Где живут зайцы и роют ли они норы? Изучение нового материала

Разделы: Начальная школа , Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2

Презентация к уроку














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Продолжить знакомство с творчеством Л.Толстого, познакомить с биографией Н. Рубцова, новыми произведениями.

  1. Совершенствовать навыки чтения, формировать умения определять жанр и тему, развивать художественное восприятие при слушании стихотворения.
  2. Развивать монологическую речь, расширять словарный запас учащихся, воображение.
  3. Воспитывать чувство сопереживания, любовь к природе.

Оборудование: Рисунки детей, выставка книг Толстого, Рубцова, мультимедийный проектор, презентация.

1. Организационный момент (Слайд 1) .

Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться “Доброе утро”.
“Доброе утро” улыбчивым лицам
И каждый становится добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера…

2. Актуализация знаний учащихся.

а) Литературная разминка.

Чтение детьми отрывков из сказок.

– Узнайте, из какой сказки герой?

“Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Вот и попросилась лиса к зайцу. Да сама его и выгнала из избушки”.

“Выскочил на горочку и сел. Собаки увидели зайца, бросили ворону – да за ним, ворона опять на забор. Заяц от собак ушёл”.

“А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает: “Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!”

– Кто главный герой сказок?
– Чем похожи зайцы из этих сказок?
– Почему в народных сказках заяц трусливый? (Это наблюдение за повадками зверька.)

б) Сообщения о зайцах. (Слайды 2, 3, 4) . Приложение 1 .

Послушайте ещё интересные сведения, о зайце расскажут ребята.

– Что узнали интересного?

3. Постановка целей урока.

– Сегодня мы познакомимся с двумя произведениями о зайцах, Л. Толстого и Н.Рубцова, и сравним, как по-разному можно рассказать об одном и том же.
– Рассмотрите портрет Л. Н. Толстого. (Слайд 5) .
– Что вы знаете о нём? Рассказ детей о писателе.

4. Изучение нового материала.

а) Подготовительная работа(Слайд 6).

ОХОТНИКИ
ПРОКЛАДЫВАЕТ
ПРОСЫПАЮТСЯ
ПРИТАИВШИСЬ
ПУГАЮТСЯ
ПУТАЮТСЯ
МЕТАТЬСЯ
ПОВЕРНЁТСЯ

б) Словарная работа. В тексте встретятся трудные слова.

– Что они обозначают (Слайд 7)?

Гумно – площадка для молотьбы сжатого зерна.
Гуменники – зайцы, которые живут на гумнах.
Бестолковый – непонятливый, бессмысленный.
Горестно – печально, тоскливо.

в) Первичное чтение учащимся.

– К какому жанру относится произведение? Докажите. (Рассказ – небольшое произведение, в нём описано поведение зайца, мало действующих лиц.) (Слайд 8).
– С какой целью Л. Толстой написал рассказ? (Для крестьянских детей из школы в Ясной поляне. Своими рассказами Л. Толстой отвечал на самые трудные детские вопросы).
– Что нового узнали о жизни животных, их повадках, отношениях между людьми и братьями нашими меньшими?

г) Повторное чтение учащимися (про себя) .

– Чем кормятся зайцы?
– Каким образом трусость спасает зайца?
– Зачитайте, как заяц петляет, путает следы.
– Чему удивляются охотники наутро?

Физкультминутка.

Зайчик беленький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднялись, а затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.

д) Составление пословиц (в группах) .

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью.
Заяц уж сед – навидался он бед.
Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.

– Проверьте, как вы составили пословицы. (Слайд 9). Объясните смысл последней пословицы. (Поймать зайца из всех наших животных может только борзая собака. Если зайцу грозит опасность, то он скачет со скоростью до 65 км/ч. (Слайд 10)).

е) Первичное чтение стихотворения Н. Рубцова.

– Сейчас мы познакомимся с ещё одним произведением, которое написал Н. Рубцов “Про зайца”. (Слайд 11).
– Читает учитель.
– Ваши впечатления?
– Какие чувства возникли в сердце?
– Какие картины нарисовали в своём воображении?

ё) Повторное чтение стихотворения учащимся. (Хором, вслух). Вопросы по содержанию:

– К какому жанру относится произведение? Обоснуйте. (Стихотворение – в стихотворной форме, рифма.)
– Где встретились автор и заяц?
– Как повёл себя каждый из них? Зачитайте.
– О чём думал после встречи с поэтом заяц? Зачитайте.
– Кто такой дедушка Мазай?

ж) Чтение стихотворения (в парах).

– Как автор относится к зайцу? (Добродушно, весело, с любовью.)
– Как вы считаете, что хотел донести автор этого стихотворения до читателей? (Зайцу одиноко, труслив зверь.)
– Кто думает, что хорошо подготовился к выразительному чтению?

з) Выразительное чтение стихотворения.

– Конкурс чтецов.
– Поаплодируйте ребятам.

Физкультминутка (Для глаз).

и) Знакомство с биографией поэта Н. Рубцова. Приложение 2 .

5. Сравнение произведений.

Сегодня на уроке мы познакомились с двумя произведениями.

– Чем отличаются произведения, с которыми мы познакомились на уроке? (Рассказ, стих.)
– Что общего? (Тема: про зайца.)
– Есть ли в рассказе Л.Толстого научные сведения? А в стихотворении Н. Рубцова?
– Какое произведение дало вам новые сведения о зайце? А затронуло ваши чувства?
– Где больше авторского вымысла в рассказе Л. Толстого или в стихотворении Н. Рубцова?
– Вывод: Произведения разные по жанру, объединены одной темой.

Рассказ даёт научные сведения, стихотворение затронуло чувства. (Слайд 12).

– В каких ещё произведениях по жанру встречается заяц? (Сказки, песни, познавательная литература (Слайд 13, 14)).

6. Рефлексия:

– Что больше всего запомнилось на уроке?
– Что заинтересовало вас? Что затронуло?
– Как считаете, вы работали на уроке?

На партах у вас лежат зайчики, напишите на них впечатление ваше от урока. Если урок понравился, поместите их в лес, нет – оставьте на парте.

7. Домашнее задание: (по выбору)

Список литературы.

  1. Ожегов С.И. – Толковый словарь – М.: Русский язык, 1985.
  2. Я познаю мир: Животные – М.: АСТ, 1999.
  3. http://ru.wikipedia.org

Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Тема: Л.Н. Толстой. Зайцы.
Цель: развитие читательских умений.
Планируемые результаты
Познавательные учебные действия: познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Зайцы»;
работать над развитием читательских умений;
расширять кругозор учащихся, наблюдательность за языковыми средствами, развивать речь, умение сравнивать, анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;
формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, учебник;
Регулятивные учебные действия: формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия;
Коммуникативные действия:
Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Личностные учебные действия:
Пробудить познавательную активность. Воспитывать интерес к природе, воспитывать дружеские отношения.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации с изображением зайцев, компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, аудиозапись «Зайцы. Л.Н. Толстой», печатные листы с биографией автора, карточки для работы в паре.

Ход урока
1. Организационный момент
- Задача нашего урока – продолжить работать над развитием читательских умений.
- А как вы это понимаете? Слайд 2
Читательские умения – осознанность, правильность, беглость,
выразительность.
-Значит, будете читать, рассуждать, анализировать.
-Какие еще умения понадобятся?
(умение работать в группе или в паре)
2. Проверка домашнего задания:
- С каким произведением Вы работали дома? (Н.Рубцов. Про зайца.)
- Какое это произведение? Почему?
(художественное, вызывает чувства)
- Какие чувства будете передавать?
-Слушание стихотворения наизусть (2-3 чел.)
- Какой критерий будем оценивать?
Оценить рассказывание по четырехбальной шкале.
(На доске выстраивается шкала для оценивания.)
Вывод:
- Какую задачу ставили?
- Какие умения понадобились?
3. Методический прием «Корзина понятий».
-Вы узнали кто это?
-Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? Какие ассоциации возникли? Слайд 3.
Составление «Кластера»:
Вывод:
Л.Н. Толстой – писатель – рассказы – басни – сказки – были - былины – разножанровый –– о детях – о природе – о Родине - художественный – вызывает чувства
-Проведем логические цепочки (по записям). Слайд 4.
4. Метод «Чтение с пометами».
-Все ли знаете об этом писателе?
При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях. Слайд 5.
V – уже знал
+ - узнал новое
? – хочу узнать

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

Лев Николаевич Толстой, русский писатель, родился 9 сентября 1828 в усадьбе Ясная Поляна.
Детство провел в имении Ясная Поляна Тульской губернии, Москве и Казани. Рано осиротел, воспитывали опекуны.
Получил домашнее образование. Затем поступил в Казанский университет. В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Имеет награды.
Позже уезжает за границу и знакомится со школами Европы.
Вернувшись, в Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука», но это была скорее энциклопедия в четырёх томах. Затем Лев Николаевич создает школы в других деревнях.

а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами.
б) Проверка.
-Что узнали нового?

Музей – усадьба Я́сная Поля́на - в Щёкинском районе Тульской области Слайд 6. (показать место на карте России).
Вывод: - Мы продолжим чтение произведений Л.Н.Толстого.

5. Работа над новым материалом.
Методический прием «Предположение».
- Посмотрите на рисунок, определите тему произведения (демонстрация на экране – рисунок зайцев). Слайд 7.
Тема: о животных.
- Что знаете об этих животных?
- Как бы Вы озаглавили?
- Определить жанр произведения.
Слушание текста – аудиозапись «Зайцы. Л.Н. Толстой» (по щелчку) Слайд 7
Задание до чтения: (Слайд 8)
1. Определить жанр произведения, вид текста.
2. Ответить на вопрос: Что заинтересовало?
Мозговой штурм после слушания текста.
- Определить жанр произведения, вид текста. Доказать.
- Что заинтересовало?
- А как о зайцах говорится?
- Определить вид текста. Докажите.
6. Лексическая работа.
- Значение каких слов не поняли? Слайд 9.
Озимями
На гумнах * (с.48)
Гуменники
- Как понимаете выражения?
-Зачитать толкование в словаре. (Словарь С.И.Ожегова)
Озимями – растения, семена которых вносятся в почву осенью.
Развивается некоторое время до наступления зимних холодов, в продолжение которых находится в покое, затем вновь оживает весной следующего года, совершает большую часть своего развития в этом году, к концу которого, или немного раньше, приносить плоды;
Гумно – площадка для молотьбы сжатого зерна.
Гуменники – зайцы, которые живут на гумнах.
Бестолковый – непонятливый, бессмысленный.
Горестно – печально, тоскливо.

-Какие умения понадобились?

Музыкальная физминутка.
7. Повторное аналитическое чтение по частям.
- Доказать, что в тексте содержатся научные факты.
Заполнение таблицы в парах.

Задание для работы в паре: заполнить таблицу.
Критерии – кратко сообщить факты.
Таблица 1









Виды зайцев Чем кормятся Кто их враги Как спасаются
Лесные Корою деревьев Охотники, собаки, волки, лисицы. путают следы
Полевые Озимями и травой Вороны, орлы. путают следы
Гуменники Хлебными зернами Люди, собаки. путают следы
Проверка (оценка работы по выбранным критериям)
по образцу на экране. Слайд 10.

- Что нового узнали из жизни зайцев? (1 пара у доски рассказывает)
- Какой литературный прием использует автор в произведении? (описание) Привести примеры. Слайд 11.
-Прочитайте, как Л.Н. Толстой описывает зайцев.
-Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании?
Сравнение. Привести примеры. Сравнивают, чем кормятся зайцы разных видов, как спасаются от врагов.
Что означает, литературный приём - противопоставление? Привести примеры.

- Задайте свои вопросы по тексту.
- Почему текст не заставил переживать?
Вывод: Рассказ «Зайцы» научно-познавательный. В нем автор сообщает информацию о том, какие бывают зайцы, чем кормятся, кто их враги и как спасаются. Слайд 12 -13.
Мотивация - Надо ли детям читать такие рассказы? Для чего?

-Вернемся к началу урока. Сравнить произведения.
-Что их объединяет? (тема одна – зайцы, а вид разный) Слайд 14.
- Какую задачу ставили? Справились? Докажите.
-Какие умения понадобились?
-Что хотелось бы сказать о произведении?
-Что хотел автор донести до читателей этим произведением?
Вывод: (Короткий рассказ, но много фактов)
8. Итог: составление «синквейна». Слайды 15-16.
1. Написать имя существительное по теме.
2. 2 имени прилагательных
3. 3 слова-действия
4. Предложение
5. Слово-смысл темы.
Домашнее задание: чтение с.48 – 49 подготовить рассказ о зайцах,
слайд 17.

Основная цель урока литературного чтения: формирование у школьников умения учиться.С первого этапа урока формирую умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения, оценивать и контролировать свои действия.Урок литературного чтения построен с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Буйвол Ольга Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ «НОШ №14», г. Биробиджан

Класс: 2, УМК «Гармония».

Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Тема: Л.Н. Толстой. Зайцы.

Цель : развитие читательских умений.

Планируемые результаты

Познавательные учебные действия: познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Зайцы»;

работать над развитием читательских умений;

расширять кругозор учащихся, наблюдательность за языковыми средствами, развивать речь, умение сравнивать, анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;

формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, учебник;

Регулятивные учебные действия: формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия;

Коммуникативные действия :

Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Личностные учебные действия:

Пробудить познавательную активность. Воспитывать интерес к природе, воспитывать дружеские отношения.

Оборудование : портрет писателя, иллюстрации с изображением зайцев, компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, аудиозапись «Зайцы. Л.Н. Толстой», печатные листы с биографией автора, карточки для работы в паре.

Ход урока

  1. Организационный момент

Задача нашего урока - продолжить работать над развитием читательских умений.

А как вы это понимаете? Слайд 2

Читательские умения - осознанность, правильность, беглость,

выразительность.

Какие еще умения понадобятся?

(умение работать в группе или в паре)

2. Проверка домашнего задания :

С каким произведением Вы работали дома? (Н.Рубцов. Про зайца.)

Какое это произведение? Почему?

(художественное, вызывает чувства)

Какие чувства будете передавать?

Слушание стихотворения наизусть (2-3 чел.)

Какой критерий будем оценивать?

Оценить рассказывание по четырехбальной шкале.

(На доске выстраивается шкала для оценивания.)

Вывод:

Какую задачу ставили?

Какие умения понадобились?

3 . Методический прием «Корзина понятий».

Вы узнали кто это?

Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? Какие ассоциации возникли? Слайд 3.

Составление «Кластера» :

Вывод :

Л.Н. Толстой - писатель - рассказы - басни - сказки - были - былины - разножанровый -- о детях - о природе - о Родине - художественный - вызывает чувства

Проведем логические цепочки (по записям). Слайд 4.

4. Метод «Чтение с пометами».

Все ли знаете об этом писателе?

При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях. Слайд 5.

V - уже знал

Узнал новое

Хочу узнать

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

Лев Николаевич Толстой, русский писатель, родился 9 сентября 1828 в усадьбе Ясная Поляна.

Детство провел в имении Ясная Поляна Тульской губернии, Москве и Казани. Рано осиротел, воспитывали опекуны.

Получил домашнее образование. Затем поступил в Казанский университет. В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Имеет награды.

Позже уезжает за границу и знакомится со школами Европы.

Вернувшись, в Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука», но это была скорее энциклопедия в четырёх томах. Затем Лев Николаевич создает школы в других деревнях.

а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами.

б) Проверка.

Что узнали нового?

Музей - усадьба Я́сная Поля́на - в Щёкинском районе Тульской области Слайд 6. (показать место на карте России).

Вывод : - Мы продолжим чтение произведений Л.Н.Толстого.

5. Работа над новым материалом.

  1. Методический прием «Предположение» .

Посмотрите на рисунок, определите тему произведения (демонстрация на экране - рисунок зайцев). Слайд 7.

Тема: о животных.

Что знаете об этих животных?

Как бы Вы озаглавили?

Определить жанр произведения.

Слушание текста - аудиозапись «Зайцы. Л.Н. Толстой» (по щелчку) Слайд 7

Задание до чтения : (Слайд 8)

1. Определить жанр произведения, вид текста.

2. Ответить на вопрос: Что заинтересовало?

Мозговой штурм после слушания текста.

Определить жанр произведения, вид текста. Доказать.

Что заинтересовало?

А как о зайцах говорится?

Определить вид текста. Докажите.

6. Лексическая работа .

Значение каких слов не поняли? Слайд 9.

  1. Озимями
  2. На гумнах * (с.48)
  3. Гуменники

Как понимаете выражения?

Зачитат ь толкование в словаре. (Словарь С.И.Ожегова)

Озимями - растения, семена которых вносятся в почву осенью.

Развивается некоторое время до наступления зимних холодов, в продолжение которых находится в покое, затем вновь оживает весной следующего года, совершает большую часть своего развития в этом году, к концу которого, или немного раньше, приносить плоды;

Гумно - площадка для молотьбы сжатого зерна.

Гуменники - зайцы, которые живут на гумнах.

Бестолковый - непонятливый, бессмысленный.

Горестно - печально, тоскливо.

Какие умения понадобились?

Музыкальная физминутка.

7. Повторное аналитическое чтение по частям.

- Доказать, что в тексте содержатся научные факты.

Заполнение таблицы в парах.

Задание для работы в паре : заполнить таблицу.

Критерии - кратко сообщить факты.

Таблица 1

Виды зайцев

Чем кормятся

Кто их враги

Как спасаются

Проверка (оценка работы по выбранным критериям)

по образцу на экране. Слайд 10.

Что нового узнали из жизни зайцев? (1 пара у доски рассказывает)

Какой литературный прием использует автор в произведении? (описание ) Привести примеры. Слайд 11.

Прочитайте, как Л.Н. Толстой описывает зайцев.

Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании?

Сравнение . Привести примеры. Сравнивают, чем кормятся зайцы разных видов, как спасаются от врагов.

Что означает, литературный приём - противопоставление ? Привести примеры.

Задайте свои вопросы по тексту.

- Почему текст не заставил переживать?

Вывод : Рассказ «Зайцы» научно-познавательный. В нем автор сообщает информацию о том, какие бывают зайцы, чем кормятся, кто их враги и как спасаются. Слайд 12 -13.

Вернемся к началу урока. Сравнить произведения.

Что их объединяет? (тема одна - зайцы, а вид разный) Слайд 14.

Какую задачу ставили? Справились? Докажите.

Какие умения понадобились?

Что хотелось бы сказать о произведении?

Вывод: (Короткий рассказ, но много фактов)

8. Итог: составление «синквейна». Слайды 15-16.

1. Написать имя существительное по теме.

2. 2 имени прилагательных

3. 3 слова-действия

4. Предложение

5. Слово-смысл темы.

Домашнее задание : чтение с.48 - 49 подготовить рассказ о зайцах, слайд 17.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!