Ледокол советский союз. Атомный флот России. Ледоколы (9 фото). На тебе, Шойгу, что нам негоже

Российский атомный ледокол «Советский Союз» утилизируют. Об этом сообщил РИА Новости генеральный директор предприятия госкорпорации «Росатом» ФГУП «Атомфлот» (Росатомфлот) Вячеслав Рукша .

Атомный ледокол «Советский Союз» в порту г. Мурманска. Фото: РИА Новости / Сергей Субботин

«Ледокол «Советский Союз», к сожалению, утилизируется. Был подписан официальный приказ», — сказал Рукша.

В чём причина?

Рукша пояснил, что причиной такого решения стали санкции западных стран против России. «Из-за действия западных санкций в отношении совместного проекта «Роснефти» и американской ExxonMobil по добыче углеводородов на шельфе Карского моря ледокол оказался «без работы», — сказал глава «Росатомфлота».

Он также сообщил, что изучался вопрос об использовании ледокола арктической группировкой ВС РФ. Но для этой цели он оказался избыточен по мощности и в его использовании нет экономической целесообразности, пояснил Рукша.

Чем занимался ледокол?

С 2010 года «Советский Союз» не эксплуатировался. Он был выведен из состава флота из-за снижения объемов работ в Арктике.

Однако в 2014 году руководство «Росатома» приняло решение к 2018 году восстановить атомоход и задействовать его в новых шельфовых проектах. Предполагалось, что он будет способен передвигаться во льдах со скоростью 12-14 узлов (22-26 км/ч). После продления ресурса реакторной установки «Советский Союз» мог бы прослужить еще 20 лет.

В чём особенности ледокола?

Российский атомный ледокол класса «Арктика» «Советский Союз» был введен в эксплуатацию в 1989 году. Особенность ледокола в том, что он был спроектирован таким образом, чтобы за короткое время его можно было дооборудовать в боевой крейсер.

«Советский Союз» использовался для арктического туризма и в научных целях. В 2004 году он был одним из трёх ледоколов, которые участвовали в исследованиях влияния глобального потепления в Арктике.

Россия - единственная страна обладающая флотом атомных ледоколов. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных, поэтому аналогов во всем мире просто не существует. Самое главное преимущество атомного флота - отсутствие регулярной дозаправки топливом, что очень удобно и выгодно в условиях вечной мерзлоты.

Самый массовый проект - Ледоколы типа «Арктика» (проект 10520). К ним относятся шесть построенных в СССР и России атомных ледоколов.

Атомные ледоколы класса «Арктика» используются для сопровождения грузовых и других судов по Северному морскому пути. В этот путь входят Баренцево, Печорское, Карское, Восточно-Сибирское моря, море Лаптевых и Берингов пролив. Основные порты на этом пути - Диксон, Тикси и Певек.

1. Ледокол "Арктика" был заложен 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде и только 25 апреля 1975 года был принят в эксплуатацию. Он является родоначальником этого класса и первым, кто побывал на северном полюсе. Это произошло 17 августа 1977 г. в 4 часа утра по московскому времени.

Атомный ледокол проекта 10520 является сложным и дорогостоящим инженерным сооружением. На судне размещено почти 1300 помещений, включая: - 155 кают, камбуз и столовую, клуб-кинозал на 108 мест, медицинский блок с операционной, спортзал, библиотеку и прочие бытовые помещения для обеспечения комфортной жизни экипажа и пассажиров при длительной оторванности от “большой земли” - две электростанции с резервными и аварийными дизель-генераторами, мастерские, системы пожаротушения и вентиляции соответствующие объекту ядерной энергетики - вертолётная площадка с соответствующей инфраструктурой, радиоузел и т.д. и т.п.

За 33 года безаварийной работы прошёл во льдах Арктики более миллиона миль. В 1999-2000 проработал в Северном ледовитом океане год без дозаправки и захода в порт.

В настоящее время ледокол находится в порту г.Мурманска, на “холодном отстое”. В августе 2008 года он был выведен из эксплуатации.

2-3. Второй ледокол этого класса под названием "Сибирь" стоит там же, ждет утилизации в 2015 году. Это судно полностью идентично "Арктике" и проработало в море с 1977 года по 1992 год. Вывден из эксплуатации из-за неисправности парогенераторов.

В 1993 году на борту «Сибири» проходили антитеррористические учения «Блокада» группы «Вымпел», посвященные отработке навыков освобождения захваченного террористами атомного ледокола.

В настоящее время ледокол находится в холодном отстое и полностью подготовлен к разделке: пройден доковый ремонт, с судна убраны отходы и ядерное топливо, днище герметизировано. По планам, утилизация состоится в 2015 году.

Водоизмещение 21120 т, длина 147,9 м, ширина 29,9 м, высота борта 17,2 м, осадка 11 м, мощность АЭУ 75000 л.с, скорость 20,8 уззлов.

Интересный факт: на носу ледокол имел артиллерийскую установку; предположительно в носовой части имел шахты для баллистических ракет Р-13. Жилые помещения установлены на эластичных опорах и амортизаторах и изолированы от корпуса, чтобы не было слышно шума.

4. Третий ледокол "Россия" проработал аж до 2013 года. Заложен 20 февраля 1981 года на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде, спущен на воду 2 ноября 1983 г., принят в эксплуатацию 21 декабря 1985 г., является четвёртым в мире ледоколом с ядерной энергетической установкой.

Судно может самостоятельно пройти тропики для работы в Антарктике, но тогда при пересечение тропиков температура в отдельных помещениях может подниматься выше 50 °C, что в свою очередь может быть губительным для отдельных механизмов судна. Так же потребуется снизить мощность установки до минимума. Рисковать никто не стал, поэтому все атомные ледоколы работали в северных широтах.

В 1990 г. впервые в истории арктических путешествий совершил круизный рейс для иностранных туристов на Северный полюс.

В 2012-2013 гг. ледокол даже успел поработать в финском заливе и обеспечить проводку судов в порт "Приморск"

На "России" внедрен комплекс конструктивных решений, направленных на дальнейшее повышение ледовых качеств атомохода. В частности, на нем предусмотрены устройства для уменьшения взаимодействия гребных винтов со льдом, средства для лучшей ледопроходимости, защиты корпуса от облипания и коррозии, а также для улучшения чистоты канала за ледоколом. Изменен состав оборудования, обеспечивающего ледовую разведку, в том числе в условиях полярной ночи. Ангар атомохода рассчитан на всепогодный вертолет Ка-32.

В настоящее время ледокол находится в отстое и начат процесс выгрузки отработанного топлива. По планам, утилизация состоится после 2015 года, вместе с атомными ледоколами «Арктика» и «Сибирь». Ледокол переведен в отстой по причине отсутствия ядерного топлива для очередной кампании и отказе в продлении моторесурса реактора.

5. Следующий очередной ледокол "Советский союз" был введен в эксплуатацию в 1989 году и в настоящее время находится на переоборудовании в порту г. Мурманск.

Интересный момент в том, что ледокол спроектирован таким образом, чтобы за короткое время его можно было дооборудовать в боевой корабль. Часть такого оборудования находится в законсервированном состоянии на борту, часть - на береговых складах. В частности, на баке перед рубкой установлена РЛС управления огнём съёмной артиллерийской установки МР-123.

В марте 2002 года во время стоянки ледокола у причала в Мурманске впервые в практике его энергетическая установка была использована для электроснабжения береговых объектов. При этом мощность установки достигала 50 мегаватт. Эксперимент прошёл успешно, но был признан нерентабельным.

Срок службы ледокола установлен в 25 лет. В 2007-2008 годах Балтийский завод поставил для ледокола «Советский Союз» оборудование, которое позволяет продлить срок эксплуатации судна.

В настоящее время ледокол планируется к восстановлению, но только после того, как будет определён конкретный заказчик или пока не будет увеличен транзит по Севморпути, и не появятся новые участки работ. Как заявил в августе 2014 года генеральный директор Росатомфлота Вячеслав Рукша, «мы продлеваем срок службы ледокола „Советский Союз“, восстановим его к 2017 году».

Атомщики смеются над смыслом названий судов. "Россию" уничтожают, а "Советский союз" восстанавливают.

В свое время «Советский Союз» привез и выгрузил на лед Северного полюса автомобиль «Москвич-2141». Хотите - верьте, а хотите - нет, таким необычным шагом руководство АЗЛК хотело продвинуть свою продукцию на Запад. Хотя это чудо российского автопрома наотрез оказалось заводиться, на импровизированном аукционе его продали за 12 тысяч долларов владельцу сети автозаправок из США, а позднее благополучно доставили счастливому покупателю на родину. Таким образом, был установлен исторический максимум цены за «Москвич-2141».

6-10. Следующий ледокол "Ямал" находится в списке моих любимых судов. Это один из всех атомоходов, который на данный момент в полную силу работаем на Севморпути.

Ледокол был заложен в 1986 году, а спущен на воду в 1989 году. В 2000 году он совершил экспедицию к Северному полюсу для встречи третьего тысячелетия. «Ямал» - седьмой корабль, достигший Северного полюса. Всего же он совершил 46 рейсов к Северному полюсу.

Этот ледокол все помнят по отличающей его раскраске на баке (нос корабля) в виде зубов акулы. Вживую смотрится потрясающе! Стилизованное изображение на носу ледокола появилось в 1994 году как элемент оформления для детского круиза, затем оставлено по просьбе туристических компаний и со временем стало традиционным

Судно может колоть лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. Реверсирование двигателя (смена направления вращения от полных оборотов в одну сторону до полных в другую) занимает 11 секунд, при весе винта 50 тонн. Также атомоход имеет двойной корпус, изготовленный из стали АК-28. В месте столкновения со льдом внешний корпус имеет «ледовый пояс» пятиметровой высоты толщиной 46 мм, в других местах толщина внешнего корпуса около 30 мм. Корпус покрыт полумиллиметровым слоем специальной краски «Инерта-160» для уменьшения трения. Та еще махина!

С этим ледоколом связано несколько происшествий, о которых хочется рассказать:

23 декабря 1996 года на судне случился пожар, в результате которого погиб один член экипажа. Атомные реакторы не пострадали, огонь был потушен в течение 30 минут.
- 8 августа 2007 года 65-летняя туристка из Швейцарии по неосторожности упала за борт ледокола и погибла после удара о воду и винты.
- 16 марта 2009 года в Енисейском заливе Карского моря во время ледовой проводки произошло столкновение «Ямала» с танкером «Индига». В результате удара на главной палубе танкера образовалась трещина общей протяженностью 9,5 м с раскрытием до 8 мм. Танкер следовал в балласте, загрязнения окружающей среды не произошло. Далее танкер был сопровождён «Ямалом» для ремонта в Архангельск.

На тот момент, когда мы были в Мурманске, ледокол стоял в плавучем доке и проходил плановый ремонт.

1-13. "50 лет Победы".

На сегодняшний день это самый крупнейший в мире действующий ледокол. Он был заложен 4 октября 1989 года под именем «Урал» и спущен на воду 29 декабря 1993 года. Дальнейшее строительство было приостановлено из-за отсутствия средств. В 2003 году строительство было возобновлено, и уже 1 февраля 2007 года ледокол вышел в Финский залив на ходовые испытания, которые продлились две недели. Флаг был поднят 23 марта 2007 года, и 11 апреля ледокол пришёл в постоянный порт приписки Мурманск. 30 июля 2013 года ледокол достиг Северного полюса в сотый раз!

Расчётная максимальная толщина льда, которую должен преодолевать ледокол - 2,8 м.

«50 лет Победы» - это модифицированный проект 10520 «Арктика», имеющий множество отличий от своего предшественника. На судне применена ложкообразная форма носовой оконечности, впервые использованная при разработке в 1979 году канадского экспериментального ледокола «Кэнмар Кигорияк» и убедительно доказавшая свою эффективность при опытной эксплуатации. На ледоколе установлена цифровая система автоматического управления нового поколения. Модернизирован комплекс средств биологической защиты атомной энергетической установки, прошедший переосвидетельствование в соответствии с современными требованиями Ростехнадзора. На «50 лет Победы» создан экологический отсек, оснащённый новейшим оборудованием для сбора и утилизации всех продуктов жизнедеятельности судна.

14. Следующий ледокол, первый атомный, дедушка "Ленин"

Сейчас он находится в мурманске, стоит у причала и работает как полноценный музей. ОН был построен в 1959 году и сделал очень много полезного для Севморпути.

Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации.

Атомный ледокол «Ленин» - гладкопалубное судно с удлинённой средней надстройкой и двумя мачтами, в кормовой части размещена взлётно-посадочная площадка для вертолётов ледовой разведки. Ядерная паропроизводительная установка водо-водяного типа, расположенная в центральной части судна, вырабатывает пар для 4 главных турбогенераторов, питающих постоянным током 3 гребных электродвигателя, последние приводят в действие 3 гребных винта (2 бортовых и 1 средний) особо прочной конструкции. Имеются 2 автономные вспомогательные электростанции. Управление механизмами, устройствами и системами - дистанционное. Экипажу созданы хорошие бытовые условия для длительного арктического плавания.

Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске.

На атомном ледоколе «Ленин» произошли две аварии. Первая случилась в феврале 1965 года. Была частично повреждена активная зона реактора. Часть топлива была помещена на плавтехбазу «Лепсе». Остальное топливо было выгружено и помещено в контейнер. В 1967 году контейнер погрузили на понтон и затопили в заливе Цивольки, восточное побережье архипелага Новая Земля.
Вторая авария на ледоколе произошла в 1967 году. Была зафиксирована течь трубопроводов III контура реактора. Во время ликвидации протечки были нанесены серьёзные механические повреждения оборудованию реакторной установки. Было решено полностью заменить весь реакторный отсек. Часть топлива была помещена опять же на плавтехбазу «Лепсе». Реакторную установку отбуксировали к Новой Земле в залив Цивольки и затопили.

Благодаря этому ледоколу и этим авариям наши современные суда доработаны и безопасны, чтобы не случилось! Начиная с "Ленина" и заканчивая "50 лет Победы" можно увидеть огромнейший скачок в атомной энергетике и в атомном флоте соответственно.

Атомный ледокол «Ленин» стал и первым отечественным судном-музеем с ядерной энергетической установкой, который был ошвартован к причалу у морского вокзала города-героя Мурманска 5 мая 2009 года и за пять лет стал одной из наиболее посещаемых достопримечательностей Мурманска. За время стоянки атомоход посетило более 100 000 посетителей, здесь бывают официальные делегации и почетные гости г. Мурманска.

15. "Таймыр" и "Вайгач".

Эти атомные ледоколы отличаются уменьшенной осадкой и предназначены для проводки судов в устья сибирских рек.

Ледоколы были построен в Финляндии на судоверфи Wärtsilä («Вяртсиля Морская Техника») в Хельсинки по заказу Советского Союза. Однако оборудование (силовая установка и др.) на судне было установлено советское, использовалась сталь советского производства. Установка атомного оборудования производилась в Ленинграде, . Эта установка развивает мощность в 50 000 л. с. и позволяет ледоколам идти через лёд толщиной в два метра. При толщине льда в 1,77 метров скорость ледокола составляет 2 узла. Ледоколы могут действовать при температурах до −50 °C.

«Советский Союз»

Ледокол «Советский союз» (справа).

Флаг
Класс и тип судна атомный ледокол
Порт приписки Мурманск
Организация Российская Федерация
Оператор ФГУП «Атомфлот » госкорпорации «Росатом »
Изготовитель ОАО «Балтийский завод»
Спущен на воду 1986 год
Введён в эксплуатацию 1989 год
Выведен из состава флота 2010 год
Статус В отстое
Основные характеристики
Водоизмещение 22920 тонн
Длина 150 м
Ширина 30 м
Высота 17,2 м (высота борта)
Осадка 10-11 м
Двигатели ГЭУ
Мощность 75 тыс. л. с.
Движитель 3 винта фиксированного шага с 4 съёмными лопастями
Скорость хода макс. 20,8 узлов на воде
Автономность плавания 7 месяцев
Экипаж 100 человек

Ледоќол «Сов́етский Со́юз » - российский атомный ледокол класса «Арктика» , построенный на Балтийском заводе в Ленинграде . Спущен на воду 31 октября 1986 года, введён в эксплуатацию в 1989 году. Входит в состав и используется Мурманским пароходством .

Ледокол спроектирован таким образом, чтобы за короткое время его можно было дооборудовать в боевой корабль . Часть такого оборудования находится в законсервированном состоянии на борту, часть - на береговых складах . В частности, на баке перед рубкой установлена РЛС управления огнём съёмной артиллерийской установки МР-123.

В 1991, 1992, 1997 и 1998 годах «Советский Союз» служил для арктического туризма. Во время трансполярного круиза в период с 27 июля по 16 августа 1991 года с его борта было установлено на дрейфующий лед 5 автоматических метеорологических ледовых станций (№ 20, 21, 23, 18, 26) и один американский метеорологический буй № I.D.7058. Методы установки - переноска станций с борта ледокола на выбранную льдину или доставка станций к дрейфующей льдине вертолётом ледокола.

Во время трансполярного круиза в 1992 году под командованием капитана атомохода «Советский Союз» А. Г. Горшковского на стоянке в точке Северного Полюса 23 августа 1992 года на флагштоке судна были подняты Андреевский флаг и флаг города Санкт-Петербурга в честь русских мореплавателей и корабелов «Балтийского завода» города Санкт-Петербурга. Подъём флагов осуществил пассажирский помощник капитана Н. Н. Румянцев

В марте 2002 года во время стоянки ледокола у причала в Мурманске впервые в практике его энергетическая установка была использована для электроснабжения береговых объектов. При этом мощность установки достигала 50 мегаватт . Эксперимент прошёл успешно, но был признан нерентабельным.

В 2004 году он был одним из трёх ледоколов, участвовавших в исследованиях влияния глобального потепления в Арктике .

Срок службы ледокола установлен в 25 лет. В 2007-2008 годах Балтийский завод поставил для ледокола «Советский Союз» оборудование, которое позволяет продлить срок эксплуатации судна .

В настоящее время ледокол планируется к восстановлению, но только после того, как будет определён конкретный заказчик или пока не будет увеличен транзит по Севморпути, и не появятся новые участки работ. Как заявил в августе 2014 года генеральный директор Росатомфлота Вячеслав Рукша, «мы продлеваем срок службы ледокола „Советский Союз“, восстановим его к 2017 году».

Основные технические характеристики

  • Наибольшая длина 147,9 м.
  • Наибольшая ширина 29,9 м.
  • Высота борта 17,2 м.
  • Водоизмещение 21 120 тонн.
  • Тип главной установки : атомная турбоэлектрическая, два реактора мощностью до 55 мегаватт .
  • Максимальная скорость хода на чистой воде 20,8 узлов .

Ссылки

  • . Рыбные Ресурсы (01.11.2006). Проверено 10 июля 2010. .
  • . Полярная Почта Сегодня. Проверено 10 июля 2010. .
  • Хребет Альфа. (27 июля 2007). Проверено 10 июля 2010. .
  • Владимир БЛИНОВ. . Мурманский вестник (23.08.2008). Проверено 10 июля 2010. .

Примечания

Наполеон вступает в Москву после блестящей победы de la Moskowa; сомнения в победе не может быть, так как поле сражения остается за французами. Русские отступают и отдают столицу. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, – в руках Наполеона. Русское войско, вдвое слабейшее французского, в продолжение месяца не делает ни одной попытки нападения. Положение Наполеона самое блестящее. Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того, чтобы выговорить выгодный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее движение на Петербург, для того, чтобы даже, в случае неудачи, вернуться в Смоленск или в Вильну, или остаться в Москве, – для того, одним словом, чтобы удержать то блестящее положение, в котором находилось в то время французское войско, казалось бы, не нужно особенной гениальности. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показанию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого.
Он не только не сделал ничего этого, но, напротив, употребил свою власть на то, чтобы из всех представлявшихся ему путей деятельности выбрать то, что было глупее и пагубнее всего. Из всего, что мог сделать Наполеон: зимовать в Москве, идти на Петербург, идти на Нижний Новгород, идти назад, севернее или южнее, тем путем, которым пошел потом Кутузов, – ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы, подойти к Кутузову, не начать сражения, пойти вправо, дойти до Малого Ярославца, опять не испытав случайности пробиться, пойти не по той дороге, по которой пошел Кутузов, а пойти назад на Можайск и по разоренной Смоленской дороге, – глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия. Пускай самые искусные стратегики придумают, представив себе, что цель Наполеона состояла в том, чтобы погубить свою армию, придумают другой ряд действий, который бы с такой же несомненностью и независимостью от всего того, что бы ни предприняли русские войска, погубил бы так совершенно всю французскую армию, как то, что сделал Наполеон.
Гениальный Наполеон сделал это. Но сказать, что Наполеон погубил свою армию потому, что он хотел этого, или потому, что он был очень глуп, было бы точно так же несправедливо, как сказать, что Наполеон довел свои войска до Москвы потому, что он хотел этого, и потому, что он был очень умен и гениален.
В том и другом случае личная деятельность его, не имевшая больше силы, чем личная деятельность каждого солдата, только совпадала с теми законами, по которым совершалось явление.
Совершенно ложно (только потому, что последствия не оправдали деятельности Наполеона) представляют нам историки силы Наполеона ослабевшими в Москве. Он, точно так же, как и прежде, как и после, в 13 м году, употреблял все свое уменье и силы на то, чтобы сделать наилучшее для себя и своей армии. Деятельность Наполеона за это время не менее изумительна, чем в Египте, в Италии, в Австрии и в Пруссии. Мы не знаем верно о том, в какой степени была действительна гениальность Наполеона в Египте, где сорок веков смотрели на его величие, потому что эти все великие подвиги описаны нам только французами. Мы не можем верно судить о его гениальности в Австрии и Пруссии, так как сведения о его деятельности там должны черпать из французских и немецких источников; а непостижимая сдача в плен корпусов без сражений и крепостей без осады должна склонять немцев к признанию гениальности как к единственному объяснению той войны, которая велась в Германии. Но нам признавать его гениальность, чтобы скрыть свой стыд, слава богу, нет причины. Мы заплатили за то, чтоб иметь право просто и прямо смотреть на дело, и мы не уступим этого права.
Деятельность его в Москве так же изумительна и гениальна, как и везде. Приказания за приказаниями и планы за планами исходят из него со времени его вступления в Москву и до выхода из нее. Отсутствие жителей и депутации и самый пожар Москвы не смущают его. Он не упускает из виду ни блага своей армии, ни действий неприятеля, ни блага народов России, ни управления долами Парижа, ни дипломатических соображений о предстоящих условиях мира.

В военном отношении, тотчас по вступлении в Москву, Наполеон строго приказывает генералу Себастиани следить за движениями русской армии, рассылает корпуса по разным дорогам и Мюрату приказывает найти Кутузова. Потом он старательно распоряжается об укреплении Кремля; потом делает гениальный план будущей кампании по всей карте России. В отношении дипломатическом, Наполеон призывает к себе ограбленного и оборванного капитана Яковлева, не знающего, как выбраться из Москвы, подробно излагает ему всю свою политику и свое великодушие и, написав письмо к императору Александру, в котором он считает своим долгом сообщить своему другу и брату, что Растопчин дурно распорядился в Москве, он отправляет Яковлева в Петербург. Изложив так же подробно свои виды и великодушие перед Тутолминым, он и этого старичка отправляет в Петербург для переговоров.

Российский атомный ледокол "Советский Союз" не будет восстановлен и подлежит утилизации, хотя ранее планировалось продлить его ресурс и использовать в проектах по освоению Арктики или задействовать в интересах Вооруженных Сил РФ.

В марте 2002 года во время стоянки ледокола у причала в Мурманске впервые в практике его энергетическая установка была использована для электроснабжения береговых объектов. При этом мощность установки достигала 50 МВт. Эксперимент прошел успешно, но был признан нерентабельным. Снижение объемов работ в Арктике в свое время привело к тому, что "Советский Союз" остался без загрузки, был выведен из эксплуатации и стоял у причала. В 2014 году руководство "Росатома" приняло решение к 2018 году восстановить атомоход, чтобы обеспечить новые российские арктические проекты. Предполагалось, что после продления ресурса реакторной установки "Советский Союз" мог бы прослужить еще 20 лет.

Ранее сообщалось, что "Росатом" предлагал министерству обороны создать на ледоколе "Советский Союз" плавучий командный пункт для арктической группировки Вооруженных Сил РФ, но так как ледокол избыточен по мощности, его использование для нужд Вооруженных Сил признали экономически нецелесообразным, передает РИА Новости

Использованы фотографии: © РИА Новости / Сергей Субботин

Marafonec. Из комментов:

Per se.
Цитата: japs
На них наводит ужас и страх несусветный само название корабля.
Возможно, что и так. Как-то слабо верится, что причина в "отсутствии работы" из-за санкций, и, уж тем более, "ледокол избыточен по мощности", для нужд нашего ВМФ, из-за "экономической нецелесообразности"... Ну, плохиши жгут! Это при том, что возраст для корабля далеко не критичный, особенно, учитывая толстенный ледокольный корпус, и, особенно, учитывая сроки постройки новых кораблей, из которых только патрульные катера можно считать "скорострелами". Что мешает господам использовать особенность проекта "Арктика", позволяющая быстро переоборудовать ледокол в крейсер? Кто дирижёр то подобной симфонии глупости... Готовый танк Т-95 (объект 195), который прошёл Государственные испытания, рубят в 2010 году, так-как танк, как заявляли, слишком дорогой и сложный для срочников. Далее, конечно в целях экономии "изобретают" давно существующие в армии платформы, чтобы утилизировать все советские запасы танков и завалить армию новыми бегемотами-мастодонтами типа Т-15, "Курганец", "Бумеранг" (если и не при штучной сборке, так очень далёкой от темпов производства в советское время). Под проект платформы "Армата", на ОКРы и НИОКРы, по словам Владимира Путина, тратят 64 миллиарда рублей, почти пять лет после 2010 года, чтобы к параду Победы выкатить сырые "платформы", не прошедшие испытания, не принятые на вооружение, потратив ещё миллионы на показуху, вместо закупки для армии реальной техники. Всегда действует аксиома, что платформой становится только надёжная, проверенная временем и освоенная промышленностью техника, технологичная, относительно дешёвая. Буржуины назначают "платформой" танк, имеющий стоимость порядка 400 миллионов, и который тем более по сложности не для срочников. На базе такой "золотой рыбки" и хотят делать тотальное перевооружение, при тотальном уничтожении танковых запасов советского периода. Это при том, что та же САУ "Коалиция" прекрасно ставится на базу Т-90, как и множество другой техники вполне обойдётся без платформы от Т-14. Сам Т-14 лишают главного, ради чего в Советском Союзе начали делать объект 195, - 152 мм орудие, а при 125 мм пушке танк не имеет существенных преимуществ перед модернизированным Т-90. Воруют миллиарды, тратят охрененные средства на пиар-проекты, но переделать ледокол "Советский Союз" в боевой корабль, просто модернизировать, жаба задушила... Это сильно. Наверное, и впрямь одно название "Советский Союз" пугает, как ладан чёрта, а переименовать бояться перед народом.

3officer
Слишком мощный...поэтому нужно попилить на иголки belay да уж логика железная. 89 год постройки не предельный возраст для судна, тем более такого уникального.А признал то нерентабельным кто?? небось очередные "эффективные" менеджеры. Чтоб не получилось как бывало до этого- петух клюнет и опять аренда за бугром,потому что свое эффективно утилизировали или продали.Какой то сумасбродный ход а ля девяностые am

3officer Вчера, 16:45
...Установкой могли бы специалисты Росатома заняться это им по силам(по крайней мере не сложнее чем за бесплатно строить атомную в Турции) а по корпусу отработать это тоже не из области фантастики.
cariperpaint Сегодня, 02:35
все сложнее. по большому счету это атомный реактор вокруг которого построили ледокол. который работал в сложных ледовых условиях. двигался туда сюда. вибрации и прочее. все это разрушает его очень не хило так скажем. можно продлить его срок на 20-30 лет но это по цене практически как построить новый. если бы нашли ему дело то продлили бы но сами видите. жаль конечно но все говорят что это единственный выход. он же не первый такой. сибирь в прошлом году тоже на метал хотели резать. сроки вышли.

Цитата: cariperpaint-можно продлить его срок на 20-30 лет но это по цене практически как построить новый.

Пусть построят.Поставят к стенке рядом аналогичный проект,а уж потом ведут разговоры о утилизации и тому подобном.Пока построены полубуксиры-полуледоколы способные ходить в битом льде,но не как не полноценная замена.По примеру работ над Ту-160,закономерно оказалось что "пилить" гораздо проще чем собирать по крупицам утерянное производство.А вся эта эпопея со сломом ледокольного флота вообще напоминает как минимум лоббизм товарищей "раздельщиков-утиллизаторов" -ломать не строить.Сильный диссонанс, между заявленной новой волной освоения Арктики и одновременной могилизацией ледоколов.

MoJloT Вчера, 16:24
Продать, законсервировать, переоборудовать, музей открыть... НЕТ РАСПИЛИТЬ (Россия матушка)
PS А когда понадобится, тогда что?
Masya Masya
Усатый грузин Цитата: КАКОЙ ЕСТЬ
Туда ему и дорога.Покойся с миром...

матрасам слова не давали.
"Советский Союз" - российский атомный ледокол класса "Арктика". Был введен в эксплуатацию в 1989 году. Особенность этого атомохода в том, что он был спроектирован так, чтобы за короткое время его можно было дооборудовать в боевой крейсер.
Крейсер в Арктике лишний не помешал бы НАМ...

Bert
Цитата: seti
Ледокол достаточно свежей постройки. Жаль что так. Видимо затраты на ремонт и модернизацию настолько велики что гораздо проще построить новый и с нуля. Видимо ему на смену ледоколы типа ЛК-60Я (проект 22220).

Да нет его постигла та же участь что и станцию мир. Не нужна нам ни Арктика ни космос. Это Китай достраивается 2 ледокола подобного класса. Они Китаю нужны что бы ходить нашим северным морским путем. Белый дракон и второй запамятовал. А мы и так самые могучие. А когда то на северном полюсе были наши полярные станции и не от нечего делать. Было там что изучать. И денег на все хватало.

«Росатом» предложил Минобороны модернизировать атомный ледокол «Советский Союз», установив на него специальное оборудование военного характера. После этого корабль можно будет использовать в арктических водах в качестве подвижного командного пункта для недавно созданного Объединённого стратегического командования «Север». «Наша Версия» разбиралась, насколько реалистична эта затея и что может за ней стоять.

Как стало нам известно, Министерство обороны уже получило предложение «Атомфлота», однако реакция военного ведомства до сих пор неясна. Молчат и неофициальные источники. Всё это рождает две версии: либо в Минобороны пока ещё не определились, как реагировать на такое предложение, и не знают, что говорить, либо в недрах министерства действительно созрел какой-то план, однако он носит настолько секретный характер, что любая информация покрыта тайной.

На «Советском Союзе» есть место для пушки

«Советский Союз» является четвёртым кораблём в серии атомных ледоколов типа «Арктика» проекта 10520. Он был построен на Балтийском заводе и введён в эксплуатацию в 1989 году. Его водоизмещение составляет около 23 тыс. тонн, максимальная скорость хода – 20 узлов. Атомная паропроизводящая установка ОК-900А, разработанная в ОКБМ им. И.И. Африкантова, включает два водо-водяных энергетических реактора номинальной мощностью 171 мегаватт каждый, что позволяет кораблю автономно находиться в море семь месяцев.

Таким образом очевидно, что возможности у ледокола широкие. Вот только зачем они военным?

Тут нужно приоткрыть тайну: с самого начала ледоколы этого типа проектировались так, чтобы за короткое время их можно было переоборудовать в боевой корабль. Для этого на береговых складах хранится необходимое оборудование, а некоторые системы в законсервированном состоянии находятся прямо на борту. Так, в носовой части корабля перед рубкой установлена РЛС управления огнём съёмной артиллерийской установки МР-123.

Учитывая это обстоятельство, идея о переоборудовании ледокола в штабной корабль уже не кажется такой уж неожиданной. Она тем более представляется логичной на фоне заявлений об освоении Арктики и планах России по созданию военно-морского арктического флота. Потому хотя и возникает вопрос, насколько современным может считаться оборудование, выпущенное 30 лет назад, всё же стоит признать: идея переоборудования ледокола под штабной корабль может в принципе оказаться жизнеспособной.

На тебе, Шойгу, что нам негоже

Однако, как и в любом проекте, встаёт главный вопрос: а сколько будет стоить преображение гражданского ледокола в боевую единицу? И с чего это вдруг в «Росатоме» решили отказаться от корабля в пользу военных? Что за аттракцион неслыханной щедрости?

Тут стоит обратить внимание на судьбу «Советского Союза». После распада СССР ледоколам долго искали сферы применения, пробовали в различных качествах и «Советский Союз». С 1991 по 1997 год его использовали для арктического туризма, а заодно для выполнения исследовательских работ. Однако применение атомного ледокола в качестве повозки для туристов вряд ли являлось адекватным способом окупить затраты на его содержание. В марте 2002 года во время стоянки ледокола у причала в Мурманске его энергетическая установка была использована для электроснабжения береговых объектов. При этом мощность установки достигала 50 мегаватт.

С самого начала ледоколы этого типа проектировались таким образом, чтобы за короткое время их можно было переоборудовать в боевой корабль. Для этого на береговых складах хранится необходимое оборудование, а некоторые системы в законсервированном состоянии находятся прямо на борту.

В результате в 2010 году «Советский Союз» был выведен из состава флота. Сообщалось, что на нём запланированы работы по техническому восстановлению и модернизации. Спустя два года было объявлено, что выведение «Советского Союза» из технологического резерва завершится к 2014 году. Тогда затраты на загрузку топлива для двух реакторов этого атомохода и его ремонт оценивались в миллиард рублей.

Однако обещания «Росатома» так и не сбылись. Конечно, любопытно было бы узнать, сколько денег за эти годы корпорация списала на ремонт ледокола, но, увы, вряд ли это удастся. Вследствие чего возникает версия: похоже, что в ведомстве Сергея Кириенко просто решили перебросить на Министерство обороны свою застарелую проблему, доверив приводить в порядок «Советский Союз» военным. Ну а что – бюджет Минобороны с каждым годом растёт и под маркой необходимости оборонять Арктику передача ледокола будет выглядеть вполне себе патриотическим решением.

Но всё же рождаются сомнения: можно ли создавать командный пункт на столь гигантском слабозащищённом и медленном корабле? Ведь обнаружить и уничтожить такой объект будет невероятно легко, а потому потребуются значительные силы на его защиту. А если представить, что попадание в атомный ледокол ракеты может вызвать радиоактивное заражение большой территории, то идея «Росатома» покажется и вовсе нелепой.

Виктор Кравченко, начальник Главного штаба ВМФ (1998 – 2005 годы), адмирал:

– Флоту совершенно не нужно переоборудовать ледоколы в командные пункты, поскольку все большие корабли ВМФ России имеют возможность размещать их у себя на борту. Речь идёт не только о флагмане Северного флота тяжёлом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», но и кораблях первого ранга. Эти корабли оборудованы специальными средствами связи и оборудованием для управления флотом, а также средствами защиты. Зачем что-то ещё использовать, совершенно непонятно. Чтобы создать командный пункт из ледокола, понадобятся большие, совершенно неоправданные финансовые вложения. Тем более что ледокол «Советский Союз» использовался исключительно для гражданских целей, поэтому его придётся практически полностью модернизировать. Утверждения, что ледокол сможет проходить во льдах и оттого именно такой командный пункт нужен флоту на Севере, также не выдерживает никакой критики. Подобные варианты использования ледоколов не рассматривались даже при Советском Союзе. Во льдах ему просто нечем управлять. По всей видимости, в «Росатоме» нет денег и не знают, как использовать свой корабль, вот они и предлагают подобные авантюрные варианты.

Конкретно

Предложения креативного применения кораблей с ядерными силовыми установками появляются регулярно. Например, в 1997 году родилась идея по использованию атомоходов для обеспечения Северного завоза. Так был проведён уникальный эксперимент: подводная лодка Северного флота доставила грузы в вахтовый посёлок Харасавэй Ямало-Ненецкого автономного округа. Однако полностью выполнить поставленную задачу военные моряки не смогли: из-за мелководья лодка не могла подойти к берегу ближе, чем на 300 метров, поскольку возникла опасность попадания донного ила в систему охлаждения реактора. Поэтому мешки с мукой и сахаром выгрузили через погрузочный люк на лёд, после чего на оленьих упряжках товары доставили в посёлок.

В 2000 году Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» приступило к проработке вопроса о возможности переоборудования атомных подводных лодок проекта 941 «Акула» в подводные транспорты. Инициаторами проекта выступили Министерство обороны и ОАО «Норникель». Последний для поставки своей продукции с Таймырского полуострова на Большую землю был вынужден арендовать несколько ледоколов, поэтому идея возить грузы подо льдом выглядела весьма перспективной. Однако проект так и не был реализован, поскольку для переоборудования подлодок в транспорты их пришлось бы практически полностью перестраивать, кроме того, из-за мелководья часть пути подлодка должна была преодолевать в надводном положении, следуя за ледоколом.

Ещё одна идея использовать субмарины в народном хозяйстве возникла в 2011 году, когда Мин-обороны приняло решение списать все стратегические атомные подводные лодки проекта 941 «Акула». На северо-двинском предприятии «Севмаш» предложили переделать «Акул» в подводные танкеры-газовозы или морские грузовики. Однако от этой затеи отказались сразу же после составления сметы, которая оказалась астрономической. Впрочем, в 2014 году идея получила второе дыхание: вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что у технологии подлёдной добычи нефти и газа есть большое будущее, поэтому идею атомных подводных газовозов окончательно списывать со счетов не стоит.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!