известные сооружения монументальной архитектуры на севере – в Тепе Гавре, на юге – в Эриду. О высоком техническом уровне этого времени можно судить по акведуку в Джерване, длиной ок. 50 км, через который в Ниневию поступала вода. Месопотамские мастера довели работу с металлом до уровня высокого искусства. Об этом можно судить по изделиям из драгоценных металлов, замечательные образцы которых, относящиеся к раннединастическому времени, найдены в погребениях в Уре, известна также серебряная ваза лагашского правителя Энтемены.

Слайд 20

Скульптура в Месопотамии достигла высокого уровня развития еще в доисторические времена. Известны цилиндрические печати с вдавленными изображениями, прокатка которых на глине позволяла получать выпуклые оттиски. Образцами крупной формы древней эпохи являются рельефы на стеле Нарам-Суэна, тщательно выполненные портретные скульптуры правителя Лагаша Гудеа и другие памятники. Наивысшего развития месопотамская скульптура достигла в I тыс. до н.э. в Ассирии, когда были созданы колоссальные фигуры и изысканные рельефы с изображениями животных, в частности, скачущих лошадей, поражаемых охотниками диких ослов, умирающих львиц. В этот же период были изваяны великолепные рельефы, изображающие отдельные эпизоды военных действий.

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

О развитии живописи известно мало. Стенопись не могла сохраниться из-за воздействия влаги и особенностей почв, но сохранившиеся образцы различных эпох показывают, что этот вид искусства был широко распространен. Великолепные образцы расписной керамики найдены, в частности, в Ашшуре. Они свидетельствуют о том, что их создатели предпочитали яркие краски.

Слайд 2

Одно из древнейших государств

Месопота́мия (Просуществовала ок. 25 веков, начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н. э.) - историко-географический регион на Ближнем Востоке, расположенный в долине двух великих рек - Тигра и Евфрата. Современные государства, включающие земли Месопотамии - Ирак, Сирия, Турция. В научной литературе встречаются альтернативные обозначения региона - Двуре́чье и Междуречье, в которые вкладывается различный смысл. Месопотамия - родина одной из древнейших цивилизаций в истории человечества - Древней Месопотамии.

Слайд 3

Этимология

«Месопотамия» - топоним древнегреческого происхождения, переводящийся как «страна/земля между двух рек», «междуречье». Термин возник, когда Александр Македонский создал сатрапию с таким названием в составе своей державы. Новая административно-территориальная единица была сформирована из земель ахеменидских сатрапий, прежде всего Вавилонии и, вероятно, Заречья. Нижняя Месопотамия в древнейших письменных источниках называлась «Шумером и Аккадом»; она делилась на две части: собственно Шумер - в низовьях Тигра и Евфрата и Аккад - выше по течению. Впоследствии на область Аккад и часть Шумера распространилось название «Вавилония»; другая часть Шумера и новые земли, образовавшиеся в результате отступления вод Персидского залива стали упоминаться как «Приморье», а с начала I тыс. до н. э. - Халдея; с времён поздней античности имя «Вавилония» стало общим обозначением этих земель. В Средние века закрепилось арабское название Нижней Месопотамии - «Ирак».

Слайд 4

География

Месопотамия ограничена на севере Армянским нагорьем, на юге - Персидским заливом, на западе - Аравийской платформой, на востоке - предгорьями Загроса. Иногда выделяют Большую Месопотамию, охватывающую весь современный бассейн Тигра, Евфрата и Каруна. Внутри региона выделяется две области - Северная и Южная Месопотамия; условная граница между ними проходит по линии городов Хит - Самарра. Месопотамия - каменистая, песчаная равнина, понижающаяся к югу. Основные реки - Евфрат, Тигр и их притоки - Хабур и Балих, Большой и Малый Заб, Дияла. Главные продукты - нефть и чернильные орехи. Культивировались маслины, в некоторых местах распространена финиковая пальма. Из животных встречаются львы, газели, страусы. Река Ефрат Руины на реке Тигр

Слайд 5

Доисторические культуры.

Месопотамия демонстрирует не только то, как и почему возникает собственно исторический период, но и то, что происходило в переломный предшествующий период. Человек обнаружил прямую связь между посевом и жатвой ок. 12 тыс. лет назад. Ближний Восток усеян следами раннеземледельческих поселений. Одна из древнейших деревень обнаружена в предгорьях Курдистана. Поселение Джармо к востоку от Киркука - пример применения методов примитивного земледелия. Следующий этап представлен в Хассуне близ Мосула архитектурными сооружениями и глиняной посудой. На смену хассунанскому этапу пришел быстро развившийся халафский, получивший название от поселения на Кабуре, одном из крупнейших притоков Евфрата. Поселение Джармо

Слайд 6

Техника строительства также сделала шаг вперед. Из глины и камня изготавливали фигурки людей и животных. Люди носили не только бусы и подвески, но и печати-штампы. Халафская культура представляет особый интерес в связи с обширностью территории, на которой она была распространена, - от озера Ван и севера Сирии до центральной части Месопотамии, окрестностей современного Киркука. К концу халафского этапа, вероятно с востока появились носители другой культуры, которая с течением времени распространилась по западной части Азии от глубинных районов Ирана до средиземноморского побережья. Эта культура - обейдская (убейдская), получила свое название по небольшому холму в Нижней Месопотамии близ древнего города Ура. В этот период происходят существенные изменения во многих областях, особенно в архитектуре, о чем свидетельствуют постройки в Эриду на юге Месопотамии и в Тепе Гавре на севере. С этого времени юг стал центром развития металлургии, возникновения и развития цилиндрических печатей, возникновения рынков и создания письменности. АЛЕБАСТРОВАЯ ФИГУРКА ЖЕНЩИНЫ из храма Иштар.

Слайд 7

Традиционный словарь исторической Месопотамии в части географических названий и культурных терминов сложился на основе различных языков. Многие топонимы дожили до нашего времени. Среди них - названия Тигра и Евфрата и большинства древних городов. Слова "плотник" и "стул", употреблявшиеся в шумерском и аккадском языках, по сей день функционируют в семитских языках. Названия некоторых растений - кассия, тмин, крокус, иссоп, мирт, нард, шафран и других - восходят к доисторическому этапу и демонстрируют поразительную преемственность культуры.

Слайд 8

Эпоха преобладания шумеров.

В течение первых трех четвертей III тыс. до н.э. ведущее место в истории Месопотамии занимал Юг. В самой молодой в геологическом отношении части долины, на побережье Персидского залива и в примыкающих районах доминировали шумеры, а выше по течению, в позднейшем Аккаде, преобладали семиты, хотя здесь находят следы и более ранних поселенцев. Главными городами Шумера были Эриду, Ур, Урук, Лагаш, Умма и Ниппур. Центром Аккада стал город Киш. Борьба за господство приобрела форму соперничества между Кишем и другими шумерскими городами. Решающая победа Урука над Кишем, подвиг, приписываемый полулегендарному правителю Гильгамешу, знаменует становление шумеров как главной политической силы и решающего культурного фактора в регионе. Позже центр власти перемещался в Ур, Лагаш и другие места. В этот период, называемый Раннединастическим, сформировались основные элементы цивилизации Месопотамии. шумеры

Слайд 9

Династия Аккада.

Хотя прежде Киш подчинился экспансии шумерской культуры, его политическое сопротивление положило конец преобладанию в стране шумеров. Этническое ядро противодействия составили местные семиты под предводительством Саргона (ок. 2300 до н.э.), тронное имя которого, Шаррукин, по-аккадски означало "законный царь". Вся страна с тех пор стала именоваться Аккадом, а язык победителей получил название аккадского. Упрочив свою власть над Шумером и Аккадом, новые правители обратились к соседним регионам. Были подчинены Элам, Ашшур, Ниневия и даже области в соседней Сирии и Восточной Анатолии. Старая система конфедерации самостоятельных государств уступила место империи, имевшей систему центральной власти. С армиями Саргона и его знаменитого внука Нарам-Суэна распространялись клинопись, аккадский язык и другие элементы шумеро-аккадской цивилизации.

Слайд 10

Роль аморитов.

Аккадская империя прекратила существование к концу III тыс. до н.э., став жертвой безудержной экспансии и вторжений варваров с севера и запада. При Гудеа Лагашском и правителях III династии Ура наступила эпоха возрождения. Но попытка восстановления былого величия Шумера была обречена на неудачу. Тем временем на горизонте появились новые группы, которые вскоре смешались с местным населением, чтобы создать на месте Шумера и Аккада Вавилонию, а на севере - новое государственное образование, Ассирию. Эти широко распространившиеся пришельцы известны под именем аморитов. Где бы ни поселялись амориты, они становились преданными последователями и защитниками местных традиций. После того, как эламитяне положили конец III династии Ура (20 в. до н.э.). Они смогли основать собственную династию в центральной части Аккада со столицей в прежде малоизвестном городе Вавилоне. Первая династия Вавилона, определяемая с достаточными основаниями как Аморитская, правила ровно триста лет, с 19 по 16 вв. до н.э. Шестым царем был знаменитый Хаммурапи, постепенно завоевавший контроль над всей территорией Месопотамии. Амориты

Слайд 11

Экономика.

Экономика Месопотамии определялась природными условиями региона. Плодородные почвы долины давали богатые урожаи. Юг специализировался на разведении финиковой пальмы. Обширные пастбища близлежащих гор позволяли содержать большие стада овец и коз. С другой стороны, страна ощущала нехватку камня, металла, дерева, сырья для изготовления красящих веществ и других жизненно необходимых материалов. Избыток одних товаров и недостаток других привел к развитию торговых связей.

Слайд 12

Религия.

Религия Месопотамии во всех ее главных моментах была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять шумерские. Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это произошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице. Но религиозная система в целом, взгляд на мир и на происходившие в нем изменения мало чем отличались от первоначальных представлений шумеров. Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения. В то же время всегда оставалась возможность, что события повернутся в лучшую сторону, если человек будет вести себя правильно. Храмовая башня (зиккурат) была местом, где останавливались небожители. Она символизировала человеческое стремление установить связь между небом и землей. Как правило, обитатели Месопотамии мало полагались на благоволение богов. Они старались умилостивить их, совершая все более сложные обряды. Возношение даров богам

Слайд 13

Письменность

Высшая власть закона была характерным признаком Месопотамии исторического периода, но эффективность законодательной деятельности связана с использованием письменных свидетельств и документов. Есть основания полагать, что к изобретению письменности древних шумеров привела в первую очередь забота о частных и общинных правах. Уже самые ранние известные нам тексты свидетельствуют о необходимости фиксации всего, будь то предметы, необходимые для храмового обмена, или дары, предназначавшиеся божеству. Такие документы удостоверялись оттиском цилиндрической печати. Древнейшая письменность была пиктографической, и ее знаки изображали предметы окружающего мира - животных, растения и т.д. Знаки образовывали группы, каждая из которых, состоявшая, например, из изображений животных, растений или предметов была составлена в определенной последовательности. Со временем списки приобрели характер своего рода справочников по зоологии, ботанике, минералогии и т.д.

Слайд 14

Литература.

Наиболее известным поэтическим произведением является вавилонский эпос о создании мира. Но гораздо более привлекательным представляется древнейшее произведение, сказание о Гильгамеше. Персонажи мира животных и растений, фигурировавшие в баснях, были очень любимы в народе, точно так же, как и пословицы. Иногда в литературе проскальзывает философская нота, особенно в произведениях, посвященных теме безвинного страдания, однако внимание авторов сосредоточивается не столько на страдании, сколько на чуде освобождения от него. Из эпоса о Гильгемаше

Слайд 15

Заключение

Месопотамия внесла в мир много изобретений. Главнейшим является письменность. А также шумеры ввели в жизнь людей шестидесятиричную систему счисления, которой мы до сих пор пользуемся. Шумеры дали нам колесо, сельское хозяйство, города, бюрократию, астрологию, хлеб, пиво. Этот список можно продолжать и продолжать. Но множество их изобретений были позабыты, и приходилось всё изобретать заново через сотни и даже тысячи лет. В 539 году до нашей эры Вавилон завоевали персы, после персов пришли греки, и римляне, и множество других. Но, если верить фактам, именно народы Месопотамии оказали самое большое влияние на формирование нашего мира. Мира, в котором мы живем сегодня.

Посмотреть все слайды














1 из 13

Презентация на тему: МЕСОПОТАМИЯ

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

История возникновения Месопотамия- также Двуре чье - область в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат (в Западной Азии) от Персидского залива на юге до Армении на севере, на территории современного Ирака, одна из колыбелей евроазиатской цивилизации. В начале III тыс. до н. э. на территории южной Месопотамии сложилось несколько небольших городов-государств, среди которых шумерские города. Они были расположены на естественных холмах и окружены стенами. В каждом из них жило приблизительно 40-50 тыс. человек.

№ слайда 3

Описание слайда:

Периодизация Шумеро-аккадская цивилизация(5900-2000 гг. до н. э.): -убайдийский период - 5900-4000 гг. до н. э. -урукский период - 4300-3000 гг. до н. э. -раннешумерский период - 3000-2350 гг. до н. э. -аккадийский период - 2350-2150 гг. до н. э. -неошумерский период - 2150-2000 гг. до н. э. Вавилонская цивилизация(Древневавилонское царство 1894-1595 гг.до н. э.) Ассиро-вавилонская цивилизация(XV в.-300 г. до н. э.) -среднеассирийское царство - XV-XI вв. до н. э. -нововавилонское царство - VII-VI вв. до н. э.

№ слайда 4

Описание слайда:

Язык В северной части Месопотамии, начиная с первой половины III тыс. до н. э., жили семиты. Язык семитских племён, поселившихся в Месопотамии, назывался аккадским. В южной Месопотамии семиты говорили на вавилонском, а к северу, в средней части долины Тигра, - на ассирийском диалекте аккадского языка. В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тыс. до н. э. заняли всю южную Месопотамию. В результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. Однако последний оставался официальным языком государственной канцелярии ещё в XXI в. до н. э., хотя в быту он всё больше заменялся аккадским. С древнейших времён на севере Месопотамии жили хурритские племена. Во II тыс. до н. э. хурриты заимствовали аккадскую клинопись, на которой они писали по-хурритски и по-аккадски. К началу I тыс. до н. э. арамеи почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и Северной Месопотамии.

№ слайда 5

Описание слайда:

Письменность В культуре древней Месопотамии письменности принадлежит особое место: изобретённая шумерами клинопись. Письменные знаки наносились заостренной палочкой на влажные глиняные плитки, или таблички. Глиняная табличка, испещрённая клинописными значками, могла бы служить таким же символом Двуречья, каким для Египта являются пирамиды. Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал слово или несколько слов. Самые древние письменные сообщения представляли собой своеобразные ребусы, однозначно понятные только составителям и лицам, присутствовавшим при записи. Однако долгое время никто не предпринимал попыток расшифровать их, пока в 1802 г. немецкий учитель Георг Гротефельд не высказал предположения, что таблицы содержат персидский текст. Всего ему удалось идентифицировать десять клинописных знаков. Начало было положено.

№ слайда 6

Описание слайда:

Религия В идеологической жизни Древней Месопотамии господствующая роль принадлежала религии. Каждый шумерский город почитал своего бога-покровителя. Кроме того, были боги, которые почитались по всему Шумеру, хотя для каждого из них были и свои особые места поклонения, обычно там, где возник их культ. Кроме божеств, жители Месопотамии почитали также многочисленных демонов добра и стремились умилостивить демонов зла, считавшихся причиной разнообразных болезней и смерти. Против злых духов стремились спастись также с помощью заклинаний и специальных амулетов. Все эти демоны изображались в виде полулюдей, полуживотных.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Культовые постройки Первыми мощными сооружениями Шумера конца 4 тыс. до н. э. были, так называемые, “Белый храм” и “Красное здание” в Уруке. Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными в Белом храме вертикальными узкими нишами, а в Красном здании - мощными полуколоннами, сооружения эти четко вырисовывались на вершине насыпной горы. Они имели открытый внутренний двор, святилище, в глубине которого помещалась статуя почитаемого божества. Белый храм получил свое название за побелку стен, Красное здание было украшено разнообразным геометрическим орнаментом из глиняных обожженных конусообразных гвоздиков “зигатти”, шляпки которых окрашены в красный, белый и черный цвета. Видимо, подобием гор с которых людям явились боги, были и древнейшие ступенчатые башни - зиккураты, возникшие в Шумере в 3-м тыс. до н. э. Они состояли из нескольких площадок. Верхняя площадка увенчивалась небольшим святилищем - “жилищем бога”. Строившиеся обычно при храме почитаемого божества, эти башни впоследствии на многие тысячелетия сами превратились в главные храмы, центры науки. Площадь огромной усеченной трапеции занимает 65 х 43 метра, а высота основания башни насчитывает 20 метров, т. е. равняется современному семиэтажному дому.

№ слайда 9

Описание слайда:

Искусство В древней Месопотамии распространение получили скульптура и художественные промыслы. Искусство шумеров, древнейшего народа Земли, повлияло на всю культуру Древнего Востока. Керамика. Крестообразную форму образуют 4 обнаженные женские фигуры с развевающимися волосами – свастика (существует с 6 тыс. до н.э.). Символизирует: солнце, звезды, бесконечность, образуя мальтийский крест. Шахматные поля – горы. Особенности архитектуры Двуречья во многом объясняются природными условиями. На данной территории не было леса и камня, поэтому основным строительным материалом стал кирпич-сырец. Даже храмы и дворцы строили из сырца. Иногда здания облицовывались обожженным кирпичом, отделывались привозным камнем и деревом.

№ слайда 10

Описание слайда:

На равнине возвышаются могучие стены с сотнями башен, покрытые зелеными и голубыми плитками. В центре столицы возвышается самое высокое сооружение между Евфратом и Тигром - легендарная Вавилонская башня. И этот пейзаж отражается в озере, которое защищало от нападения и без того неприступные стены. Водная система давала возможность в случае опасности затопить равнину вокруг Вавилона. Но еще больше, чем крепостные стены, Кольдевея поразило другое открытие - `Дорога смерти`, или, `Дорога для процессий бога Мардука`. Дорога шла от берегов Евфрата и Больших ворот к главному храму Вавилона - Эсагиле (святилищу с высокой башней), посвященному богу Мардуку. Эта дорога 24-метровой ширины была ровной, и вела сначала к воротам богини Иштар, а оттуда вдоль царского дворца и зиккурата - к святилищу бога Мардука. Пространство между каменными плитами и матовым мощением было залито черным асфальтом. На нижней стороне каждой плиты было выбито клинописью: `Я, Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Вавилонскую дорогу паломников замостил я для процессии великого владыки Мардука каменными плитами... О Мардук! О великий владыка! Даруй вечную жизнь!`. На равнине возвышаются могучие стены с сотнями башен, покрытые зелеными и голубыми плитками. В центре столицы возвышается самое высокое сооружение между Евфратом и Тигром - легендарная Вавилонская башня. И этот пейзаж отражается в озере, которое защищало от нападения и без того неприступные стены. Водная система давала возможность в случае опасности затопить равнину вокруг Вавилона. Но еще больше, чем крепостные стены, Кольдевея поразило другое открытие - `Дорога смерти`, или, `Дорога для процессий бога Мардука`. Дорога шла от берегов Евфрата и Больших ворот к главному храму Вавилона - Эсагиле (святилищу с высокой башней), посвященному богу Мардуку. Эта дорога 24-метровой ширины была ровной, и вела сначала к воротам богини Иштар, а оттуда вдоль царского дворца и зиккурата - к святилищу бога Мардука. Пространство между каменными плитами и матовым мощением было залито черным асфальтом. На нижней стороне каждой плиты было выбито клинописью: `Я, Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Вавилонскую дорогу паломников замостил я для процессии великого владыки Мардука каменными плитами... О Мардук! О великий владыка! Даруй вечную жизнь!`.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Литература Самым выдающимся памятником шумеро-вавилонской словесности, по мнению современных исследователей, является аккадский "Эпос о Гильгамеше", в котором повествуется о поисках бессмертия и ставится вопрос о смысле человеческого существования. Найден целый цикл шумерских поэм о Гильгамеше. Огромный интерес представляют старовавилонская "Поэма об Атрахасисе", повествующая о сотворении человека и всемирном потопе, и культовый космогонический эпос "Энума элиш" ("Когда вверху…"). Широко распространён в мировом фольклоре и мотив полёта человека на орле, впервые встречающийся в аккадской "Поэме об Этане". Шумерские "Поучения Шуруппака" (середина III тыс. до н. э.) включают ряд пословиц и сентенций

№ слайда 13

Описание слайда:

Достижения Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). Они авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога. Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему счисления, точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же придуманной семидневной недели отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках). Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил.

Выполнил ученик 5 к класса Гасанов Рустам

Слайд 2: Одно из древнейших государств

Месопота́мия (Просуществовала ок. 25 веков, начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н. э.) - историко-географический регион на Ближнем Востоке, расположенный в долине двух великих рек - Тигра и Евфрата. Современные государства, включающие земли Месопотамии - Ирак, Сирия, Турция. В научной литературе встречаются альтернативные обозначения региона - Двуре́ чье и Междуречье, в которые вкладывается различный смысл. Месопотамия - родина одной из древнейших цивилизаций в истории человечества - Древней Месопотамии.

Слайд 3: Этимология

«Месопотамия» - топоним древнегреческого происхождения, переводящийся как «страна/земля между двух рек», «междуречье». Термин возник, когда Александр Македонский создал сатрапию с таким названием в составе своей державы. Новая административно-территориальная единица была сформирована из земель ахеменидских сатрапий, прежде всего Вавилонии и, вероятно, Заречья. Нижняя Месопотамия в древнейших письменных источниках называлась «Шумером и Аккадом»; она делилась на две части: собственно Шумер - в низовьях Тигра и Евфрата и Аккад - выше по течению. Впоследствии на область Аккад и часть Шумера распространилось название «Вавилония»; другая часть Шумера и новые земли, образовавшиеся в результате отступления вод Персидского залива стали упоминаться как «Приморье», а с начала I тыс. до н. э. - Халдея; с времён поздней античности имя «Вавилония» стало общим обозначением этих земель. В Средние века закрепилось арабское название Нижней Месопотамии - «Ирак». Этимология

Слайд 4: География

Месопотамия ограничена на севере Армянским нагорьем, на юге - Персидским заливом, на западе - Аравийской платформой, на востоке - предгорьями Загроса. Иногда выделяют Большую Месопотамию, охватывающую весь современный бассейн Тигра, Евфрата и Каруна. Внутри региона выделяется две области - Северная и Южная Месопотамия; условная граница между ними проходит по линии городов Хит - Самарра. Месопотамия - каменистая, песчаная равнина, понижающаяся к югу. Основные реки - Евфрат, Тигр и их притоки - Хабур и Балих, Большой и Малый Заб, Дияла. Главные продукты - нефть и чернильные орехи. Культивировались маслины, в некоторых местах распространена финиковая пальма. Из животных встречаются львы, газели, страусы. Река Ефрат Руины на реке Тигр


Слайд 5: Доисторические культуры

Месопотамия демонстрирует не только то, как и почему возникает собственно исторический период, но и то, что происходило в переломный предшествующий период. Человек обнаружил прямую связь между посевом и жатвой ок. 12 тыс. лет назад. Ближний Восток усеян следами раннеземледельческих поселений. Одна из древнейших деревень обнаружена в предгорьях Курдистана. Поселение Джармо к востоку от Киркука - пример применения методов примитивного земледелия. Следующий этап представлен в Хассуне близ Мосула архитектурными сооружениями и глиняной посудой. На смену хассунанскому этапу пришел быстро развившийся халафский, получивший название от поселения на Кабуре, одном из крупнейших притоков Евфрата. Поселение Джармо

Слайд 6

Техника строительства также сделала шаг вперед. Из глины и камня изготавливали фигурки людей и животных. Люди носили не только бусы и подвески, но и печати-штампы. Халафская культура представляет особый интерес в связи с обширностью территории, на которой она была распространена, - от озера Ван и севера Сирии до центральной части Месопотамии, окрестностей современного Киркука. К концу халафского этапа, вероятно с востока появились носители другой культуры, которая с течением времени распространилась по западной части Азии от глубинных районов Ирана до средиземноморского побережья. Эта культура - обейдская (убейдская), получила свое название по небольшому холму в Нижней Месопотамии близ древнего города Ура. В этот период происходят существенные изменения во многих областях, особенно в архитектуре, о чем свидетельствуют постройки в Эриду на юге Месопотамии и в Тепе Гавре на севере. С этого времени юг стал центром развития металлургии, возникновения и развития цилиндрических печатей, возникновения рынков и создания письменности. АЛЕБАСТРОВАЯ ФИГУРКА ЖЕНЩИНЫ из храма Иштар.

Слайд 7

Традиционный словарь исторической Месопотамии в части географических названий и культурных терминов сложился на основе различных языков. Многие топонимы дожили до нашего времени. Среди них - названия Тигра и Евфрата и большинства древних городов. Слова "плотник" и "стул", употреблявшиеся в шумерском и аккадском языках, по сей день функционируют в семитских языках. Названия некоторых растений - кассия, тмин, крокус, иссоп, мирт, нард, шафран и других - восходят к доисторическому этапу и демонстрируют поразительную преемственность культуры.

Слайд 8: Эпоха преобладания шумеров

В течение первых трех четвертей III тыс. до н.э. ведущее место в истории Месопотамии занимал Юг. В самой молодой в геологическом отношении части долины, на побережье Персидского залива и в примыкающих районах доминировали шумеры, а выше по течению, в позднейшем Аккаде, преобладали семиты, хотя здесь находят следы и более ранних поселенцев. Главными городами Шумера были Эриду, Ур, Урук, Лагаш, Умма и Ниппур. Центром Аккада стал город Киш. Борьба за господство приобрела форму соперничества между Кишем и другими шумерскими городами. Решающая победа Урука над Кишем, подвиг, приписываемый полулегендарному правителю Гильгамешу, знаменует становление шумеров как главной политической силы и решающего культурного фактора в регионе. Позже центр власти перемещался в Ур, Лагаш и другие места. В этот период, называемый Раннединастическим, сформировались основные элементы цивилизации Месопотамии. Эпоха преобладания шумеров. шумеры

Слайд 9: Династия Аккада

Хотя прежде Киш подчинился экспансии шумерской культуры, его политическое сопротивление положило конец преобладанию в стране шумеров. Этническое ядро противодействия составили местные семиты под предводительством Саргона (ок. 2300 до н.э.), тронное имя которого, Шаррукин, по-аккадски означало "законный царь". Вся страна с тех пор стала именоваться Аккадом, а язык победителей получил название аккадского. Упрочив свою власть над Шумером и Аккадом, новые правители обратились к соседним регионам. Были подчинены Элам, Ашшур, Ниневия и даже области в соседней Сирии и Восточной Анатолии. Старая система конфедерации самостоятельных государств уступила место империи, имевшей систему центральной власти. С армиями Саргона и его знаменитого внука Нарам-Суэна распространялись клинопись, аккадский язык и другие элементы шумеро-аккадской цивилизации.

10

Слайд 10: Роль аморитов

Аккадская империя прекратила существование к концу III тыс. до н.э., став жертвой безудержной экспансии и вторжений варваров с севера и запада. При Гудеа Лагашском и правителях III династии Ура наступила эпоха возрождения. Но попытка восстановления былого величия Шумера была обречена на неудачу. Тем временем на горизонте появились новые группы, которые вскоре смешались с местным населением, чтобы создать на месте Шумера и Аккада Вавилонию, а на севере - новое государственное образование, Ассирию. Эти широко распространившиеся пришельцы известны под именем аморитов. Где бы ни поселялись амориты, они становились преданными последователями и защитниками местных традиций. После того, как эламитяне положили конец III династии Ура (20 в. до н.э.). Они смогли основать собственную династию в центральной части Аккада со столицей в прежде малоизвестном городе Вавилоне. Первая династия Вавилона, определяемая с достаточными основаниями как Аморитская, правила ровно триста лет, с 19 по 16 вв. до н.э. Шестым царем был знаменитый Хаммурапи, постепенно завоевавший контроль над всей территорией Месопотамии. Амориты

11

Слайд 11: Экономика

Экономика Месопотамии определялась природными условиями региона. Плодородные почвы долины давали богатые урожаи. Юг специализировался на разведении финиковой пальмы. Обширные пастбища близлежащих гор позволяли содержать большие стада овец и коз. С другой стороны, страна ощущала нехватку камня, металла, дерева, сырья для изготовления красящих веществ и других жизненно необходимых материалов. Избыток одних товаров и недостаток других привел к развитию торговых связей.

12

Слайд 12: Религия

Религия Месопотамии во всех ее главных моментах была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять шумерские. Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это произошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице. Но религиозная система в целом, взгляд на мир и на происходившие в нем изменения мало чем отличались от первоначальных представлений шумеров. Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения. В то же время всегда оставалась возможность, что события повернутся в лучшую сторону, если человек будет вести себя правильно. Храмовая башня (зиккурат) была местом, где останавливались небожители. Она символизировала человеческое стремление установить связь между небом и землей. Как правило, обитатели Месопотамии мало полагались на благоволение богов. Они старались умилостивить их, совершая все более сложные обряды. Возношение даров богам

13

Слайд 13: Письменность

Высшая власть закона была характерным признаком Месопотамии исторического периода, но эффективность законодательной деятельности связана с использованием письменных свидетельств и документов. Есть основания полагать, что к изобретению письменности древних шумеров привела в первую очередь забота о частных и общинных правах. Уже самые ранние известные нам тексты свидетельствуют о необходимости фиксации всего, будь то предметы, необходимые для храмового обмена, или дары, предназначавшиеся божеству. Такие документы удостоверялись оттиском цилиндрической печати. Древнейшая письменность была пиктографической, и ее знаки изображали предметы окружающего мира - животных, растения и т.д. Знаки образовывали группы, каждая из которых, состоявшая, например, из изображений животных, растений или предметов была составлена в определенной последовательности. Со временем списки приобрели характер своего рода справочников по зоологии, ботанике, минералогии и т.д.

14

Слайд 14: Литература

Наиболее известным поэтическим произведением является вавилонский эпос о создании мира. Но гораздо более привлекательным представляется древнейшее произведение, сказание о Гильгамеше. Персонажи мира животных и растений, фигурировавшие в баснях, были очень любимы в народе, точно так же, как и пословицы. Иногда в литературе проскальзывает философская нота, особенно в произведениях, посвященных теме безвинного страдания, однако внимание авторов сосредоточивается не столько на страдании, сколько на чуде освобождения от него. Из эпоса о Гильгемаше

15

Последний слайд презентации: Месопотамия: Заключение

Месопотамия внесла в мир много изобретений. Главнейшим является письменность. А также шумеры ввели в жизнь людей шестидесятиричную систему счисления, которой мы до сих пор пользуемся. Шумеры дали нам колесо, сельское хозяйство, города, бюрократию, астрологию, хлеб, пиво. Этот список можно продолжать и продолжать. Но множество их изобретений были позабыты, и приходилось всё изобретать заново через сотни и даже тысячи лет. В 539 году до нашей эры Вавилон завоевали персы, после персов пришли греки, и римляне, и множество других. Но, если верить фактам, именно народы Месопотамии оказали самое большое влияние на формирование нашего мира. Мира, в котором мы живем сегодня.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!