Интересные выставки в школьной библиотеке. Книжная радуга

Центральная городская детская библиотека. Город Большой Камень Приморский край © 2008-2015

КНИЖНАЯ РАДУГА
ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НАШЕЙ БИБЛИОТЕКИ

Выставки литературы по творчеству писателей




Выставка-викторина "Лесные тайны Виталия Бианки"

Выставки литературы по разным темам

Выставка-идея "Встречаем Пасху"

На выставке представлена литература о празднике, художественные произведения пасхальной тематики, а также книги и журналы, предлагающие различные идеи к празднику. Выставка украшена игрушками, поделками, рисунками читателей, ставших участниками библиотечной пасхальной арт-студии

В библиотеке была организована акция "Я голосую за книгу", в ходе которой определились книги, самые любимые у наших читателей. По итогам акции были оформлены 2 выставки - на старшем и на младшем абонементах, на которых были представлены произведения, набравшие большее количество голосов юных книголюбов.

Выставка-акция "Золотая книжная полка нашей библиотеки

На выставке представлены русские народные сказки и сказочные произведения русских писателей. Кроме книг на выставке расположилось волшебное дерево с голыми ветвями, среди которых поселилась русалка. Ребятам было предложено украсить его разноцветными листочками в зависимости от их читательских предпочтений. Когда дерево полностью "распустится", мы узнаем, какие же сказки больше всего любят наши читатели.






Выставка-вопрос
"Знаешь ли ты символы России?"

Эта настольная выставка будет актуальна не только в дни государственных праздников России - День России, День государственного флага России, День народного единства, но и для постоянного экспонирования. Выставка украшена флагом РФ, плакатами с изображением президента нашей страны, герба РФ, текстом гимна РФ. Разделы выстаки оформлены в виде вопросов: "Кто автор гимна России?", "Почему флаг России трёхцветный?", "Почему на гербе России двуглавый орёл?". Выставку сопровождает компьютерная викторина "Гордо реет флаг России". (скачать викторину можно на странице "Игровая")


Книги на выставке представлены в трёх разделах: "Гостья из будущего" (об Алисе Селезнёвой), "Исторические лабиринты Булычёва" и "Герои Булычёва на экране" (книги, которые были экранизированы). Боковая часть стеллажа оформлена звёздами, на которых написаны загадки о планетах солнечной системы. Чтобы прочитать текст, увеличьте фотографию, она оставлена в большом разрешении.

Выставка-презентация "Встреча с Мурзилкой"

Выставка посвящена 90-летнему юбилею детского журнала "Мурзилка". При оформлении выставки выдержаны атрибуты дня рождения: праздничная корзина цветов, шары, серпантин, торт со свечами и юбилейной датой, тексты поздравлений (опубликованы на страницах разных номеров журнала). На одной из полок размещены портреты писателей и поэтов, писавших или пишущих в журнале, а также книга Пальмера Кокса "Приключения Мурзилки и его друзей", рассказывающая о жизни маленьких проказников эльфов, один из которых носит имя Мурзилка. Выставку дополняют посвящённые журналу детские рисунки и поделки, размещённые в фойе библиотеки.


КЛИКНИТЕ МЫШЬЮ ПО ЭСКИЗУ ФОТОГРАФИИ, ЧТОБЫ ПОСМОТРЕТЬ ИЗОБРАЖЕНИЕ В УВЕЛИЧЕННОМ ВИДЕ

На нашей выставке мы постарались представить с помощью книг, наглядных пособий, фото и иллюстраций те давние события, без которых не состоялась бы современность: это и материалы из энциклопедий для детей и юношества, исторические очерки о знаменитых русских генералах А. Брусилове, А. Самсонове, М. Алексееве, книги о «белых генералах» - А. Колчаке, Л. Корнилове, А. Деникине, которые сражались «за великую, единую и неделимую Россию» и до конца остались верны воинской присяге. Интересными и познавательными, на наш взгляд, являются иллюстрации и статьи об оружии и военной технике столетней давности, о форме, которую носили тогда солдаты и офицеры действующих армий разных стран, материалы о первых Георгиевских кавалерах. Выставка обращает внимание читателей к тому факту, что прославленные советские маршалы Г. Жуков, С. Будённый, К. Рокоссовский, Р. Малиновский так же были участниками той войны, будучи простыми солдатами или унтер-офицерами.

Настольная выставка-память
"1 августа - День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 г.г."


"Книжка с продолжением: писательские династии в детской литературе"

Книжная выставка «Дымок от сигареты…» оформлена к Международному дню отказа от курения и предназначена для читателей среднего и старшего школьного возраста. На ней представлена разнообразная литература, которая информирует подростков о пагубном влиянии курения на здоровье и о том, как бросить курить. Читателям предложены следующие книги: Ягодинский В. Н. «Школьнику о вреде никотина и алкоголя», Детская энциклопедия АИФ «Скажи жизни «ДА», Ленюшкин А. И. «Мальчику - подростку», Казьмин В. Д «Курение, мы и наше потомство», Детская энциклопедия «Здоровый образ жизни» и другие книги». Кроме книг на выставке размещены различные цитаты - выдержки из научных исследований о том, какие вредные вещества входят в состав табачного дыма, как они отравляют организм человека.

Выставка-цитата "Дымок от сигареты"


На выставке экспонируются книги авторов-членов одной семьи, книги, где действуют одни и те же литературные персонажи, а также книги-продолжения произведений других авторов. Выставка состоит из 3-х разделов. В разделе "Вся семья - писатели" представлены произведения Виктора и Ксении Драгунских, Николая и Игоря Носовых, Бориса и Галины Заходер, Татьяны и Галины Александровых, Натальи и Владимира Дуровых, Юрия Дружкова и Виталия Постникова.
В разделе разместились книги-пары: К. Коллоди - А. Н. Толстой, А. М. Волков - Л.Ф. Баум, В.И. Даль - А.Н. Островский, бр. Гримм - В. А. Жуковский - А.С. Пушкин. Раздел представлен книгами о жителях Волшебной Страны А.М. Волкова, Л. Владимирского и С. Сухинова; о Буратино и его друзьях авторов Е. Данько, А.Кумма и С.Рунге, А. Н. Толстого, Л.В. Владимирского, книгами о Незнайке Носовых, Б. Карлова и П. Кокса, серией книг о Карандаше и Самоделкине В. Постникова и Ю. Дружкова. Уважаемые коллеги! Эти книги мы нашли в фонде нашей библиотеки. Возможно, у вас есть и другие произведения. Выставка по содержанию получилась привлекательной.



Выставка "Под шапкой-невидимкой Николая Сладкова"

Выставка адресована читателям младшего школьного возраста. Состоит из заголовка и четырёх разделов. Раздел «Смелый писатель-фотоохотник» содержит информацию о Н. И. Сладкове - его жизни и творчестве, фотографии писателя. Кроме книг в данном разделе представлены наглядные материалы из пособия «Выставка в школьной библиотеке» (Приложение к журналу «Школьная библиотека»). В этом разделе размещён библиотечный плакат с информацией о датах жизни писателя. В разделе «Лесные тайнички» расположились многочисленные рассказы и сказки о зверушках и птицах, знакомящие читателей с богатым и таинственным миром лесов. Раздел украшают кленовые листочки с вопросами к произведениям. Литература, представленная в разделах «За пером синей птицы» и «Подводная газета», открывает читателю огромный мир Сладкова - путешественника. Здесь можно найти произведения писателя о его путешествиях в горах, в пустыне, в лесу, в подводном мире, а также книги, которые можно назвать экологическими энциклопедиями - «Белые тигры», «Миомбо», «Воробей в шляпе», «Подводная газета», «Земля солнечного огня», «Земля над облаками». В разделе «Подводная газета» выставлена цитата-информация «За книгу «Подводная газета» Николай Иванович Сладков был удостоен Государственной премии имени Н.К. Крупской». Выставку украшают лесные атрибуты - импровизированный скворечник с птичкой, бумажные и игрушечные лесные зверьки, птички, лукошко с грибами

Необычная выставка с очень красивым названием «Свидание со вкусом» оформлена ко Дню всех влюблённых и адресована читателям среднего и старшего школьного возраста. Выставка представлена в виде романтического салона для двоих, где всё говорит о любви. Идея этого салона такова, что, посетив его, человек как будто оказывается на свидании. Здесь он может встретиться с человеком, к которому проявляет симпатию, поговорить по душам за чашечкой чая и обязательно выбрать для себя одну из предложенных замечательных книг о любви. Оригинально оформление выставки: книга предсказаний о любви, розовые сердечки, россыпью расположившиеся на столе, свечи, милая коробочка с рубиновым сердечком, цветочки, бусы, перчатки и, конечно же, веер книг, - всё это говорит о романтическом настроении и теме праздника.

Стопка блинчиков, чайная пара в крупный горошек, скатерть в народном стиле, русский самовар... Всё так вкусно и притягательно! И всё говорит о приближающейся Масленице. А как подготовиться к празднику, читателям подскажут книги и журнальные статьи.




Выставка адресована читателям среднего и старшего школьного возраста. В разделе «Советуют читатели» размещены книги, которые были отобраны по результатам опроса подростков, читающих в нашей библиотеке. Среди полюбившихся ребятам книг энциклопедии по истории, приключения В. Сотника и Т. Крюковой, детективные истории Е. Вильмонт, А. Устиновой и А. Иванова. На полке среди книг стоит ящичек «Читатель советует прочитать», в который ребята могут опустить опросной листок со своими предложениями. В разделе «Предлагает Интернет» экспонируются книги, отмеченные литературными премиями, предложенные каталогом «Белые вороны», рекомендуемые книжными издательствами. С более полным списком читатели могут познакомиться в дайджестах «Интернет рекомендует» и «Десять лучших книг для детей и подростков». Раздел «Рекомендуют библиотекари» представлен книгами, которые предлагают своим читателям специалисты библиотеки. Среди них «Гордость и предубеждение» Д. Остен, «Поллианна» Э. Портер, «Тайна прошедших времён» И. Можейко, «Машина времени» Г. Уэллса и другие. Рекомендации библиотекарей обращают внимание читателей на интересные произведения, порой незаслуженно забытые.

Выставка-экспозиция «Нам лето дарит вдохновенье» - яркая и запоминающаяся. Все представленные на ней работы сделаны руками одного человека - юной читательницы библиотеки Шапоренко Анны. Она уже несколько лет занимается в кружке декоративно-прикладного творчества «Декор», создаёт чудесные работы из бумаги. На нашей выставке экспонируются сказочные персонажи, цветы, зверюшки и даже картины, выполненные в технике квиллинг. Выставка настолько привлекает внимание читателей, что им всё хочется потрогать, подержать в руках и, вероятно, понять, как создаётся такая красота. Кроме того, экспозицию сопровождает библиотечная литература, познакомившись с которой, ребята смогут создавать подобные произведения искусства, или хотя бы попытаться сделать это самим.



Свой профессиональный праздник все встречают по-разному. Однако каждому хочется, чтобы он прошел успешно и оставил только теплые воспоминания. Библиотекари нашей системы в этом году, Годе культуры, приняли активное участие в конкурсе книжных выставок о библиотекаре и библиотеке «Лучшая книжная выставка к Всероссийскому дню библиотек».

Предлагаем Вашему вниманию плеяду этих замечательных творений, возможно, они очередной раз вызовут гордость за наш библиотечный труд, просмотр их доставит приятные минуты, а возможно часть идей получит дальнейшее воплощение в Вашей деятельности.

Книги заставляют остановиться около них, зажмуриться от удовольствия, как вы жмуритесь, глядя на солнце, чтобы снова взглянуть уже открытыми глазами.

К.А.Федин


Итак, знакомьтесь:


Не секрет, что многие выставки были названы "Библиотека - мудрый дом души" , но согласитесь, как они индивидуальны, не смотря на общий заголовок!
Заведующая Ильменской библиотекой №7 МБУК «ЦБС» (0,5 ставки)

Разделы выставки:
Ильменской - 2 библиотеке - 40 лет
Лучшие друзья библиотеки
И книгу открываю, как дверь в большую жизнь

История лучших мероприятий


А.де Монзи
фр. министр



Коллектив Большовской библиотеки №33 МЬУК "ЦБС" (1,5 ставки) к 80- летию основания своей библиотеки в 3-х разделах

1. Если жива библиотека – деревня тоже будет жить!


2.Мудрых книг хранитель вечный.

3.Библиотека и читатель: лицом к лицу.

Список литературы к выставке:

Блинова,А.Приключения Оли Ирискиной в книжном государстве:Сценарий тетрализованной игровой программы/А.Блинова//Чем развлечь гостей.-2011.-№12.-с.26-30.

Буянова, Е.Е.Посвящение: стихи о Большовской библиотеке/Е.Е.Буянова//Библио-тека-аптека для души: Альбом.-2009.-с.1-2.

За продвижение в колхозы и МТС книг о передовом опыте в сельском хозяйстве: из опыта Большовской сельской библиотеки Михайловского района.-Волгоград:

Волгоградская правда,1965.-35с.

Китов Д.В.Вместе с колхозом: из опыта Большовской сельской библиотеки.-М:Книга,1961.-50с.

Крамов В.В.Твой шартский собор:подростку о выборе профессий/ В.В.Крамов.-М: Просвещение,1979.-205с.

Сидорова С.И.Большовская сельская библиотека//По доброте душевной: Очерки,стихи,рассказы.-Михайловка,2008.-с.226-228.

Уракова О.Мы поэты сами,сочиняйте с нами,или Добро пожаловать в Рифмо-град!:игра-путешествие по библиотеке/О.Уракова//Сценарии и репертуар.-2009.-

№13.-с.40-54.


Оценка эффективности книжной выставки:Временной период работы выставки - 1 месяц.За это время более пятидесяти посетителей было у нашей выставки: 14 раз была выдана книга «Вместе с колхозом» бывшего библиотекаря Д.В.Китова(из опыта работы в 60-е годы).Её прочитали атаман нашего хутора О.Л.Макарихин (там материал о его предках),вдова участника Сталинградской битвы -Чувилова А.Е., хуторянки- Маркова Н.Е., Пряникова В.И., Трубицына А.Т.,Белякова Т.А. и многие другие - они все прочитав её попали в свою юность…и.т.д. Многие посетители разного возраста рассматривали альбомы - «Массовая работа Большовской библиотеки. наше время». Некоторые девочки подросткового возраста интересовались книгами о профессии библиотекаря.

Выводы и перспективы дальнейшего использования материалов выставки:

Материалы выставки не утратят свою актуальность и в дальнейшем - это и история основания нашей библиотеки, работа нашего «очага культуры» в различные периоды его существования, и наконец, жизнь населения хутора на протяжении многих лет.

Вывод: БИБЛИОТЕКИ ЖИЛИ, ЖИВУТ И БУДУТ ЖИТЬ!

Катасоновская библиотека № 35 М БУК"ЦБС"(ставка) Каталог выставки

Название выставки «Аптека для души»



Структура книжной выставки:

-Разделы «Лекарства на любой вкус»

" Лекарство от скуки - творчество"

"Витаминки – веселинки» (весёлые книги для детей) "Благодарность исцелённых пациентов"

- Цитаты


«А библиотека лучше всякой аптеки

От душевных невзгод исцелит.

От хандры и разлуки.

Почитал - ничего не болит»

Ю.А. Орлова

«Какое блаженство в постели лежать

Сто раз прочитаешь знакомую прозу,

И всё тебе ново – спасибо склерозу»


- Иллюстративный материал Презентация «Книга- лекарь»

Изображения лекарственных бутылочек с наклейками: Капли «Антигрустиновые», Микстура от хандры, «Любовный отвар», Настойка «Адреналиновая», «Бальзам для душевных ран». Книги держат в «руках» эти бутылочки.

- фигурки Незнайки и Зайчика на детской полке

Список используемой литературы к выставке:

1. Балашова М. Я. Вязание: секреты волшебных узоров / М. Я. Балашова.- Минск: Харвест, 2010. - 255 с.: ил.

2. Вязание, кройка и шитьё /авт. - сост. В. Надеждина.- Минск: Харвест, 2009. - 479 с. - (Полный справочник).

Филотаймисты – хранители времени

Любой человек ежедневно пользуется календарями. Мы свыклись с его существованием, что не задумываемся о том, какой долгий путь развития прошел современный карманный календарь – объект мечты коллекционера и в то же время привычный и необходимый предмет в любом офисе или доме.

История появления первых русских календарей связана с удивительным человеком – Яковом Брюсом. Яков Брюс – один из первых потешных Петра I, артиллерист, математик, астроном, выдающийся военный деятель. Под его наблюдением издатель В. Киприянов в 1709 году выпустил первый в России печатный календарь. Постепенно в России был налажен ежегодный выпуск календарей.

Удивительно, но история маленького календарика оказалась тесно связана с историей большой страны. На протяжении сотен лет быт, нравы, заботы, интересы людей, словно в маленьком волшебном зеркальце, отразились в обычном карманном календаре.

«Хранители времени», или филотаймисты – так называют коллекционеров карманных календарей.

В читальном зале иностранной литературы оформлена необычная выставка – коллекция календарей Ирины Андриевских (Поршневой), выпускницы юридического факультета ЧелГУ.

Наша выставка уникальна и интересна. Вы познакомитесь с разнообразием карманных календарей второй половины XX века.

Раритетом являются самые ранние из коллекции календари 1967 и 1974 года:

  • карманный календарь к 50-летию Октября из аллюминия. На нем изображен памятник «Орленку» на Алом поле г.Челябинск, 1967 г.
  • Ленинградская графика – «Летний дворец Петра I» – 1974 г.

В 60-е-70-е годы среди разных выпусков резко выделяются техникой исполнения и, главное, вкусом, карманные календари с видами Ленинграда. Для этих выпусков были использованы графические рисунки известных художников, таких как Остроумова-Лебедева, Бучина. На нашей выставке вы можете увидеть один из календарей «Ленинградской графики» – «Летний дворец Петра I» – 1974 года, художник Дмитрий Бучин.

Для удобства восприятия материала мы разделили календари на следующие тематические группы: «Набор «На 25 лет», «Автомобили», «Реклама периодических изданий СССР», «Цирк», «Кошечки», «Стерео и переливные календари».

Хочется обратить внимание на календарики из набора «На 25 лет». Календари издавались в Ленинграде. Интересна была его оборотная сторона, представляющая собой диск, по которому рассчитывается число и день на любой год на 25 лет. Календари многократно допечатывались: последняя допечатка была в 1988 году. Тиражи колебались от 25000 до 1000000 экземпляров в зависимости от года и изображения. Но одно оставалось неизменным – художник Дмитрий Бучин. Это очень известный ленинградский живописец и график.

На выставке представлены следующие календари из этого набора:

  • Ленинград – «Летний дворец Петра I» – 1974 год.
  • Советская автомобильная иллюстрация – «Паккард» – 1984 год.
  • Цирк – «Никулин, Попов, Карандаш, Тюлень, Наездница» – 1985 год.

Еще одна подборка заслуживает особого внимания – это стерео и переливные календари. В нашей стране эти удивительные календарики с объемным рисунком появились в середине 1970-х годов. На них можно увидеть стереоскопические (объемные) или вариоскопические (меняющиеся в зависимости от угла зрения) рисунки. Сейчас такие календари практически не выпускаются.

На выставке вы найдете материал об истории карманных календарей в России. Можете полюбоваться ёлочкой, украшенной календариками-гороскопами.

Желаем Вам приятного просмотра! Спасибо за проявленный интерес!

Выставка размещена в читальном зале иностранной литературы (1 корпус, ауд. 211)

Рассказ о коллекции календарей Ирины Андриевских на сайте «Хорошие новости».

ВЫСТАВКА В БИБЛИОТЕКЕ. ГЛОССАРИЙ

Уважаемые коллеги!

"Выставка представляет собой общественное, культурное, научное

событие для читателей и одновременно профессиональный праздник

библиотекарей, поэтому она – явление уникальное, экстраординарное, разовое"

О. П. Зыков

Предлагаю вашему вниманию интересный материал по выставкам, который может пригодиться в работе. Он преподносится в форме глоссария. Что такое глоссарий?

Слово «глоссарий» произошло от латинского словосочетания "glossarium", что означает собрание глосса, а само слово «глосса» переводится как «непонятное или иноязычное слово». В современном языке глоссарий имеет практически идентичный смысл, а именно: словарь специализированных терминов с толкованием, с комментариями и примерами, посвященных определенной области знаний . Иногда подобные словари оснащены переводом терминов на другой язык.

Методы создания и составления глоссариев называются лексикографией и относятся к лингвистической дисциплине. Самый первый глоссарий , который известен истории на сегодняшний день, относится к 25 веку до н.э. и представлен религиозно-литературными текстами позднешумерского периода. До середины пятнадцатого века (эпохи, когда было изобретено книгопечатание) списки иностранных и малоизвестных слов составлялись хорошо образованными людьми, как правило, монахами. Такие слова чаще всего встречались в сочинениях и манускриптах, написанных на латинском и греческом языках. Стоило переписчику или ученому, работавшему с текстом, определить значение неизвестного слова, то он писал пояснение к нему либо между строк, либо на полях. Примеров глоссариев очень много. Например, в Англии был создан глоссарий к произведениям Гомера. В Индии был написан глоссарий к Ведам, а в средние века - к сочинениям Папия и Исидора.

Предлагаемый глоссарий посвящен выставке в библиотеке.

Выставка библиотечная — это информационный продукт, созданный для определенной группы пользователей и поданный в особой демонстрационной форме.

Основная форма наглядного представления литературы – комплекс специально отобранных и систематизированных произведений печати, предлагаемых читателям для обозрения и ознакомления с ними.

Публичная демонстрация книжных фондов, способствующая наиболее полному раскрытию содержания этих фондов.

Выставка-вернисаж (мини-галерея) — экспозиция, предполагающая демонстрацию картин, репродукций, прикладного творчества, детских рисунков и т.д. Включает материалы об авторах, направлениях и видах искусства. Оформляется с учетом колорита той эпохи, которой посвящена выставка.

Выставка-викторина — нетрадиционная выставка, основу ее составляет блок книг, с помощью которых можно ответить на вопросы викторины. Информацию с вопросами размещают на самой выставке, раздают на листочках.

Выставка виртуальная — новая форма выставки и способ обмена информацией в виртуальном пространстве библиотеки, созданная согласно общим правилам подготовки экспозиций с использованием телекоммуникационных и компьютерных технологий.

Выставка «вопрос-ответ» — разновидность выставки-диалога, своего рода заочное выполнение конкретных запросов читателей, с дальнейшим оформлением выставки с соответствующей литературой и библиографическим списком по теме.

Выставка-гербарий — разновидность выставок нового поколения, предполагает наличие собственно гербария и различных изданий о представленных растениях. Например: «Лекарственные растения», «Между страниц любимых книг».

Выставка-диалог — нетрадиционная выставка, основанная на вопросах юных пользователей, заданных на различные темы в письменной форме и опущенных в специальный ящик. Специалисты объединяют вопросы по определенным тематическим блокам, из которых формируются разделы выставки и названиями которых станут вопросы читателей.

Выставка-диспут (-дискуссия, -полемика) – интерактивная выставка, способ отражения актуальных печатных материалов, выражающих различные точки зрения на спорные вопросы. Посетителям предлагается выразить свое мнение, в том числе и в формате обсуждения по итогам выставки.

Выставка-досье — интерактивная выставка нового поколения, разновидность персональной выставки, наделенной новыми свойствами и создающаяся при активном участии читателей. Чаще всего, это читательская автобиография («Литературное досье читателя», «Из читательского формуляра»), отраженная на экспозиции в прочитанных книгах, цитатах, отзывах, ответах на вопросы анкеты, советах и рекомендациях. Желательно на выставке организовать встречу с автором, с его рассказом о прочитанных книгах и возможностью ответить на вопросы заинтересованных лиц. Такую выставку еще называют «выставка-бенефис читателя».

Выставка жанровая — выставка, призванная раскрывать содержание фонда художественной литературы или литературы по искусству по видам и жанрам.

Выставка живая — нетрадиционная выставка, сочетающая в себе текстовой ряд, иллюстративные материалы, а также живых существ, будь то рыбки, хомячки и другие представители живого уголка. В перспективе возможен и такой вариант «живой выставки», состоящий из «живых книг», как экспозиция из интересных людей по примеру «живой книги» и «живой библиотеки». Цели таких выставок схожи — познакомить со всем многообразием природы, миром живых существ, в том числе, со сложным и уникальным миром человека.

Выставка-загадка — интерактивная выставка, включающая такой элемент игры, как наличие загадки, которую предлагается разгадать, ознакомившись предварительно с материалами экспозиции.

Выставка-игра — интерактивная выставка, включающая элементы игры, будь то театрализованное представление героев книг, разгадывание загадок о литературных персонажах, ситуационные игры. На выставку помещают книги, игрушки, поделки, связанные общей темой. Цель выставки — привлечение к чтению детей.

Выставка-импульс , как разновидность социетальных (относящийся к обществу, рассматриваемому как единое целое), посвящена острым проблемам, внезапным общественным темам, идеям, желанию привлечь к ним особое внимание, побудить к действию. Оформляется в плакатной технологии — броско и эмоционально.

Выставка-инсталляция — это взгляд на выставочную экспозицию как произведение искусства. Выставка в этом контексте рассматривается как пространственная композиция, построенная на неординарном сочетании книг, обыденных вещей, рождающих новые образы и смыслы. При этом экспозиции придается объемность, трёхмерность, своеобразный формат 3D, внутри которого находится посетитель.

Выставка интерактивная — выставка нового поколения, главным свойством которой является интерактивность — наличие диалога между всеми участниками выставочных процессов, взаимный обмен информацией. Как правило, применяется в детской аудитории в образовательных целях. Включает игровые элементы, обмен мнениями, совместное творчество.

Выставка-исследование — интерактивная выставка, представляющая результаты исследования читательских интересов. Читателям предлагается составить свою «Золотую полку» лучших книг или «вырастить дерево», на листочках которого указываются любимые книги. Цель подобных выставок — побудить к размышлению, поиску, совместному творчеству.

Выставка к знаменательным и памятным датам — тематическая экспозиция к «красным» дням календаря, цель которой напомнить о событии, представить информацию о его истории, традициях, создать определенный настрой на праздник.

Выполнить творческие задания — нарисовать иллюстрацию к книге, изготовить поделку, самодельную книгу

Подготовить экспозицию творческих работ, подвести итоги, наградить участников и победителей.

Выставка концептуальная по содержательному признаку является тематической. Концептуальная выставка — это искусство воплощения идеи в пространстве экспозиции из разрозненных элементов в единый гипертекст, что позволяет знакомиться с информацией в любой последовательности. Экспозицию можно создать в галерее, в холле, на лестничной площадке или «на местности». Картины, иллюстрации, тексты (книги, их фрагменты, цитаты), предметы и экспонаты, перформанс (представление), инсталляция — основные формы реализации идей концептуализма в выставочном формате.

Выставка краеведческая (историко-краеведческая) — разновидность тематических выставок, призванных раскрывать содержание фонда краеведческой литературы. Центральное место в экспозиции принадлежит краеведческим изданиям. В то же время они содержат материалы и атрибутику музеев и организаций, образцы литературного краеведения, воспоминания старожилов, предметы старины, фотографии, отражающие местную экзотику и историю края. Предполагает проведение экскурсий по экспозиции. Может стать частью экскурсионного маршрута.

Выставка-кроссворд (выставка-чайнворд) — выставка нового поколения в помощь образовательному процессу. Главный элемент — кроссворд (чайнворд). Вокруг него размещается литература с ответами и размноженные листочки с кроссвордами, которые можно заполнить дома.

Выставка локальная — это экспозиция, размещенная в локальном пространстве отдела или подраздела фонда, призванная раскрывать фонды по отраслям или ограниченная узкой темой. Носит информационный или рекомендательный характер.

Выставка мемориальная — разновидность тематических. Выставка, посвященная жизни и деятельности лица, имя которого носит библиотека. Оформляется как музейная экспозиция.

Выставка музейная — разновидность тематических, основным элементом которой является экспонат — будь то документ, предмет, фотоматериал, тогда как библиотечная экспозиция строится вокруг книги как главного атрибута выставки.

Выставка-настроение — выставка нового поколения, по содержательному признаку является тематической. Ее смысл в создании особой атмосферы, особого настроения. Поэтому она чаще всего является частью программы мероприятий, хотя может быть организована как отдельное самостоятельное мероприятие или как цикл выставок. Выставка-настроение — это отвержение Текста. Единственно допустимый текст на ней — название. Главным в ней является изобразительный ряд, который должен быть точным, выразительным и производить глубокое эмоциональное впечатление. Дополняют выставку предметы атрибутивного ряда и музыкальное сопровождение. Книги в ней могут не носить самостоятельного значения, становясь элементом иллюстративного или атрибутивного рядов.

Выставка незаслуженно забытых книг — одна из разновидностей тематической, целью которой является напоминание и продвижение лучших образцов литературы, способствующих взаимопониманию поколений и сохранению преемственности.

Выставка нетрадиционная — выставка нового поколения, содержащая новые, нетривиальные подходы к концепции выставки, ее содержанию и оформлению. Отличительными свойствами ее являются интерактивность (открытый диалог между всеми участниками выставочных процессов), оригинальная трактовка темы, смелые оформительские решения, способствующие усилению зрелищности.

Выставка одной книги, одного журнала, одной газеты или одной публикации — экспозиция, тематическая по содержанию, построенная по общей методике с целью заинтересовать пользователя определенным документом. Разнообразный материал привлекает внимание, раскрывает смысл документа, его значимость, побуждает к чтению.


Выставка персональная — разновидность тематических, связанных с жизнью и деятельностью определенной личности (персоны): видных деятелей культуры, политиков и поэтов, местных знаменитостей, проявивших себя в творчестве или работе. Материалы выставки посвящены конкретному человеку, рассказывают о его жизни и деятельности, включают его произведения и труды.

Выставка-портрет – то же, что и выставка персональная.

Выставка-предостережение — интерактивная выставка, социетальная по содержанию, по конструкционному признаку — стендовая. Призвана отвечать на острые вопросы современности с учетом мнения пользователей, выражающих свое отношение подписями на чистых листах стенда.

Выставка-провокация — интерактивная выставка, включающая такой элемент игры, как сознательные ошибки. Читателям предлагается найти эти ошибки и несоответствия теме в деталях выставки и сообщить о них организаторам.

Выставка-просмотр — это экспозиция, отражающая всю полноту изданий, имеющихся в библиотеке и отобранных по определенным критериям. По содержанию могут быть универсальными (выставки-просмотры новых поступлений), отраслевыми (в помощь профессиональному чтению), тематическими.

Выставка-развал (книжный развал, тематический развал) — разновидность выставки-просмотра, бессистемная (стихийная) экспозиция как способ косвенной рекомендации и средство вступить в диалог читателя с библиотекарем или другим читателем. Развал включает основной массив книг, сданных накануне другими читателями, а также издания, «подложенные» в качестве приманки самим библиотекарем.

Выставка-размышление — разновидность интерактивной выставки, тематической по содержанию, включающей в текстовой ряд размышления читателей по предложенному поводу. Размещение листков с размышлениями может происходить в процессе работы выставки по мере их сбора. Цель — обмен мнениями и косвенное продвижение литературы.

Выставка-ситуация — разновидность выставок нового поколения, отличительной чертой которой является возможность создать экспозицию самими читателями в зависимости от предложенной ситуации: «Эту книгу я возьму с собой на необитаемый остров», «Эту книгу я возьму в космическое путешествие» и т.д.

Выставка-словарь — разновидность выставок нового поколения в помощь образованию в целях объяснения новых терминов и определений. Организуется для школьников или студентов. Текстовой ряд составляют словари (энциклопедии, справочники) по теме и фактографическая информация, разъясняющая наиболее трудные понятия.

Выставка-совет, -рекомендация — разновидность выставок нового поколения. Книги подбираются по определенной теме, проблеме: «Как стать богатым и счастливым», «Как быстро выучить английский язык» и т.д. В текстовой ряд включаются фактографическая информация и рекомендательные списки литературы.

Выставка социетальная — тематическая выставка, посвященная социальной проблематике: вопросам политики, экологии, наркомании, преступности, белым пятнам истории и т.д.

Выставка-стенд — разновидность стендовой выставки, ограниченная тематикой определенного мероприятия: Дня открытых дверей, Дня информации, образовательных семинаров, конференций, круглых столов.

Выставка-сюрприз — нетрадиционная (нестандартная) выставка, разновидность выставки-инсталляции, оригинальная по исполнению, с необычной компоновкой экспозиционных элементов — на опрокинутом стеллаже, с инсталляцией из книг в виде домика или винтовой лестницы, с горкой из старых компьютеров, с необычными предметными аксессуарами. Цель такой выставки — привлечь к чтению через удивление и игру.

Выставка тематическая — выставка, посвященная актуальным вопросам, связанным с общественными запросами в области политики, экономики, науки, техники, культуры и искусства. Цель – представить наиболее ценную литературу по определенной теме. Тематические выставки готовятся как отдельные экспозиции, циклами или как часть мероприятия. К ним относятся также выставки нового поколения: выставки-вопросы, -кроссворды, -словари, -советы, -факты, -дискуссии, концептуальные выставки и т.д.

Выставка-тест — разновидность выставок нового поколения, рассчитанная на подростков и молодежь, включает тесты и соответствующую теме литературу, где можно найти советы и рекомендации по результатам тестирования.

Выставка традиционная — выставка, основным элементом которой является книга, а главной целью — раскрытие содержания библиотечного фонда в различных аспектах. Чаще всего, это тематические и жанровые экспозиции, выставки-просмотры.

В ыставка – один из основных методов наглядной пропаганды литературы, предоставляющей читателям возможность получения дополнительных знаний, формирования и расширения интереса к представленной теме.

Наша задача – сделать выставку яркой, интересной, нестандартной. Выставки должны не только привлекать внимание к представленным изданиям, но и активизировать познавательную деятельность читателей, вызывать всплеск эмоций и побуждать читателя взять книгу. На выставки библиотекари, помимо книг, периодики, помещают всевозможный иллюстративный материал, аксессуары, содержательно связанные с проблематикой и дополняющие её в качестве фона.

Используются различные шрифты для заголовка, разделов и цитат, натуральные предметы, макеты, модели, бутафория. Аксессуары можно подразделить на: знаковые – цитаты, аннотации, текстовые рубрики, заголовки разделов; художественные – картины и репродукции картин, коллажи, иллюстрации, фотографии, плакаты; предметные – предметы и вещи, помогающие создать образ человека или эпохи (веер, бинокль, свеча, солдатский котелок, воздушный шарик, игрушки, макеты, муляжи и др.); декоративные – цветы, драпировки, вышитые полотенца, природный материал (шишки, ракушки, камни, причудливые корни, ветки) и поделки из него; конструкционные – различные средства оргтехники, канцелярские принадлежности (подставки из дерева, металла, папки, коробки, зажимы, прищепки, закладки и т. п.).


Однако, какой бы не была книжная выставка, не стоит забывать, что в центре внимания всё же должна оставаться книга, а вся атрибутика является лишь её дополнением. Главная задача выставки - представить книги и другие виды документов. Хорошее оформление, различные материалы и аксессуары – это не цель, а лишь средство, помогающее решить поставленную задачу. Поэтому они должны не заслонить книгу, а наоборот, привлечь к ней внимание.

Существует определенный порядок разработки и оформления книжной выставки, состоящий из следующих этапов:

1. ВЫБОР ТЕМЫ.

Тема должна быть актуальной, тщательно продуманной и интересной читателям. Если мы оформляем выставку для сопровождения массового мероприятия, она должна чётко соответствовать теме мероприятия и дополнять его.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕВОГО И ЧИТАТЕЛЬСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Выставка должна иметь четкий читательский адрес, для кого вы оформляете выставку: для детей младшего или старшего возраста, либо для родителей или руководителей детским чтением. Книжные выставки для детской аудитории отличаются от выставок, создаваемых для взрослых. Они обязательно должны быть яркими, бросающимися в глаза, чему помогут: яркие издания, игрушки, поделки из бумаги и природного материала. Выстваки для детей могут содержать элементы игры (ребусы, загадки, кроссворды). Библиотекарь должен тщательно подобрать книги с иллюстрациями, красочными обложками и разместить их на уровне детских глаз, так, чтобы любую можно было взять с полки свободно, а не просить об этом библиотекаря. Возле выставки для детей обязательно создаётся свободное пространство, где они могут не только полистать выбранную книгу, но и принять участие в игре, выполнить задания, если выставка их предусматривает..

3. ВЫЯВЛЕНИЕ И ОТБОР ДОКУМЕНТОВ.

С помощью справочно-библиографического аппарата библиотеки: каталогов, картотек, используя методические рекомендации, пособия, библиографические указатели выявить все источники – книги, статьи из периодики, иллюстрации, фотодокументы, какие имеются в библиотеке по данной теме. Затем ознакомится с ними и отобрать те, которые соответствуют цели и читательскому адресу. Предпочтение отдается документам, содержащим новую информацию и имеющие привлекательный внешний вид.

4. РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ ВЫСТАВКИ.

Сколько разделов? Всегда ли нужна цитата, обращение к читателю, сколько книг должно быть на выставке? Все ответы на эти вопросы зависят от объема и количества фонда, от того, где будет расположена выставка, размера выставочного стеллажа. И очень важно соблюсти чувство меры, выставка не должна быть перегруженной, заваленной. Каждый документ должен быть хорошо обозрим. С разработкой структуры выставки тесно связан другой вопрос – какая это будет выставка – выставка-викторина, выставка одной книги, выставка-экспозиция и т.д.

(картинки кликабельны, увеличить, смотреть)

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАГОЛОВКА, НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛОВ, ПОДБОР ЦИТАТ, ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ПРЕДМЕТОВ.

После того как вы определились со структурой выставки, переходим к выбору заголовка выставки, определению названий разделов, подбору цитат, иллюстраций, предметов. Название обязательно должно привлекать внимание, быть броским, и информационно емким, точно передавать суть. Оно должно быть достаточно коротким, не более 4-5 слов, часто в качестве названия используют афоризмы, крылатые фразы, пословицы, строчки из стихов, песен. Название разделов должно поэтапно раскрывать тему выставки и дополнять заголовок. Для оформления выставки можно использовать самые разнообразные предметы и аксессуары: портреты, иллюстрации, плакаты, репродукции картин, фотографии, декоративные элементы, природный материал, рисунки, поделки, отзывы на книги, мини сочинения, эссе, различные вещи, предметы, помогающие воссоздать образ эпохи или человека. Опять же, выбор аксессуаров зависит от формы и вида выставки. Также, с приходом в нашу жизнь Интернета, при оформлении выставок часто используют информацию, взятую с каких-либо сайтов. Такая информация должна быть проверена (исключение «жареных фактов»), тщательно скомпонована («прыжки» с одного на другое) и обязательно сопровождаться ссылкой на сайт, с которого скопирована информация.

6. ОФОРМЛЕНИЕ КНИЖНОЙ ВЫСТАВКИ.

Хорошо продуманная и разработанная выставка часто не пользуется спросом у читателей, если она плохо оформлена. Первое требование – это композиционная целостность, которая достигается с помощью различных средств. Например, выделяют один или несколько визуальных центров, вокруг которых разворачивается основное действие. В других случаях используют «крупный план» и «глубинную экспозицию», которые создают эффект объемности. Композиция выставки может строиться на симметрии или, наоборот, асимметрии, на контрасте цвета, но при этом нельзя забывать о соразмерности представленных на ней книг, иллюстраций. Все они должны производить впечатление единого ансамбля. Его создают не перегружая предметами и расставляя эмоциональные акценты, например, с помощью подсветки, вазы, цветка. Чтобы правильно распределить, где что будет размещено на выставке, составляется её макет. В схематической форме на бумаге вы должны представить где у вас будет размещён заголовок, на каких полках разделы, цитаты и другая информация. На каких полках будет представлена книжная продукция, а на каких периодические издания и т.д. Макет поможет сэкономить время, когда вы будете оформлять выставку и размещать на ней документы.

Использование меморий. Подлинные вещи или замещающие их предметы - макеты, модели - обеспечивают глубокое восприятие созданного образа. Вещи на выставке должны быть содержательно и эстетически близки между собой, а также с книгами и иллюстрациями. Иллюстрации и вещи создают образ книги и образы её героев.

Использование раздаточной продукции. На выставке должна быть представлена раздаточная продукция, подготовленная к мероприятию (если выставка сопровождает его) или изданная по теме выставки. Это могут быть закладки, визитки, памятки, информационные листы, буклеты. Буклет должен лежать так, чтобы можно было его взять в руки и развернуть, если закладка издана в ограниченном количестве (или если хотим показать в цветном варианте) крепим её на стеллаж и одной и другой стороной. (чёрно-белый вариант выкладываем так, чтобы можно было взять).

Приёмы визуального выделения объектов . Один из способов обратить внимание на книгу или иллюстрацию - развернуть ее обложку под углом в три четверти. Также книга производит лучшее впечатление, когда стоит на держателе-подставке, и посетитель воспринимает её как объёмный предмет. Динамизм при показе достигается, если поместить изображения движущихся объектов (летящего навстречу поезда или бегущих детей), а также с помощью цветовой гаммы, которая подбирается по контрасту. Светлые обложки книг, как и предметов, хорошо воспринимаются на темном фоне и наоборот.

Статьи из изданий или периодической печати представляются двумя путями: поставить книгу в закрытом виде или развернуть книгу на том месте, где начинается нужная статья и к ней прикрепить карточку. На карточке указать библиографическое описание статьи. Статьи из газеты неудобно располагать на выставке, газета мнётся или не виден заголовок. Лучше сделать копию, к которой прикрепить карточку с библиографическим описанием. Выставка не должна выглядеть пустой, но она не должна быть и перегруженной. Это может привести к обратному эффекту, а потому «лучше меньше, да лучше».

Большое значение для читателя имеют ссылки, данные на выставках к разделам фонда или систематического каталога. Содержание ссылки может быть таким: «Литературу по тематике, предложенной на выставке, Вы можете найти также на стеллажах №№ ________ в разделах…(указываются разделы). Обращайтесь также к разделам систематического каталога (также указывают разделы).

(картинки кликабельны, увеличить, смотреть)

7. РАЗМЕЩЕНИЕ.

Нужно заранее продумать, где поместить экспозицию: в стеклянных витринах (которых у нас нет, но мы надеемся, что будут), на книжных стеллажах или столах. Иногда соединяют все три варианта, а также используют поверхности окон, стен или дверей. Витрина создает ощущение объема, глубины, которая воспринимается как упорядоченный и замкнутый мир. На выставках, размещённых на стеллажах и столах, трудно разместить иллюстрации и предметы, поскольку стандартные стеллажи не глубоки. Но зато представленные на стеллаже, внутри полки, книги оказываются заключены в своеобразную рамку, которая фокусирует внимание. Нередко соединяют стеллажи со столами, благодаря чему снимается монотонный характер показа. При недостатке свободного места (но не при его экономии! Выставка в первую очередь должна привлекать внимание, а потом экономить место) оформляются выставки-плакаты, которые размещаются на стенах фойе или коридоров, выставки-стенды на которых размещают фото-материалы или творческие работы (рисунки) – это очень удобный вид экспозиции. Выставка «Книжный дождь» на нашем старшем абонементе, где книги как бы спускаются с потолка. Эта выставка хороша тем, что она очень часто обновляется, так как книги находятся перед глазами читателей и привлекают внимание.

(картинки кликабельны, увеличить, смотреть)

Это слайд-шоу требует JavaScript.

8. РЕКЛАМА ВЫСТАВКИ.

Следует уделить внимание рекламе выставки - от этого во многом зависят её успех и эффективность. В основе рекламно-информационной поддержки выставки лежит создание рекламных сообщений и публикаций. Рекламное сообщение может быть внутренним (для читателей библиотеки) или внешним, ориентированным на потенциальных пользователей. Различные средства рекламы: объявления в местных СМИ, устная реклама, по телефону, наружная реклама (афиши, плакаты), печатная реклама (листовки, буклеты, проспекты), бегущая строка на фасаде библиотеки, красочная информация в «Уголке читателя».

9. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КНИЖНОЙ ВЫСТАВКИ.

Прежде всего, необходимо вести учет, для этого в Дневнике работы выделяется отдельная графа, в которой ежедневно заносится число документов, выданных с выставки. Соответствующие пометки делаются библиотекарем в формуляре читателя, взявшего книгу с выставки. В кармашек каждого документа, книги с выставки, вложить цветную индикатор-закладку с названием выставки. После того как период экспонирования завершился, библиотекарь по «Дневнику» подсчитывает сколько всего изданий было выдано за период работы выставки. Сравнив количество предоставленной литературы и выданной можно вычислить коэффициент эффективности. Коэффициент эффективности равен: «число книговыдачи» делённое на число представленной литературы.

Если эффективность низкая, необходимо выяснить, почему выставка не пользовалась популярностью среди читателей. Для этого надо проанализировать все этапы выставочной работы, начиная с выбора темы и заканчивая рекламой, и определить, где были допущены ошибки. Высокую эффективность также надо изучать, чтобы выявить причины успеха выставки у читателей. В настоящее время для изучения эффективности выставочной работы широко используются методы опроса читателей – беседы, интервью, анкетирование. Они помогают выявить интересы и потребности читателей и позволяют планировать выставочную работу в соответствии с читательскими ожиданиями. Таким образом, анализируя эффективность выставочной деятельности, можно избежать ошибок в дальнейшем и сделать каждую выставку яркой, содержательной, интересной и популярной среди читателей.

10. ОШИБКИ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ВЫСТАВКИ.

Желание разместить на выставке как можно больше экспонатов - одна из наиболее распространенных ошибок. Так как избыточность информации снижает эффект визуального воздействия вплоть до полного неприятия. Хочется ещё раз сказать: не стоит забывать, что в центре внимания выставки всё же должна оставаться книга, а вся атрибутика является лишь её дополнением и сопровождением. Поэтому она должна не заслонить книгу, а наоборот, привлечь к ней внимание. Заголовок, названия разделов и атрибуты, сопровождающие выставку должны точно соответствовать её теме. (например выставка по экологии называется «Мир комнатных растений»). Выставка не будет работать если она плохо освещена или находится в труднодоступном месте. Бывает, что заглавие не «бросается в глаза» читателю при первом взгляде или нет так называемых сигнальных предметов, привлекающих внимание.

Самые распространённые ошибки при оформлении книжных выставок:


В библиотечной практике активно используются традиционные виды книжных выставок :

  • выставки новых поступлений;

  • выставки по актуальным темам и проблемам;

  • персональные выставки;

  • жанровые выставки;

  • выставки к знаменательным и памятным датам.

Кликни и смотри полностью

В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ ВЫСТАВКИ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ?

Цель выставки – познакомить читателей с новыми документами – книгами, газетами, журналами, фото- и видеоматериалами, поступившими в библиотеку. Чаще всего, эти выставки универсальны по содержанию. На них представлены книги по разным отраслям знаний и художественные, поэтому порядок расположения документов на таких выставках должен быть систематическим, то есть по системе таблиц ББК. Традиционный для такой выставки заголовок – «Новые книги». Он давно уже стал шаблоном, поэтому стоит поискать новые варианты названий, например: «К нам новая книга пришла», «Новинки на книжной полке», «Новинки из книжной корзинки».

Как правильно оформить выставку по актуальным темам и проблемам ?

Главная цель такой выставки – привлечь внимание читателей к конкретной теме, проблеме, побудить к чтению книг и других документов по этой теме путем представления и рекомендации лучших из них. Задача библиотекаря – выбрать актуальную, интересную читателям тему. Это могут быть:


Как правильно оформить персональную выставку ?

Цель – привлечь внимание к какой-то личности, персоне, пробудить желание как можно больше узнать об этом человеке, его жизни и деятельности. Такая выставка может быть посвящена художнику, писателю, поэту, композитору, ученому, политику, историческому лицу и др. Например: «Последний русский самодержец» (о Николае II) «Открыватель неведомых стран» (о Льве Кассиле); «Фантазии сеньора Родари» (о Джанни Родари).

Традиционно на персональной выставке присутствуют три раздела:

  • первый раздел рассказывает о жизни личности, персоны;

  • второй раздел посвящен её деятельности;

  • третий раздел представляет сами произведения, труды этого человека.

В чем особенность выставок к знаменательным и памятным датам ?

Цель выставки, оформляемой к знаменательной или памятной дате – представить информацию о каком-то событии, празднике, его истории и традициях, дать советы и рекомендации по его проведению. Традиционно в библиотеке оформляются выставки к «красным» дням календаря:

  • к Новому году («Весело, весело встретим Новый год», «Новогодняя мозаика», «Новогодний калейдоскоп»);

  • ко Дню защитника Отечества («Есть такая профессия – Родину защищать», «На страже Отчизны»)

  • к празднику 8 Марта («Милая мама моя», «Девчоночьи секреты»);

  • ко Дню Победы («Поклонимся великим тем годам», «Этот день мы приближали, как могли»).

Кликни и смотри полностью

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЖАНРОВАЯ ВЫСТАВКА?

Цель – привлечь внимание читателей к книгам определённого жанра, заинтересовать, побудить к чтению. Как это сделать? Один из вариантов – представить на выставке не только произведения определённого жанра, но и материал о возникновении этого жанра, его основателях, интересные и малоизвестные факты из его истории. Первыми помощниками библиотекаря в подготовке такой выставки будут «Энциклопедический словарь юного литературоведа», «Словарь литературоведческих терминов» и популярная литература из раздела «Занимательное литературоведение». Например, можно оформить выставку, посвященную разным видам сказок. Назвать её, например, «Волшебный мир сказок». Цель выставки – познакомить детей с различными направлениям жанра «сказка», лучшими произведениями, написанными в этом жанре. Разделами такой выставки могут стать названия разных видов сказок: «Волшебные сказки», «Сказки о животных», «Бытовые сказки».

ФОРМЫ ВЫСТАВОК

В настоящее время существует огромное множество форм выставок.

Выставка одной книги – это незаслуженно забытая форма выставки. Её целью является заинтересовать читателей какой-то определённой книгой, достичь этого можно, если представить на выставке разнообразный материал, который помогает раскрыть содержание книги. Это может быть информация об авторе книги, его жизни и творчестве, об истории создания книги, о прототипах героев произведения, их судьбе, на выставке также могут быть представлены разные издания этой книги, иллюстрации, выполненные разными художниками, фотокадры из фильмов-экранизаций. Очень важно для такой выставки правильно выбрать книгу. Она должна быть яркой, содержательной, интересной, не рядовой. Это может быть классика - прошлых веков и современная, или краеведческая книга

Выставка забытых книг , или правильнее было бы назвать «выставка незаслуженно забытых книг». Задача таких выставок - напомнить о хороших художественных и научно-популярных книгах, которые по каким-то причинам не пользуются популярностью у читателей. Особенно велико значение этих выставок для читателей-детей. Многие из них читают современную детскую литературу и совсем не знают книг, которыми зачитывались их родители. Выставку можно так и назвать - «Любимые детские книги наших пап и мам» или «Мы читали и ты прочти». Такие выставки очень актуальны не только потому, что способствуют взаимопониманию поколений. Они помогают вернуть современным детям так необходимые для их развития книги нравственно-этической направленности - произведения Владимира Железникова, Владислава Крапивина, Юрия Яковлева, Альберта Лиханова, Анатолия Алексина.

Экспресс-выставка одной публикации (книги) представляет собой оперативную форму о материалах по актуальной, интересной для различных читательских групп теме. Организуются такие выставки в день поступления периодического издания (книги) и экспонируются 3-5 дней. В центре выставки с заголовком «Интересная статья» («Внимание, новая книга!») помещают статью или книгу, рядом представляют публикацию на данную тему другого автора, если экспонируется статья, и рецензии на данную книгу, если экспонируется книга.

Книжная выставка-экспозиция - это синтез библиотечной и музейной выставки, где предметы и аксессуары, представленные на ней, способствуют более глубокому проникновению в тему, которой посвящена выставка. Причём предметов и аксессуаров здесь значительно больше, чем на обычной библиотечной выставке, а книги и другие документы удачно вписываются в экспозицию. Выставка-экспозиция может быть организована в виде инсталляции, музейного уголка, оформлена в витринах.

Выставка-инсталляция – это выставка с использованием предметов интерьера, драпировок, природных материалов, игрушек и т.д. К примеру, стоит дерево, рядом лежит ручка и заготовки из бумаги, например цветы. Каждый ребенок пишет на заготовках свою мечту и прикрепляет к дереву. Когда дерево зацветет – мечта сбудется. Это ещё и своеобразная игра.

Например, при оформлении выставки-инсталляции, посвящённой Великой Отечественной войне можно использовать такие детали, как косынка медсестры, военная фляжка, муляж гранаты, противогаз, грампластинки с мелодиями времён войны, старая керосиновая лампа, пионерский галстук, плащ-палатка и, конечно же, книги о войне и её героях, взрослых и детях.

Выставка-сюрприз – это неожиданная встреча с хорошей книгой, подарок. Такие выставки создают обстановку комфорта и праздника. Например, выставка-сюрприз «Книжный кот в мешке», на которой представленные книги упакованы в бумагу и каждая пронумерована. Из красочной коробочки читатель выбирает карточку с номером, и книгу с соответствующим номером можно взять с собой и прочесть дома. Два непременных условия: участвовать один раз и книгу разворачивать только дома. Подобная выставка была оформлена на нашем старшем абонементе и пользовалась большим успехом у читателей. А на младшем абонементе уже продолжительное время действует выставка-сюрприз. Там книги помещены в задрапированную коробку и маленький читатель может не глядя вытащить любую книгу и взять домой.

Всё более популярными в библиотеках становятся интерактивные выставки. Они призваны обеспечить обратную связь между читателем и библиотекарем и организовать живое общение между посетителями выставки, призвать их к обсуждению поставленной проблемы. Можно предложить следующую типологию интерактивных библиотечных выставок:

  • Игровые выставки.

  • Диалоговые выставки.

  • Выставки, подготовленные при участии читателей.

  • Выставки-исследования.

ИГРОВЫЕ ВЫСТАВКИ.

Отличительная особенность подобных выставок состоит в наличии познавательно-игрового момента. Читателю предлагается не только познакомиться с представленными документами, но и выполнить некоторые задания. Среди форм выставок-игр наиболее часто встречаются:

  • выставка-викторина;

  • выставка-кроссворд;

  • выставка-загадка;

  • выставка-конкурс.

Выставка-викторина. Данный вид выставок получил в библиотеках наиболее широкое распространение. Выставка-викторина предполагает наличие ряда вопросов, ответить на которые можно, обратившись к книгам, представленным на выставке. Ответы на вопросы можно дать как в устной, так и в письменной форме. Существует два варианта проведения викторины: в процессе демонстрации выставки (вопросы и задания размещаются непосредственно на выставочном пространстве) и по завершению работы выставки (как итог ознакомления с представленными материалами).

Выставка-загадка. Вариантов организации таких выставок может быть несколько, главная её особенность - наличие загадки, которую посетителям предлагается отгадать. Загадки могут быть использованы в качестве названия выставки или её разделов. Можно оформить загадки в виде конкурсных вопросов и заданий. Загадка может присутствовать в самой тематике выставки. К одному из видов выставок-загадок можно отнести выставку-провокацию, при оформлении которой сознательно допускается одна или несколько ошибок (например, на ней размещаются книги или дополнительные экспонаты, не соответствующие заявленной теме). Читателю предоставляется возможность обнаружить ошибки и заявить об этом организаторам.

ДИАЛОГОВЫЕ ВЫСТАВКИ.

Их особенность заключается в создании условий для обмена мнениями между библиотекарем и читателем, а также между читателями. Как правило, их тематика носит дискуссионный характер. Возможно размещение на выставочном пространстве листов, тетрадей, в некоторых случаях закрытых ящиков для записок, чтобы читатели могли высказать свое мнение.

При подготовке диалоговых выставок библиотеки используют следующие варианты:

  • выставка-размышление;

  • выставка-предостережение;

  • выставка «вопрос-ответ»;

  • выставка-отзыв;

  • выставка-обсуждение;

  • выставка-диспут;

  • выставка-дискуссия.

Выставка «вопрос-ответ» является своего рода заочным выполнением тематических запросов читателей и библиографических справок. Как правило, устанавливается ящик или коробка, в которую читатель опускает листок с интересующим его вопросом. Через какое-то время на стеллажах появляются книги и статьи, содержащие ответы на вопросы читателей. Такая выставка может оказаться удобной при общении с читателями, которые нуждаются в конкретной информации, но не могут чётко сформулировать запрос.

Выставка-отзыв представляет наряду с книгами читательские отзывы на них. Таким образом, осуществляется рекомендация читателями друг другу интересных, с их точки зрения, книг. Можно размещать на таких выставках положительный и отрицательный отзыв на одну и ту же книгу.

В современных библиотеках наряду с традиционными книжными выставками, в наше время широкое распространение получили и электронные книжные выставки. Электронная книжная выставка представляет собой путешествие по страницам одной книги или от книги к книге с подробной информацией об авторах, художниках, списках литературы, викторинами. Электронную выставку несложно создать в формате электронной презентации, либо видео или спец. программы. Такую выставку при соответствующем звуковом оформлении и наличии мультимедийного проектора можно использовать в качестве иллюстративного материала на массовом мероприятии. Электронные выставки для детей имеют свою специфику. Возможность использования не только анимации, но и игровых моментов делает такую форму работы особенно привлекательной для детей и подростков. В отличие от традиционной выставки, электронная книжная выставка обладает рядом преимуществ:

  • восприятие через компьютер служит своеобразной «приманкой» для детей. Яркие, красочные, с использованием игровых моментов, переключающие внимание детей с анимационных заставок на статическую страничку – всё это повышает уровень мотивации ребёнка к прочтению книги, которую он видел на экране;

  • массовость: на обозрение может быть представлено большое количество книг, можно сравнивать их оформление, тем самым побуждая ребёнка рассмотреть эти книги «вживую»;

  • вариативность: в любое время можно быстро поменять слайды и их расположение, убрать ненужные или вставить новые, изменить цветовую гамму или общий дизайн, делая ставку на тягу юного читателя к новизне ощущений;

  • работу такой выставки можно оснастить озвученным текстом и музыкой, проводя параллель между содержанием книги и музыкальной иллюстрацией к ней;

  • мобильность: такая выставка очень удобна для выездных мероприятий;

  • экономичность: нет необходимости работать со стеллажами, стендами, выставочными шкафами.

Стихийные выставки , или как их ещё называют книжные развалы это книги, сданные накануне читателями и размещаемые около кафедр выдачи или разложенные библиотекарем на столиках вблизи соответствующих разделов фонда. На первый взгляд развалы бессистемны: нет определенной последовательности, отсутствует характеристика изданий, но именно это и привлекает читателей, особенно тех, кто не слишком доверяет рекомендациям или не знает, что выбрать. Развалы важны тем, что создают ситуацию свободного выбора: срабатывает эффект доверия к тем, кто прочитал книгу раньше («Если другие взяли, прочитали, значит – хорошая книга»). Опытный библиотекарь умело пользуется этим эффектом, по-своему упорядочивая кажущееся хаотичным нагромождение книг. Во-первых, подкладывает сюда хорошие, но малознакомые или по другим причинам недооцененные читателем издания. Во-вторых, выявляет таким вот образом читательские предпочтения и использует полученные сведения в дальнейшей работе. Развалы озаглавливают определенным образом. Вместо безликой формулы «Книги, сданные читателями» появляются эмоционально-приподнятые, энергичные формулировки, побуждающие к действию. Например, «Книга, которая мне понравилась» или «Прочитал – понравилась – советую другим»

Одним из вариантов представления книг может быть книжная или тематическая полка , так как этот формат выставки очень удобен: не занимает много места, не перегружен дополнительными элементами, очень лаконичен и её можно разместить в любом месте свободного доступа. Например, в старшем читальном зале часто используется эта форма («900 блокадных дней», «Дни воинской славы России»)

Понравилось это:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!