Диалог катерины и варвары гроза отрывок. Монологи из пьесы Островского "Гроза" всё ещё современны. Почему люди не летают: особенности физиологии

отрывок из "Грозы" Островского. не поверите, не могу уснуть, стала перечитывать.. и прослезилась опять. фак! либо я черезчур сентиментальна потому что эмо, либо потому что схожу сума.. даже не знаю что хуже)))

Явление седьмое

Катерина и Варвара.

Катерина. Так ты, Варя, жалеешь меня?
Варвара (глядя в сторону) . Разумеется, жалко.
Катерина. Так ты, стало быть, любишь меня? (Крепко целует.)
Варвара. За что ж мне тебя не любить‑то?
Катерина. Ну, спасибо тебе! Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти.

Молчание.

Знаешь, мне что в голову пришло?
Варвара. Что?
Катерина. Отчего люди не летают?
Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.
Катерина. Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? (Хочет бежать.)
Варвара. Что ты выдумываешь‑то?
Катерина (вздыхая) . Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.
Варвара. Ты думаешь, я не вижу?
Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много‑много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы, - у нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую‑нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!
Варвара. Да ведь и у нас то же самое.
Катерина. Да здесь все как будто из‑под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается. А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану - у нас тоже везде лампадки горели - да где‑нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие‑то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.
Варвара. А что же?
Катерина (помолчав) . Я умру скоро.
Варвара. Полно, что ты!
Катерина. Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка, что‑то со мной недоброе делается, чудо какое‑то! Никогда со мной этого не было. Что‑то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или… уж и не знаю.
Варвара. Что же с тобой такое?
Катерина (берет ее за руку) . А вот что, Варя: быть греху какому‑нибудь! Такой на меня страх, такой‑то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто‑то туда толкает, а удержаться мне не за что. (Хватается за голову рукой.)
Варвара. Что с тобой? Здорова ли ты?
Катерина. Здорова… Лучше бы я больна была, а то нехорошо. Лезет мне в голову мечта какая‑то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану - мыслей никак не соберу, молиться - не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самое себе совестно сделается. Что со мной? Перед бедой перед какой‑нибудь это! Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой‑то: кто‑то так ласково говорит со мной, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто‑то обнимает так горячо‑горячо и ведет меня куда‑то, и я иду за ним, иду…
Варвара. Ну?
Катерина. Да что же это я говорю тебе: ты девушка.
Варвара (оглядываясь) . Говори! Я хуже тебя.
Катерина. Ну, что ж мне говорить? Стыдно мне.
Варвара. Говори, нужды нет!
Катерина. Сделается мне так душно, так душно дома, что бежала бы. И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…
Варвара. Только не с мужем.
Катерина. А ты почем знаешь?
Варвара. Еще бы не знать.
Катерина. Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?
Варвара. Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть.
Катерина. Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться; я от тоски что‑нибудь сделаю над собой!
Варвара. Что ты! Что с тобой! Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет.
Катерина. Нет, нет, не надо! Что ты! Что ты! Сохрани господи!
Варвара. Чего ты испугалась?
Катерина. Если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому, я уж не пойду домой ни за что на свете.
Варвара. А вот погоди, там увидим.
Катерина. Нет, нет, и не говори мне, я и слушать не хочу.
Варвара. А что за охота сохнуть‑то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить‑то!

Катерина: «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

(А. Островский)

Люди не летают так, как птицы, но мечта о полётах сопровождает человечество из века в век. Человек хочет летать сам, физически, – например, при помощи приспособлений, имитирующих крылья. Подобное желание рождается у него из чувства внутреннего полёта. Вот как передаёт это чувство героиня Островского: это когда стоишь на горе – и так и тянет тебя лететь!

Душа человека рвётся в небо. Это является не столько физическим желанием, а может, и категорически не физическим, а душевным переживанием, рождаемым печалью от собственной отягощённости и привязанности к земле. Люди рискуют своими жизнями, чтобы испытать чувство полёта, но никогда не удовлетворяются им полностью. Потому что желание духовной свободы не заменишь выбросом адреналина, хотя это и сильное эмоциональное переживание.

Эта статья не о тех, кто летает во сне или наяву. А о наших духовных полётах и о том, что мешает человеку постоянно испытывать то невероятное состояние душевного подъёма, которое возносит его на высоты имана. Почему нам не удаётся постоянно пребывать в состоянии религиозного подъёма? Что мешает оставаться на высоте духовности перманентно?

Ответ, как ни странно, предельно прост: наши привязанности привязывают наши крылья к земле. Бесконечные мирские удовольствия кроме приятности несут в себе опасность: если мы полюбим их, они могут превратиться в канаты, которые привяжут нашу духовность к этой дунье и будут мешать расправляться крыльям нашей души. Такими же канатами бывают зачастую и не всегда несущие в себе радость суета, быт, хлопоты – они тоже могут лишить нас умения летать душой.

Весь день – как день: трудов исполнен малых

И мелочных забот.

Их вереница мимо глаз усталых

Ненужно проплывёт.

<…>

И к вечеру отхлынет вереница

Твоих дневных забот.

Когда ж в морозный мрак засмотрится столица

И полночь пропоёт, –

И рад бы ты уснуть, но – страшная минута!

Средь всяких прочих дум –

Бессмысленность всех дел, безрадостность уюта

Придут тебе на ум.

И тихая тоска сожмёт так нежно горло:

Ни охнуть, ни вздохнуть,

Как будто ночь на всё проклятие простерла,

Сам дьявол сел на грудь!

<…>

Вот так примерно, как в стихотворении Блока, и происходит: дневная суета настолько сковывает нашу духовную жизнь, что не просто не даёт расправиться крыльям, а придавливает к земле. Поэт нашёл меткое сравнение: «сам дьявол сел на грудь». Нечто похожее и происходит с нами, когда дела мирские одерживают над нами победу. Фактически это шайтан осёдлывает нашу жажду высоты.

Это вовсе не значит, что необходимо удалиться полностью от жизни человечьей и стать отшельником. Монашества нет в Исламе – оно не предписано для мусульман. Но соотношение между тем, как много места в нашем сердце занимают мирское и духовное, должно быть в пользу последнего, как ноль к сотне. Потому что бытовые дела и любимые наши приятности можно совершать таким образом, чтобы эти приземлённые и привычные действия становились актом поклонения (ибадатом), – а можно, делая то же самое, вместо приближения к Всевышнему Аллаху отдаляться от Него. Всё дело в нияте (намерении сердца) и в том, чем занято наше сердце в течение дня. Недостаточно просто словесного утверждения «я живу ради Аллаха», недостаточно перед каждым действием произнести вызубренную священную формулу «бисмилляхи ррахмани ррахим». Необходимо обратить своё сердце к Создателю и сосредоточиться на Нём. Не каждый сможет достичь такой постоянной концентрации, и произнесение «бисмилля…» напоминает и направляет наше сердце в правильном направлении.

Очень часто мы любим супруга (супругу) ради себя любимого, забыв о любви ради Аллаха, и тогда эти отношения становятся для нас такими же, как употреблённая ради удовлетворения своего нафса шоколадка. А могут быть одним из самых достойных способов любить Всевышнего Господина и поклонением Ему. Так же и отношения с родственниками, работа, домашние дела, произведение и выращивание потомства, покупка жилья, любимое хобби, отмечание праздников и преодоление будней – всё это имеет две возможности осуществления.

То, что мы делаем ради Аллаха, – может вознести нас на немыслимые высоты. Эти действия приводят нас к душевному парению, когда мы замираем в восторге и понимаем, чувствуем, осознаём, какое это чудо – вера! Легче всего подобное состояние даётся тем, кто только начал соблюдать религию Аллаха. Первое огорчение неофита – что это не будет постоянным его состоянием. То, о чём говорилось выше, постепенно начинает снова завоёвывать свои позиции в сердце верующего, и полёт затрудняется привязками. Сохранить и поддерживать себя на вершине духовной чистоты беспрерывно – это работа. Фактически это то, что предстоит нам делать ежечасно, пока мы живы. Потому что «мы живы» – это шанс.

Он с вечера крепко уснул

И проснулся в другой стране.

Ни холод утра,

Ни слово друга,

Ни дамские розы,

Ни манифест футуриста,

Ни стихи пушкиньянца,

Ни лай собачий,

Ни грохот тележный –

Ничто, ничто

В мир возвратить не могло...

Драма «Гроза» занимает центральную позицию в творческом наследии А.Н.Островского. Монолог «Почему люди не летают, как птицы?» потрясает своей глубиной и искренностью. Главная героиня пьесы - Катерина Кабанова - вызывает у читателя сочувствие и восторг. Она одна выделяется среди общества, в котором процветают жестокие нравы и ханжеское поведение.

В то же время героине явно не хватает внутренней силы, чтобы противостоять социальным устоям и отстаивать собственную индивидуальную позицию. Несмотря на мечтательность, она не умеет понять саму себя, не знает, чего в действительности желает достичь в этой жизни. Драма Катерины Кабановой - это трагедия нереализованной индивидуальности, стремления к отнятой свободе.

В чем ограниченность героини?

Девушка выросла в семье, где много времени уделяли религии и разным священным обрядам. В то же время она не получила даже минимального образования, которое позволило бы ей в дальнейшем разбираться во многих вещах и рассуждать на глубокие темы. Катерина любила бывать наедине с собой, мечтать, но не строила никогда планов по поводу счастливого замужества. Она на личное счастье всегда смотрела как-то из-за угла, словно не могла представить того, что оно ее когда-нибудь коснется. Такое мировоззрение порождает многочисленные иллюзии и формирует ложное представление о жизни в целом.

Островский Александр Николаевич создает картину неустроенной одинокой души, которая мечется по свету и не знает покоя, нигде не может найти утешения, своего места в мире. Эта личностная драма настолько глубока и пронзительна, что затрагивает самые потаенные сердечные струны.

Неудовлетворенность жизнью

Катерина вошла в дом Кабановой, но не стала его частью. Вся душа ее внутренне противилась тому, что происходило в этих стенах. Девушка с самого начала чувствовала себя лишней, но ничего поделать не могла: не по своей воле вышла замуж, не могла принимать самостоятельные решения. Как в такой атмосфере было появиться чувству довольства жизнью и гармонии, льющейся через край?

«Почему люди не летают, как птицы?» - это крик о помощи, который так никто и не услышал. В этом монологе Катерина рассуждает не столько о физической невозможности человека осуществить полет, сколько о собственной ограниченности в отчаянном недовольстве и смутном желании что-то изменить. У молодой женщины нет ни плана самореализации, ни подлинного стремления к изменению окружающей реальности. Катерина не воительница, она страдает даже не по собственной воле. Вот о чем рассказывает драма «Гроза» (Островский). Катерина подтверждает невозможность прийти к внутреннему преображению.

Потребность в любви

Как и все юные девушки, Катерина наверняка втайне мечтала о большом и светлом чувстве. Но ее возвышенные мысли остались только грезами. Ей не довелось испытать большой любви, она еще ни к кому не питала сильной привязанности, как ее выдали замуж за нелюбимого человека. Тихон Кабанов - слабый, безвольный, тот, кто не смог взять ответственность не только за благополучие жены, но и за свою собственную судьбу. Позже Катерина встречает Бориса и влюбляется в него без памяти. Это чувство родилось в состоянии затворничества, и молодая женщина надеялась на то, что, возможно, ей удастся согреться у истоков этого начала.

Островский Александр Николаевич очень тонко подчеркивает глубину личной нереализованности своей героини: у нее нет в жизни никакой отрады, она живет в доме мужа и свекрови и чувствует там себя чужой, одинокой, ненужной. «Почему люди не летают, как птицы?» - это отчасти риторический вопрос. Будь у Катерины крылья за спиной, она покинула бы нелюбимого супруга и ушла не оглядываясь. Этим глубоким внутренним вопрошанием она подчеркивает невозможность изменить ситуацию, отсутствие в жизни значимой поддержки и помощи.

Характер и неукротимая жажда жизни

Как бы ни страдало живое сердце в этой дикой атмосфере холодности и ненужности, героиня остается верной себе. Она так и не смогла принять те законы, по которым ей приходилось жить, те, что навязывались извне. Воспоминания об отчаянных поступках, совершаемых в детстве («Помню, обидели меня чем-то дома, так что я сделала!»), только подчеркивают непростой характер героини. Ее не удовлетворяет перспектива всю жизнь подчиняться мнению большинства.

«Почему люди не летают, как птицы?» - это монолог отчаяния, глубокое внутреннее вопрошание, адресованное себе самой.

Несчастная любовь

Стремление к свободе и желание обрести целостность с самой собой были бы неполными без встречи героини с Борисом. На самом деле она как будто была предопределена свыше. Их отношения нельзя назвать слишком близкими и доверительными. Катерина никогда не знала этого человека достаточно хорошо. В его образе она увидела возможность проявить собственное стремление к счастью. В частности, вопрос «Почему люди не летают, как птицы?» был адресован и ему.

Вместо заключения

Данное произведение может удивлять, наводить печаль, но оно не оставляет равнодушным читателя. Монолог Катерины заставляет задуматься о скоротечности жизни и многих упущенных возможностях, которые мы потом не можем вернуть.

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы, - у нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!
Варвара. Да ведь и у нас то же самое.
Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается. А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану - у нас тоже везде лампадки горели - да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то. Katerina . This I was ! I lived or not grieve about what exactly the bird in the wild. Mama in me doted dress up me like a doll, not compelled to work ; I want to used to it and do. You know how I lived in a girl? So I "ll tell you now . Get up I used early; if in the summer, so I"ll go to klyuchok , and wash , brought with him a little water , and all the flowers in the house shall water . I had a lot of colors , a lot. Then go with mama to church, and all pilgrims - we house was full of pilgrims ; yes bogomolok . And coming out of the church , sit at any work more on velvet with gold, and the pilgrim will tell where they were, they saw the lives of different or poems sung . So before lunch time and passed. Then the old woman lay down to sleep , and I walk through the garden . Then for vespers , and again in the evening stories yes singing. Such was good !
Varvara . Why, and we have the same thing.
Katerina . Yes, here everything seems out of bondage. And before his death, I loved to go to church ! Exactly happened, I "ll go to heaven and not see anyone , and while I do not remember and do not hear when the service is over . Exactly how this was one second . My mother said that everything happened, look at me , that to me is done. You know: a sunny day in the dome a light pole goes down , and in this post goes smoke , as if a cloud , and I see I used to like the angels in this column fly and sing . And what happened , girl, get up at night - we also have the lamps burning everywhere - yes somewhere in a corner and pray until the morning. Or early in the morning in the garden leave, the sun still rises , fall on his knees , praying and crying, and she did not know what to pray and what to pay ; so me and find me. And about what I prayed then , what you are asking , I do not know ; I do not need anything , all I"ve had enough. And what dreams I dreamed , Varvara , what dreams ! Or Temple of the Golden , gardens or some unusual , and all sing the invisible voice, and cypress smell, and the mountains and the trees if not the same as usual, but as images are written . And then , if I fly , and fly through the air . And now the dream sometimes , but rarely, and not that.

«Отчего люди не летают?… Я говорю,о тчего люди не летают так, как птицы?

Знаешь, мне иногда кажется, что я птица.

Когда стоишь на горе, так тебя и тянет летать. Вот так бы разбежалась,подняла руки и полетела».

А. Островский «Гроза»

Как хочется улететь, оторваться от земли, мирских забот и страхов. Стать свободной.

Проблемы, суета, переживания тяжким грузом висят на нас и мешают легко двигаться вперед:

— «Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану – мыслей никак не соберу…» — говорит главная героиня «Грозы».

Сбросить оковы и устремиться к новому, прекрасному, радостному – это мечта каждого человека. Но как навести порядок в собственных мироощущениях? Как запретить инородным мыслям вмешиваться в нашу жизнь и навязывать чуждые состояния, не давая свободно и счастливо дышать?

Человеческое подсознание – это тоже бездонное небо, неизученный космос: оно то вдруг озаряется сотнями идей, мыслей, то затухает, таится. Оно то вспыхивает зарницей радостных эмоций, выбивая нас из спокойного течения событий, то испытывает наше терпение, заковывая в темноту неизвестности, страха.

Человек пока не может понять, почему происходят такие разные события в его голове и откуда берутся сигналы к всплеску тех или энных эмоций. Если даже источником волнений является другой человек, то откуда у него берутся, например, агрессивные импульсы, и почему окружающие его люди, словно приемники, тут же улавливают их и перенимают, становясь усилителями сигналов.

Но, несмотря на огромное количеству вопросов, человек существо мыслящее, а значит – способное принимать рациональные решения. Стоит захотеть и можно постичь искусство противостояния всему ненужному, мешающему, а порой и разрушающему. Развить в себе то, чему природа уделила так непростительно мало времени, создавая человека.

Процесс управления своими и чужими эмоциями – это развитие, усовершенствование себя. Одной из известных и успешно применяемых методик для этого развития является аутотренинг. АТ позволяет научиться жить свободно от эмоций. Он позволяет как бы выстроить вокруг себя невидимую глазу защиту.

Я уверена, если бы героиня Александра Островского владела приемами аутотренинга, она смогла бы противостоять эмоциям, раздирающим ее сознание и непозволяющим принять верное решение, направленное на урегулирование возникшего конфликта.

Жизнь на этой планете и под этим небом – это само по себе счастье, и за это счастье необходимо бороться, не позволяя ввергать себя в пучину бесплодных страстей, страхов и других ненужных волнений, уничтожающих человека изнутри и отнимающих огромное количество невозвратного и поистине бесценного времени!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!